Взаимосвязь самооценки и креативности в студенческом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Работа посвящена исследованию взаимосвязи самооценки и креативности в студенческом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….........................3
Глава 1. Теоретический анализ специфики самооценки в студенческом возрасте……………………………………………………………………………5
1. Теоретический анализ феномена самооценка……………………………5
2. Психологическая характеристика студенческого возраста…………….11
3. Особенности самооценки в студенческом возрасте……………………17
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Исследование взаимосвязи самооценки и креативности в студенческом возрасте…………………………………………………………..24
2.1. Цели, задачи и методы исследования.……………………………………..24
2.2. Проведение и анализ результатов исследования……………. …………..25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....33

Работа содержит 1 файл

вариант 5.docx

— 164.81 Кб (Скачать)

     Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. Умение человека оценить свои силы и возможности, устремления, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, умение самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель имеет огромное значение в формировании личности.

     Самооценка  в зависимости  от своей формы  (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать  или, наоборот, подавлять  активность человека. Неадекватная, низкая самооценка снижает  уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в  собственных возможностях, ограничивает жизненные  перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д.  Заниженная самооценка наносит ущерб  и обществу, так  как человек не в полной мере реализует  свои силы и возможности, трудится не с полной отдачей.

     Западноевропейские  и американские психологи  рассматривают самооценку как механизм, обеспечивающий человеку ориентацию в окружающей среде,  согласованность  его внутренних требований к себе с внешними условиями. При этом социальная среда  понимается ими как  всегда враждебная человеку, враждебная его потребностям и стремлениям. Эта точка зрения З.Фрейда и неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромм). Поскольку самооценка человека, считают они, складывается под давлением постоянного конфликта между внутренними пробуждениями и внешними запретами, адекватная самооценка невозможна в принципе. Представление человека о самом себе является неполным, искаженным. По мнению З. Фрейда, наиболее сложные и острые внутренние конфликты личности связанны с переоценкой и недооценкой своей личности. Идеализированное представление человека о своем «Я» постоянно сталкивается с актуальным и реальными «Я» [25, с. 67].

     От  самооценки человека зависит характер его общения, отношения  с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень  притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой  в жизни и к  выполнению которых  считает себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в  различных ситуациях  выбора, как в трудных  жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, в общественной работе.

     Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек  считает для себя основной, где у  него есть высокие  притязания.

         Самооценки и ее виды

     Вид самооценки – это соответствие самооценки реальному положению дел. Выделяют самооценку адекватную и неадекватную. Неадекватная самооценка подразделяется на завышенную и заниженную. Человек  с адекватной самооценкой реально  воспринимает свои способности, особенности  и возможности. Он  трезво осознает как свои недостатки, так и достоинства. При завышенной самооценке человек  склонен себя переоценивать, при заниженной же, напротив, недооценивать. Склонность к определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством.

     Человек с высоким уровнем самооценки воспринимает себя как более способную  и достойную личность, чем человек с низким уровнем самооценки [7].

     Завышенная  и заниженная самооценки являются в  равной мере нежелательными потому, что  в первом случае имеется опасность  формирования и сохранения многих отрицательных  качеств, таких как нетерпимость к мнениям других, высокомерие, во втором – безынициативность, трудность  общения с другими [10]. Допускалось, что нереалистическая позитивная самооценка и завышенное чувство оптимизма являются признаками хорошего душевного здоровья (Taylor & Brayn, 1988); более поздние исследования свидетельствуют о том, что в долговременной перспективе точная самооценка является обязательным условием нормального душевно состояния (Solvin, Block & Funder, 1995). Негативная самооценка приводит к ослаблению иммунной  системы и, следовательно, большей уязвимости для болезней (Striumen, Lenieux & Coe, 1993). С повышенной самооценкой также повышается уровень серотонина в крови, гормона, участвующего в сужении кровяных сосудов, стимуляции и расслабления мускулов и передачи импульсов между клетками. Есть теория, что биохимические элементы могут использоваться для повышения самооценки [7].

     Самооценка  сильно влияет на наше восприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий  себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение  других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что недостоин  любви, никогда не научится любить. Человек, низко себя ставящий, едва ли будет когда-либо счастлив. Низкая самооценка отличает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в  целом. Поэтому является скорее препятствием к борьбе с отдельными недостатками, так как если человек считает себя плохим в целом, то не видит смысла в искоренении отдельных недостатков. Эта позиция вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих, так как тот, кто не ценит собственной личности, не посчитается и с чужой.

     Полноценный человек, деятельный и полезный для  общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь близким – это человек с  несколько завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с  таким дружат, такому скорее повезет  в любви. 

1.2. Психологические характеристики студенческого возраста

     Студенчество  в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории  выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической  школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится  с этапами развития взрослого  человека, представляя собой «переходную  фазу от созревания к зрелости» и  определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение  студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом  подходе.

     Рассматривая  студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения  высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью  и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной  социализации человека, развития высших психических функций, становления  всей интеллектуальной системы и  личности в целом. Если рассматривать  студенчество, учитывая лишь биологический  возраст, то его следует отнести  к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления [9, с.11].

     Период  юности рассматривался издавна как  период подготовки человека к взрослой жизни, хотя в разные исторические эпохи  ему придавался разный социальный статус. Проблема юности волновала философов  и ученых издавна, хотя возрастные границы  этого периода были нечетки, а  представления о психологических, внутренних критериях юношеского возраста были наивны и не всегда последовательны.

     Юность  однозначно оценивалась как этап завершения физического, полового созревания и достижения социальной зрелости и  связывалась с взрослением, хотя представления об этом периоде развивались  со временем, и в разных исторических обществах оно было отмечено различными возрастными границами.

     И.С. Кон отмечал, что «возрастные  категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический, сколько  социальный статус, общественное положение». Связь возрастных категорий с  социальным статусом сохраняется и  сейчас, когда предполагаемый уровень  развития индивида данного хронологического возраста определяет его общественное положение, характер деятельности, социальные роли. Возраст испытывает на себе влияние  социальной системы, с другой стороны, сам индивид в процессе социализации усваивает, принимает новые и  оставляет старые социальные роли. К.А. Абульханова-Славская, указывая на социальную обусловленность зрелых возрастов, считает, что периодизация жизненного пути личности, начиная  с юности, перестает совпадать  с возрастной и становится личностной.

     Психологическое содержание юности связано с развитием  самосознания, решения задач профессионального  самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются  познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, утверждается самостоятельность личности, выбор жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а, следовательно, и студенческая пора [11].

     А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости  человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами  интеллектуальной деятельности. Легче  всего приобретаются все необходимые  в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые  специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций  и т.д.).

     Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться  с трех сторон:

1) с  психологической, которая представляет  собой единство психологических  процессов, состояний и свойств  личности. Главное в психологической  стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание  психических процессов, возникновение  психических состояний, проявление  психических образований;

2) с  социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;

3) с  биологической, которая включает  тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные  рефлексы, инстинкты, физическую  силу, телосложение. Эта сторона  в основном предопределена наследственностью  и врожденными задатками, но  в известных пределах изменяется  под влиянием условий жизни.

     Изучение  этих сторон раскрывает качества и  возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Сравнительно с другими возрастами в юношеском  возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Следовательно, студенческий возраст  характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития [12].

     Если  же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и  эстетических чувств, становления и  стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.

     Время учёбы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.). Характерной  чертой нравственного развития в  этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются  те качества, которых не хватало  в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Информация о работе Взаимосвязь самооценки и креативности в студенческом возрасте