Взаимосвязь самооценки и креативности в студенческом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Работа посвящена исследованию взаимосвязи самооценки и креативности в студенческом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….........................3
Глава 1. Теоретический анализ специфики самооценки в студенческом возрасте……………………………………………………………………………5
1. Теоретический анализ феномена самооценка……………………………5
2. Психологическая характеристика студенческого возраста…………….11
3. Особенности самооценки в студенческом возрасте……………………17
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Исследование взаимосвязи самооценки и креативности в студенческом возрасте…………………………………………………………..24
2.1. Цели, задачи и методы исследования.……………………………………..24
2.2. Проведение и анализ результатов исследования……………. …………..25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....33

Работа содержит 1 файл

вариант 5.docx

— 164.81 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Волгоградский  государственный университет»

Факультет естественных наук

Кафедра психологии 
 
 
 

Павленко  Алина Авезовна

Взаимосвязь самооценки и креативности в студенческом возрасте

Курсовая  работа студентки 3 курса группы ПС-081 
 

           
 

              Научный руководитель:

                кандидат психологических наук,

                доцент Курышева О.В.

                                                                                                                                                                                                     
 
 
 
 

Волгоград 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….........................3

Глава 1. Теоретический  анализ специфики самооценки в студенческом возрасте……………………………………………………………………………5

    1. Теоретический анализ феномена самооценка……………………………5
    2. Психологическая характеристика студенческого возраста…………….11
    3. Особенности самооценки в студенческом возрасте……………………17

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….22

Глава 2. Исследование взаимосвязи самооценки и креативности в студенческом возрасте…………………………………………………………..24

2.1. Цели, задачи и методы исследования.……………………………………..24

2.2. Проведение и анализ результатов исследования……………. …………..25

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

     Работа  посвящена исследованию взаимосвязи  самооценки и креативности в студенческом возрасте.

     В результате многочисленных теоретических  и эмпирических исследований, проведенных  в отечественной и зарубежной психологии по проблемам самооценки, возникло представление, что самооценка своим влиянием пронизывает все  аспекты человеческого существования.

     Значимый  вклад в изучение самооценки внесли С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.И. Липкина, А.Н. Леонтьев, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, И.С. Кон, Р. Бернс, К. Роджерс, Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова и многие другие.

     Самооценка  сложный конструкт и рассматривается  в отечественной психологии в  связи с развитием самосознания и является, в основном, предметом  возрастной психологии. В зарубежной психологии проблема  самооценки является предметом социально-психологического анализа, а также педагогической психологии.

Изучение  проблемы самооценки, является очень  важной с точки зрения практической психологии – как в области  психотерапии, так и в области  психологического консультирования.

     Студенчество  в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории  выделено в науке относительно недавно - в 60-х годах ленинградской психологической  школой под руководством Б.Г. Ананьева.

     Психологическое содержание юности связано с развитием  самосознания, решения задач профессионального  самоопределения и вступления во взрослую жизнь.

     Изучение  психологических особенностей студенческого  возраста является очень важным и  необходимым явлением в современной  психологии.

Объект  исследования: самооценка

Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и креативности в студенческом возрасте.

Цель  исследования: определение взаимосвязи самооценки и креативности в студенческом возрасте.

Гипотеза  исследования:  чем выше самооценка, тем выше уровень креативности.

Методы  исследования: на теоретическом уровне применялись следующие методы: анализ психологической литературы, обобщение, сравнение. На эмпирическом уровне – метод тестирования, реализованный в виде тестов «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С. А. Будасси) и креативности П. Торренса (краткий тест, фигурная форма).

Исходя  из цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:

Задачи:

1. Осуществить теоретический анализ существующих отечественных и зарубежных источников по изучаемой проблеме.

2. Провести  эмпирическое исследование самооценки  и креативности в студенческом возрасте. (Организовать экспериментальное исследование с целью выявления уровня самооценки и креативности).

3. Сформулировать  выводы по данному исследованию.

Обработка данных производилась с использованием компьютерной статистической программы  «SPSS Statistic 17.0» с помощью коэффициента корреляции Пирсона.

Экспериментальная база исследования:  объем выборки составил 39 человек.

Структура курсовой: работа состоит из введения, 2 глав, 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложения.  
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретический  анализ специфики самооценки в студенческом возрасте

     1.1 Теоретический анализ феномена самооценка

     Самооценка  – ценность, значимость, которой  индивид наделяет себя в целом  и отдельные стороны своей  личности, деятельности, поведения  [17, с. 343]. Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков [8] и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения [3]. Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Она влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью  целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность [10].

     Самооценка  выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент  Я-концепции, самопознания, и как  процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов  индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

       «Я – концепция» - это результат, итоговый продукт работы самосознания. «Я – концепция» - система представлений человека о самом себе, которая включает три составляющих.

      Первая  составляющая – слова, как правило, прилагательные, к которым мы прибегаем  для описания особенностей своего характера, составных  качеств личности. Например, «общительный», «ловкий», « сильный», « терпеливый»  и т.д.

      Вторая  составляющая – самооценка,  эмоционально – аффективная  оценка того представления, которое мы  составляем о себе.

      Третья  составляющая – поведенческая  реакция, т.е. конкретные действия, которые  могут быть вызваны  образом «Я» и  самооценкой.

     Самой важной составляющей «Я - концепции» является самооценка. Советские психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей ее жизнедеятельностью (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн). Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями.

     Исследования  показывают, что критерии, по которым оценивают  качества человека в  обществе и по которым  он оценивает качества других, применяются  им и по отношению  к самому себе. Подчеркивая  детерминацию самооценки личности общественными  отношениями, С.Л. Рубинштейн писал: « Общественная оценка человека основывается у нас … на его  общественно полезном труде … на том, что он собой представляет, и что он дает. Поэтому и его  самооценка определяется тем, что он как  общественный индивид  делает для общества. Это новое …  отношение к труду  является стержнем, на котором перестраивается  вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания»  [21, с. 49].

     Самооценка  - сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Исходным методологическим положением для исследователей самооценки является классическое положение К. Маркса о том, что «человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр относится к самому себе как к человеку» [12, с. 62].

     По  мнению Л.И. Божович, познание другого не только опережает познание самого себя, но и служит для него источником и опорой. Сравнение, сопоставление себя с другими является общепризнанным критерием самооценки. Сравнивая себя с другими людьми в процессе деятельности, человек замечает у себя то, что сначала замечает у других, и в результате приходит к осознанию своих поступков и действий, свойств и качеств собственной личности. Происходит своеобразный перенос различных  свойств личности. Подмеченных у другого человека, на самого себя. Это подтверждается результатами  ряда психологических исследований [4, с. 350].

     Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими  людьми результатов  поведения и деятельности человека, а также  непосредственно  качеств его личности. По мнению Л, И, Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания  школьника. «Во-первых, являясь критерием соответствия  его поведения требования окружающих, она как бы указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и его эмоциональное благополучие,  его поведение, и его отношение к самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать его предметом сознания  оценки самого человека» [4, с. 371]. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку [2, с. 68].

     Формируясь  в процессе всей жизнедеятельности  личности, самооценка, в свою очередь, выполняет  важную функцию в  ее развитии, выступает  регулятором различных  видов деятельности и поведения человека. Многие советские  ученые изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии, обусловливающее  поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений  с окружающими  людьми.

     По  мнению Д.Б. Эльконина, уже у детей  старшего дошкольного  возраста управление своим поведением приобретает «внутренний механизм». Ребенок начинает регулировать  свое поведение через отношение к себе, к своим возможностям. Е.И. Савонько полагает, функция самооценки как регулятора поведения  развивается на ряду с развитием других психических особенностей ребенка и на каждой возрастной ступени приобретает качественное своеобразие. Развитие этой функции самооценки ученые связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение [27, с. 99].

Информация о работе Взаимосвязь самооценки и креативности в студенческом возрасте