Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 22:01, курсовая работа
Работа посвящена исследованию взаимосвязи самооценки и креативности в студенческом возрасте.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….........................3
Глава 1. Теоретический анализ специфики самооценки в студенческом возрасте……………………………………………………………………………5
1. Теоретический анализ феномена самооценка……………………………5
2. Психологическая характеристика студенческого возраста…………….11
3. Особенности самооценки в студенческом возрасте……………………17
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Исследование взаимосвязи самооценки и креативности в студенческом возрасте…………………………………………………………..24
2.1. Цели, задачи и методы исследования.……………………………………..24
2.2. Проведение и анализ результатов исследования……………. …………..25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....33
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Факультет естественных наук
Кафедра
психологии
Павленко Алина Авезовна
Взаимосвязь самооценки и креативности в студенческом возрасте
Курсовая
работа студентки 3 курса группы ПС-081
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
доцент Курышева О.В.
Волгоград 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
Глава 1. Теоретический
анализ специфики самооценки в студенческом
возрасте…………………………………………………………
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….
Глава 2. Исследование
взаимосвязи самооценки и креативности
в студенческом возрасте…………………………………………………………
2.1. Цели, задачи
и методы исследования.……………………………………..
2.2. Проведение и анализ результатов исследования……………. …………..25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Работа посвящена исследованию взаимосвязи самооценки и креативности в студенческом возрасте.
В
результате многочисленных теоретических
и эмпирических исследований, проведенных
в отечественной и зарубежной
психологии по проблемам самооценки,
возникло представление, что самооценка
своим влиянием пронизывает все
аспекты человеческого
Значимый вклад в изучение самооценки внесли С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.И. Липкина, А.Н. Леонтьев, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, И.С. Кон, Р. Бернс, К. Роджерс, Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова и многие другие.
Самооценка
сложный конструкт и
Изучение проблемы самооценки, является очень важной с точки зрения практической психологии – как в области психотерапии, так и в области психологического консультирования.
Студенчество
в качестве отдельной возрастной
и социально-психологической
Психологическое
содержание юности связано с развитием
самосознания, решения задач
Изучение психологических особенностей студенческого возраста является очень важным и необходимым явлением в современной психологии.
Объект исследования: самооценка
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и креативности в студенческом возрасте.
Цель исследования: определение взаимосвязи самооценки и креативности в студенческом возрасте.
Гипотеза исследования: чем выше самооценка, тем выше уровень креативности.
Исходя из цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ существующих отечественных и зарубежных источников по изучаемой проблеме.
2. Провести
эмпирическое исследование
3. Сформулировать
выводы по данному
Обработка данных производилась с использованием компьютерной статистической программы «SPSS Statistic 17.0» с помощью коэффициента корреляции Пирсона.
Экспериментальная база исследования: объем выборки составил 39 человек.
Структура
курсовой: работа состоит из введения,
2 глав, 5 параграфов, заключения, списка
литературы и приложения.
Глава 1. Теоретический анализ специфики самооценки в студенческом возрасте
1.1 Теоретический анализ феномена самооценка
Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения [17, с. 343]. Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков [8] и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения [3]. Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Она влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность [10].
Самооценка
выступает как относительно устойчивое
структурное образование, компонент
Я-концепции, самопознания, и как
процесс самооценивания. Основу самооценки
составляет система личностных смыслов
индивида, принятая им система ценностей.
Рассматривается в качестве центрального
личностного образования и
«Я – концепция» - это результат, итоговый продукт работы самосознания. «Я – концепция» - система представлений человека о самом себе, которая включает три составляющих.
Первая составляющая – слова, как правило, прилагательные, к которым мы прибегаем для описания особенностей своего характера, составных качеств личности. Например, «общительный», «ловкий», « сильный», « терпеливый» и т.д.
Вторая составляющая – самооценка, эмоционально – аффективная оценка того представления, которое мы составляем о себе.
Третья составляющая – поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
Самой важной составляющей «Я - концепции» является самооценка. Советские психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей ее жизнедеятельностью (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн). Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями.
Исследования показывают, что критерии, по которым оценивают качества человека в обществе и по которым он оценивает качества других, применяются им и по отношению к самому себе. Подчеркивая детерминацию самооценки личности общественными отношениями, С.Л. Рубинштейн писал: « Общественная оценка человека основывается у нас … на его общественно полезном труде … на том, что он собой представляет, и что он дает. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это новое … отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания» [21, с. 49].
Самооценка - сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Исходным методологическим положением для исследователей самооценки является классическое положение К. Маркса о том, что «человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр относится к самому себе как к человеку» [12, с. 62].
По мнению Л.И. Божович, познание другого не только опережает познание самого себя, но и служит для него источником и опорой. Сравнение, сопоставление себя с другими является общепризнанным критерием самооценки. Сравнивая себя с другими людьми в процессе деятельности, человек замечает у себя то, что сначала замечает у других, и в результате приходит к осознанию своих поступков и действий, свойств и качеств собственной личности. Происходит своеобразный перенос различных свойств личности. Подмеченных у другого человека, на самого себя. Это подтверждается результатами ряда психологических исследований [4, с. 350].
Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности. По мнению Л, И, Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания школьника. «Во-первых, являясь критерием соответствия его поведения требования окружающих, она как бы указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и его эмоциональное благополучие, его поведение, и его отношение к самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать его предметом сознания оценки самого человека» [4, с. 371]. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку [2, с. 68].
Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Многие советские ученые изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений с окружающими людьми.
По мнению Д.Б. Эльконина, уже у детей старшего дошкольного возраста управление своим поведением приобретает «внутренний механизм». Ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе, к своим возможностям. Е.И. Савонько полагает, функция самооценки как регулятора поведения развивается на ряду с развитием других психических особенностей ребенка и на каждой возрастной ступени приобретает качественное своеобразие. Развитие этой функции самооценки ученые связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение [27, с. 99].
Информация о работе Взаимосвязь самооценки и креативности в студенческом возрасте