Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 02:45, курсовая работа
Цель исследования: исследовать влияние мотивации достижения на статусные отношения подростков.
Задачи исследования:
Теоретический анализ литературы по проблеме.
Исследование мотивации достижения.
Социометрическое исследование класса.
Исследование взаимосвязи мотивации достижения и внутригруппового статуса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ВНУТРИГРУППОВОГО ...…………………………...7
1.1.Теоретический анализ мотивации достижения…………………..........7
1.2Психологические особенности подросткового возраста……..........12 1.3.Понятие внутригруппового статуса и его распределение в группе школьников…………………………………………………………………15
Выводы по 1 главе…………………………………………………..……...20
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ВНУТРИГРУППОВОГО СТАТУСА…………………………………………………………………..21
2.1.Социометрическое исследование школьного класс…………............21
2.2.Исследование мотивации достижения подростков…………….........24
2.3.Выявление взаимосвязи мотивации достижения и статусных отношений…………………………………………………………………..27
Выводы по 2 главе…………………….……………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….........29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Исследования Д. Мак-Клемавда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:
• степени предполагаемого риска;
• преобладающей мотивации;
• опыта неудач на работе.
Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удается получить желаемый результат; второе - когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.
Опросник личностный, предназначен
для диагностики, выделенной
Стимульный материал представляет собой список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке испытуемому необходимо выбрать только одно из трех слов, которое наиболее точно его характеризует.
Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.
В ходе исследования были
Низкий | 3 |
Средний | 44 |
Высокий | 50 |
Слишком высокий | 3 |
Таблица
2.2.2. Результаты мотивации избегания.
По результатам исследования видно, что 3%учащихся имеют низкий уровень мотивации избегания, 44%-средний, 50%- высокий, 3%-слишком высокий.
При
сопоставлении двух методик: методика
мотивации успеха и методика избегания
неудач, были выявлена динамика мотивации
достижения среди учащихся (рис. 2.2.1).
Рисунок
2.2.1. Динамика мотивации достижения
учащихся.
Таким
образом, выявлено преобладание мотивации
достижения среди учащихся.
2.3.Выявление
взаимосвязи мотивации
достижения и внутригруппового
статуса.
В проведенном исследовании для подтверждения гипотезы, что существует взаимосвязь между внутригрупповым статусом и мотивацией достижения был использован непараметрический критерий ранговой корреляции Спирмена.
Полученные
данные ввели в программу «STATISTIKA»
Общими
закономерностями, выявленными у
всех испытуемых явились статистически
достоверной обратной связи между
показателями.
Выборка | Х1 | Х2 | Х3 |
R | 0.334512 | 0.487627 | 0.398631 |
p | 0.036381 | 0.034574 | 0.038231 |
N =30.
Связи достоверны на уровне значимости p<0.05.
Таблица 2.3.1.Эмпирические значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена, для показателей социометрии X1, мотивации успеха X2, мотивации избегания X3.
Можно сделать выводы, что высокостатусные члены группы имеют в большинстве преобладание мотивации успеха, низкостатусные – мотивацию избегания неудач.
Руководствуясь
результатами проведенного исследования,
мы подтверждаем гипотезу, что существует
взаимосвязь между мотивацией достижения
и статусом в группе.
Выводы по 2 главе:
1.Для среднего школьного возраста характерно среднее количество выборов, которое соответствует статусу "предпочитаемых" в группе. Значительное количество школьников является "пренебрегаемыми" в группе сверстников. Меньшая часть учащихся занимают положение "лидера" и "отверженных" в группе.
2.Исследуемый школьный класс характеризуется четкой дифференцированности оценок учащихся, низким уровнем групповой сплоченности и организованности, наличием лидеров-дезорганизаторов.
3.По результатам исследования у учащихся преобладает мотивация достижения.
4.В результате
проведенной математической обработке
выявлена взаимосвязь мотивации достижения
и статуса в группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Взаимоотношения с другими людьми и важны и актуальны для человека любого возраста. Однако особо значимой предоставляется их роль для подростков –13-14 лет, которые как раз в этом возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связей.
Именно поэтому исследование возникающих межличностных отношений подростков является одной из актуальных тем в современной психологии отношений.
Теоретический
анализ литературы по проблеме межличностных
отношений и мотивации
В этом возрасте дети очень четко могут определить и выразить свое отношение друг к другу. В каждой группе есть дети, которые получают максимальное количество положительных оценок, ярких эмоциональных отзывов о себе, к ним проявляют высокую степень признания и уважения. Других детей столь же (или не менее) ярко характеризуют, отрицательно выражают недовольство их поступками и отношениями. Степень популярности ребенка определяется проявленностью, выраженностью его качеств: чем сильнее они проявлены, тем выше уровень его признания или осуждения.
В этом возрасте формируются ценности и мотивы, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение с взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.
У подростков очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой - не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма.
В практической части работы было проведено изучение статусных отношений и мотивации достижения подростков, с целью выявления взаимосвязи этих двух психологических феноменов.
В начале практической части исследования, для изучения скрытой от непосредственного наблюдения системы межличностных отношений в классе была использована методика социометрии. В результате проведенного социометрического исследования в группе старшеклассников было выявлено, что для них характерно среднее количество выборов, которое соответствует статусу "предпочитаемых" в группе. Значительное количество школьников является "пренебрегаемыми" в группе сверстников. Меньшая часть учащихся занимают статусное положение "лидера" и "отверженных" в группе.
Это говорит о том, что общее положение межличностных отношений в коллективе напряженные.
Для получения данных о мотивации достижения были проведены методики Т.Элерса на мотивацию успеха и мотивацию избегания неудач. В результате выяснилось, что преобладают средние показатели по двум методикам. Выявлено преобладание мотивации успеха над мотивацией избегания неудач.
В результате проведенного корреляционного анализа обнаружилась прямо пропорциональную связь параметров: мотивации успеха и статуса , мотивации избегания неудач и статуса.
Таким образом, гипотеза о том, что существует связь между статусом в группе и мотивацией достижения подтверждена.
Список литературы:
17. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников/Ф.И.Иващенко. – М.: Владос, 1996. – 269 с.
18. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах/Я.Л.Коломинский. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 431с
19. Робер, М.А. Психология индивида и группы/М.А.Рогов.- М.: Прогресс, 1988. - 256с.
20. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И.Рогов. - М.: Владос,1996. – 344с.
21. Сачкова, М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса/М.Е.Сачкова. - М.;Воронеж : МПСИ; МОДЭК, 2002. - 128с.
22. Немов ,Р.С. Психология: Учеб. для вузов: В 3-х кн. Кн.1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 688с.
23. Крайг,Г., Бокум ,Д. Психология развития/Г.Крайг, Д.Бокум.— 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
24. Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе/Н.П.Аникеева. - М.: Просвещение, 1983. - 94с.
25.Дарвиш,
О.Б. Возрастная психология/О.Б.Дарвиш.
- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС; ИМПЭ им. А.С.Грибоедова,
2003. - 264с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
№ исп. | мотивация достижения | мотивация избегания |
1 | 22 | 15 |
2 | 14 | 15 |
3 | 11 | 18 |
4 | 19 | 12 |
5 | 19 | 15 |
6 | 19 | 17 |
7 | 18 | 17 |
8 | 15 | 20 |
9 | 19 | 13 |
10 | 16 | 17 |
11 | 19 | 12 |
12 | 19 | 15 |
13 | 23 | 17 |
14 | 20 | 12 |
15 | 16 | 14 |
16 | 20 | 18 |
17 | 14 | 17 |
18 | 14 | 12 |
19 | 18 | 22 |
20 | 11 | 8 |
21 | 15 | 18 |
22 | 15 | 17 |
23 | 20 | 18 |
24 | 10 | 17 |
25 | 19 | 12 |
26 | 16 | 17 |
27 | 20 | 12 |
28 | 18 | 15 |
29 | 15 | 20 |
18 | 15 |