Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 02:45, курсовая работа
Цель исследования: исследовать влияние мотивации достижения на статусные отношения подростков.
Задачи исследования:
Теоретический анализ литературы по проблеме.
Исследование мотивации достижения.
Социометрическое исследование класса.
Исследование взаимосвязи мотивации достижения и внутригруппового статуса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ВНУТРИГРУППОВОГО ...…………………………...7
1.1.Теоретический анализ мотивации достижения…………………..........7
1.2Психологические особенности подросткового возраста……..........12 1.3.Понятие внутригруппового статуса и его распределение в группе школьников…………………………………………………………………15
Выводы по 1 главе…………………………………………………..……...20
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ВНУТРИГРУППОВОГО СТАТУСА…………………………………………………………………..21
2.1.Социометрическое исследование школьного класс…………............21
2.2.Исследование мотивации достижения подростков…………….........24
2.3.Выявление взаимосвязи мотивации достижения и статусных отношений…………………………………………………………………..27
Выводы по 2 главе…………………….……………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….........29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Дифференциальный анализ в группе всегда предполагает определенную классификацию элементов выделенной для изучения подсистемы. Интегральным понятием для характеристики места личности, в системе внутригрупповых социально-психологических координат является понятие «позиция», в которой слиты воедино объективные факторы положения личности и субъективное отражение, рефлексия, интеллектуально-эмоциональный отклик личности, который выражается в осознании и переживании своего положения. Положение в группе интегрирует роли и статусы личности во всех подструктурах группы. Причем социометрический статус – это один из основных факторов положения личности в подсистеме личных отношений, которая характеризуется уровнем эмоционального предпочтения данного индивида по сравнению с остальными членами группы.
В зарубежной социометрии выработана специальная терминологическая система, описывающая уровни статуса. В соответствии с количеством полученных выборов испытуемых относят к категории «звезды», «изолированные», «пренебрегаемые», «отверженные». Все перечисленные термины для обозначения социометрического статуса касаются лишь крайних случаев. Вне поля зрения экспериментатора оказываются те индивидуумы, которые занимают среднее место с точки зрения распределения полученных выборов. Для них в такой развлетвенной системе социометрических понятий особого обозначения не нашлось. В отечественной социометрической литературе применяется модифицированная терминология. Авторы предпочитают обходиться без специальных наименований. Некоторые авторы описывающие статус в терминах популярности-непопулярности. В настоящее время в большинстве случаев применяется терминология разработанная Я. Л. Коломинским, Х. И. Лийметсом и И.П.Волковым. Термином «звезда» обозначают индивидов, которые получают наибольшее количество число выборов. Бронфенбреннер в монографии «Измерение социометрического статуса, структуры и развития» к «звездам» отнес тех испытуемых, которые получили больше выборов, чем можно ожидать по теории вероятности».
Если количество выборов, полученные членом группы находятся ниже среднего уровня, его относят к категории «пренебрегаемых». К «изолированным» относят тех испытуемых, которые не получили ни одного выбора. Изолированные трактуются в зарубежной социометрии как «инородные тела», или «социальные островки». «Отверженным» считается испытуемый получивший отрицательный выбор [10, c.143-145].
Выявлено, что "предпочитаемые" и "отверженные" подростки в классе отличаются разными системами ориентаций. "Предпочитаемые" в большей степени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становиться активной и деятельность приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер. Ученики с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками. Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.
Как популярные, так и непопулярные школьники отличаются по уровню социального развития личности. Первые демонстрируют более зрелые подходы к анализу конфликтов. Они анализируют ситуации достаточно объективно и рассматривают их даже несколько отстраненно. Восприятие событий у непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной ситуации. Они либо уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный результат, не задумываются о последствиях предпринятых ими действий.
Обостренная потребность в индивидуализации личности в сочетании с максимализмом в оценках окружающих, которые тоже стремятся обрести и продемонстрировать свою индивидуальность, может осложнять процессы группового развития. Уровень развития коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации. В классах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в группе. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания. Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным типом межличностных отношений индивидуализация одного происходит за счет деиндивидуализации других[21,c.134-135].
Многочисленные
социометрические исследования показали,
что наиболее характерной особенностью
статусной структуры личных взаимоотношений
является неравномерность
Таким
образом, для статусной структуры
группы характерно наличие всех статусных
категорий, неполная статусная структура
может выступать как возрастная особенность
и как показатель, характерный для данной
группы и связанный с ее особенностями.
Выводы по 1 главе:
1.Мотивация достижения предполагает применение критерия успешности, где выполнение подобной деятельности может привести или к успеху, или к неудаче.
2. При мотивации успеха действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Личностную активность определяет потребность в достижении успеха. Мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При мотивации боязни неудачи человек стремится прежде всего избежать срыва, неудачи, наказания.
3. Ожидание негативных последствий в данном случае становится определяющим.
4. Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях.
Социометрический статус
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ
ДОСТИЖЕНИЯ И ВНУТРИГРУППОВОГО
СТАТУСА
2.1.Социометрическое
исследование школьного
класса
Для исследования школьного класса был применен метод социометрии.
Социометрия представляет собой совокупность однотипно построенных методик, предназначенных для выявления и предоставления в виде социограмм и ряда специальных индексов системы личных взаимоотношений между членами группы. Сущность социометрического метода заключается в изучении результатов опроса членов группы, перед которыми поставлена задача осуществить последовательный выбор лиц, отвечающих определенным условиям.
Цели
социометрического
1.змерение степени сплоченности группы;
2.выявление «социометрических позиций»;
3.обнаружение внутренних подсистем.
Социометрическое исследование включает ряд последовательных этапов, каждый из которых требует определенных методических подходов.
На
первом этапе изучаются
Задача второго этапа изучение внутригрупповых отношений – установить закономерные связи между выявленными структурно-динамическими показателями и содержательными личностными и групповыми характеристиками.
На третьем этапе в результате проведенных диагностических процедур должно планироваться и осуществляться стабилизация межличностного взаимодействия.
В ходе исследования испытуемые получают бланки социометрических карт. Заполнение бланка происходит после инструктирования.
Выбор членов группы осуществляется в следующих заданных условиях:
1.критерием выбора является утверждение «»;
2.критерий положительный;
3.ограниченно число выборов (3);
4.при обработке результатов учет последовательности выбора (1, 2, и 3) не производиться.
При индексологической обработке результатов было выявлено:
взаимовыборы: 4-28, 7-28, 9-17, 16-30, 12-24, 14-26, 16-30.
-общее количество взаимовыборов – 7.
-уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) является высоким («звезд» и «предпочитаемых» больше чем «пренебрегаемых» и «изолированных»);
-коэффициент взаимности Cn=0.07;
-индекс эмоциональной экспансивности группы=20.6.
Полученные
результаты социометрического исследования
позволили константировать
-«звезды»-3 человека,
-«предпочитаемые» -14 человек,
-«пренебрегаемые»-12 человек,
-«изолированные»-1 человек.
Полученные
результаты социометрического исследования
(рис.1.2.1) позволили констатировать следующее
количественное распределение учащихся
в психологической структуре группы: «звезды»-3
человека, «предпочитаемые» -14 человек,
«пренебрегаемые»-12 человек, «изолированные»-1
человек. Полная статусная структура группы
(распределение учащихся по всем четырем
категориям) свидетельствует о четкой
дифференцированности оценок учащихся.
В то же время отмечается невысокий индекс
психологической взаимности (Cn=0.07), половина
членов группы не имеет взаимовыборов,
что может свидетельствовать о низком
уровне групповой сплоченности и организованности,
наличии лидеров-дезорганизаторов. Категория
статуса старосты группы характеризуется
как «пренебрегаемые», что не в полной
мере подтверждает его официально предписанную
статусно-ролевую позицию в группе.
Рисунок
1. Соотношение членов
группы.
Полная
статусная структура группы (распределение
учащихся по всем четырем категориям)
свидетельствует о четкой дифференцированности
оценок учащихся. В то же время отмечается
невысокий индекс психологической взаимности
(Cn=0.07), половина членов группы не имеет
взаимовыборов, что может свидетельствовать
о низком уровне групповой сплоченности
и организованности, наличии лидеров-дезорганизаторов.
Категория статуса старосты группы характеризуется
как «пренебрегаемые», что не в полной
мере подтверждает его официально предписанную
статусно-ролевую позицию в группе.
2.2.Исследование
мотивации достижения
подростков
Была поставлена цель измерить мотивацию успеха у школьников. Для этого использовалась методика достижения успеха Т.Элерса (Приложение 3).
Исследования ученых показывают, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.
К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.
Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели [4, с.128].
С помощью методики было протестировано 30 человек.
Обследование по данной методике можно проводить как индивидуально, так и в группе. Время обследования колеблется от 15 до 20 минут. Способ работы испытуемых предлагается в инструкции. Ответы заносятся на специальный опросный лист. Методика состоит из 41 высказывания, на которые нужно дать ответ либо «да», либо «нет». Результаты подсчитываются по специальному ключу, сумма всех баллов дает результат.
В ходе исследования было выявлены показатели мотивации успеха (таб. 2.2.1).
Низкий | 3 |
Средний | 40 |
Умеренно высокий | 50 |
Слишком высокий | 7 |
Таблица 2.2.1. Результаты мотивации успеха (%).
Результаты исследования показали, что 3% учащихся имеют низкую мотивацию успеха, 40 % имеют средние показатели, 50%-умеренно высокую и 7%-слишком высокую мотивацию успеха.
Для выявления мотивации избегания была использована методика избегания неудач Т.Элерса (Приложение 4).