Взаимосвязь мотивации достижения успеха и избегания неудач со статусным положением в классе у подростков 13-14 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 02:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать влияние мотивации достижения на статусные отношения подростков.
Задачи исследования:
Теоретический анализ литературы по проблеме.
Исследование мотивации достижения.
Социометрическое исследование класса.
Исследование взаимосвязи мотивации достижения и внутригруппового статуса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ВНУТРИГРУППОВОГО ...…………………………...7
1.1.Теоретический анализ мотивации достижения…………………..........7
1.2Психологические особенности подросткового возраста……..........12 1.3.Понятие внутригруппового статуса и его распределение в группе школьников…………………………………………………………………15
Выводы по 1 главе…………………………………………………..……...20
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ВНУТРИГРУППОВОГО СТАТУСА…………………………………………………………………..21
2.1.Социометрическое исследование школьного класс…………............21
2.2.Исследование мотивации достижения подростков…………….........24
2.3.Выявление взаимосвязи мотивации достижения и статусных отношений…………………………………………………………………..27
Выводы по 2 главе…………………….……………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….........29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

  Дифференциальный  анализ в группе всегда предполагает определенную классификацию элементов  выделенной для изучения подсистемы. Интегральным понятием для характеристики места личности, в системе внутригрупповых социально-психологических координат является понятие «позиция», в которой слиты воедино объективные факторы положения личности и субъективное отражение, рефлексия, интеллектуально-эмоциональный отклик личности, который выражается в осознании и переживании своего положения. Положение в группе интегрирует роли и статусы личности во всех подструктурах группы. Причем социометрический статус – это один из основных факторов положения личности в подсистеме личных отношений, которая характеризуется уровнем эмоционального предпочтения данного индивида по сравнению с остальными членами группы.

  В зарубежной социометрии выработана специальная терминологическая  система, описывающая уровни статуса. В соответствии с количеством полученных выборов испытуемых относят к категории «звезды», «изолированные», «пренебрегаемые», «отверженные». Все перечисленные термины для обозначения социометрического статуса касаются лишь крайних случаев. Вне поля зрения экспериментатора оказываются те индивидуумы, которые занимают среднее место с точки зрения распределения полученных выборов. Для них в такой развлетвенной системе социометрических понятий особого обозначения не нашлось. В отечественной социометрической литературе применяется модифицированная терминология. Авторы предпочитают обходиться без специальных наименований. Некоторые авторы описывающие статус в терминах популярности-непопулярности. В настоящее время в большинстве случаев применяется терминология разработанная Я. Л. Коломинским, Х. И. Лийметсом и И.П.Волковым. Термином «звезда» обозначают индивидов, которые получают наибольшее количество число выборов. Бронфенбреннер в монографии «Измерение социометрического статуса, структуры и развития» к «звездам» отнес тех испытуемых, которые получили больше выборов, чем можно ожидать по теории вероятности».

  Если  количество выборов, полученные членом группы находятся ниже среднего уровня, его относят к категории «пренебрегаемых». К «изолированным» относят тех испытуемых, которые не получили ни одного выбора. Изолированные трактуются в зарубежной социометрии как «инородные тела», или «социальные островки». «Отверженным» считается испытуемый получивший отрицательный выбор [10, c.143-145].

  Выявлено, что "предпочитаемые" и "отверженные" подростки в классе отличаются разными системами ориентаций. "Предпочитаемые" в большей степени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становиться активной и деятельность приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер. Ученики с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками. Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.

  Как популярные, так и непопулярные школьники  отличаются по уровню социального развития личности. Первые демонстрируют более зрелые подходы к анализу конфликтов. Они анализируют ситуации достаточно объективно и рассматривают их даже несколько отстраненно. Восприятие событий у непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной ситуации. Они либо уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный результат, не задумываются о последствиях предпринятых ими действий.

  Обостренная потребность в индивидуализации личности в сочетании с максимализмом в оценках окружающих, которые тоже стремятся обрести и продемонстрировать свою индивидуальность, может осложнять процессы группового развития. Уровень развития коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации. В классах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в группе. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания. Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным типом межличностных отношений индивидуализация одного происходит за счет деиндивидуализации других[21,c.134-135].

  Многочисленные  социометрические исследования показали, что наиболее характерной особенностью статусной структуры личных взаимоотношений  является неравномерность количественного  состава статусных категорий, с  одной стороны, и относительная инвариантность соотношения этих категорий - с другой. Неравномерность численности членов группы с неравномерностью распределения социометрических выборов внутри группы [18,c.136-138].

  Таким образом, для статусной структуры  группы характерно наличие всех статусных категорий, неполная статусная структура может выступать как возрастная особенность и как показатель, характерный для данной группы и связанный с ее особенностями. 

  Выводы  по 1 главе:

  1.Мотивация достижения предполагает применение критерия успешности, где выполнение подобной деятельности может привести или к успеху, или к неудаче.

  2. При мотивации успеха действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Личностную активность определяет потребность в достижении успеха. Мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При мотивации боязни неудачи человек стремится прежде всего избежать срыва, неудачи, наказания.

    3. Ожидание негативных последствий в данном случае становится определяющим.

  4. Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях.

    Социометрический статус является  элементом подструктуры личных  взаимоотношений и его уровни описывают положение члена группы именно в этой подсистеме. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ   МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ВНУТРИГРУППОВОГО СТАТУСА  

  2.1.Социометрическое  исследование школьного  класса 

  Для исследования школьного класса был применен метод социометрии.

  Социометрия представляет собой совокупность однотипно  построенных методик, предназначенных  для выявления и предоставления в виде социограмм и ряда специальных  индексов системы личных взаимоотношений  между членами группы. Сущность социометрического метода заключается в изучении результатов опроса членов группы, перед которыми поставлена задача осуществить последовательный выбор лиц, отвечающих определенным условиям.

  Цели  социометрического исследования:

1.змерение степени сплоченности группы;

2.выявление «социометрических позиций»;

3.обнаружение внутренних подсистем.

  Социометрическое  исследование включает ряд последовательных этапов, каждый из которых требует  определенных методических подходов.

  На  первом этапе изучаются преимущественно структурно-динамические аспекты взаимоотношений, определяется ряд индивидуальных групповых социально-психологических индексов, исследуются динамические характеристики параметров.

  Задача  второго этапа изучение внутригрупповых  отношений – установить закономерные связи между выявленными структурно-динамическими показателями и содержательными личностными и групповыми характеристиками.

  На  третьем этапе в результате проведенных  диагностических процедур должно планироваться  и осуществляться стабилизация межличностного взаимодействия. 

  В ходе исследования испытуемые получают бланки социометрических карт. Заполнение бланка происходит после инструктирования.

  Выбор членов группы осуществляется в следующих  заданных условиях:

1.критерием выбора является утверждение «»;

2.критерий положительный;

3.ограниченно число выборов (3);

4.при обработке результатов учет последовательности выбора (1, 2, и 3) не производиться.

При индексологической  обработке результатов было выявлено:

взаимовыборы: 4-28, 7-28, 9-17, 16-30, 12-24, 14-26, 16-30.

-общее количество взаимовыборов – 7.

-уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) является высоким («звезд» и «предпочитаемых» больше чем «пренебрегаемых» и «изолированных»);

-коэффициент взаимности Cn=0.07;

-индекс эмоциональной экспансивности группы=20.6.

  Полученные  результаты социометрического исследования позволили константировать следующее  количественное распределение учащихся в психологической структуре  группы:

-«звезды»-3 человека,

-«предпочитаемые» -14 человек,

-«пренебрегаемые»-12 человек,

-«изолированные»-1 человек.

  Полученные  результаты социометрического исследования (рис.1.2.1) позволили констатировать следующее количественное распределение учащихся в психологической структуре группы: «звезды»-3 человека, «предпочитаемые» -14 человек, «пренебрегаемые»-12 человек, «изолированные»-1 человек. Полная статусная структура группы (распределение учащихся по всем четырем категориям) свидетельствует о четкой дифференцированности оценок учащихся. В то же время отмечается невысокий индекс психологической взаимности (Cn=0.07), половина членов группы не имеет взаимовыборов, что может свидетельствовать о низком уровне групповой сплоченности и организованности, наличии лидеров-дезорганизаторов. Категория статуса старосты группы характеризуется как «пренебрегаемые», что не в полной мере подтверждает его официально предписанную статусно-ролевую позицию в группе. 

  

  Рисунок 1. Соотношение членов группы. 

  Полная  статусная структура группы (распределение  учащихся по всем четырем категориям) свидетельствует о четкой дифференцированности оценок учащихся. В то же время отмечается невысокий индекс психологической взаимности (Cn=0.07), половина членов группы не имеет взаимовыборов, что может свидетельствовать о низком уровне групповой сплоченности и организованности, наличии лидеров-дезорганизаторов. Категория статуса старосты группы характеризуется как «пренебрегаемые», что не в полной мере подтверждает его официально предписанную статусно-ролевую позицию в группе. 

  2.2.Исследование мотивации достижения подростков 

  Была  поставлена цель измерить мотивацию  успеха у школьников. Для этого  использовалась методика  достижения успеха Т.Элерса (Приложение 3).

  Исследования  ученых показывают, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

  К тому же людям, мотивированным на успех  и имеющим большие надежды  на него, свойственно избегать высокого риска.

  Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели [4, с.128].

  С помощью методики было протестировано 30 человек.

  Обследование  по данной методике можно проводить  как индивидуально, так и в  группе. Время обследования колеблется от 15 до 20 минут. Способ работы испытуемых предлагается в инструкции. Ответы заносятся на специальный опросный лист. Методика состоит из 41 высказывания, на которые нужно дать ответ либо «да», либо «нет». Результаты подсчитываются по специальному ключу, сумма всех баллов дает результат.

  В ходе исследования было выявлены показатели  мотивации успеха (таб. 2.2.1).

  Низкий   3
  Средний   40
  Умеренно  высокий   50
  Слишком высокий   7

  Таблица 2.2.1. Результаты мотивации успеха (%).

  Результаты  исследования показали, что 3% учащихся имеют низкую мотивацию успеха, 40 % имеют средние показатели, 50%-умеренно высокую и 7%-слишком высокую мотивацию успеха.

  Для выявления мотивации избегания  была использована методика избегания  неудач Т.Элерса (Приложение 4).

Информация о работе Взаимосвязь мотивации достижения успеха и избегания неудач со статусным положением в классе у подростков 13-14 лет