Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 02:45, курсовая работа
Цель исследования: исследовать влияние мотивации достижения на статусные отношения подростков.
Задачи исследования:
Теоретический анализ литературы по проблеме.
Исследование мотивации достижения.
Социометрическое исследование класса.
Исследование взаимосвязи мотивации достижения и внутригруппового статуса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ВНУТРИГРУППОВОГО ...…………………………...7
1.1.Теоретический анализ мотивации достижения…………………..........7
1.2Психологические особенности подросткового возраста……..........12 1.3.Понятие внутригруппового статуса и его распределение в группе школьников…………………………………………………………………15
Выводы по 1 главе…………………………………………………..……...20
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ВНУТРИГРУППОВОГО СТАТУСА…………………………………………………………………..21
2.1.Социометрическое исследование школьного класс…………............21
2.2.Исследование мотивации достижения подростков…………….........24
2.3.Выявление взаимосвязи мотивации достижения и статусных отношений…………………………………………………………………..27
Выводы по 2 главе…………………….……………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….........29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей. Если посмотреть на последовательность действий, важность постоянного пересмотра целей с течением времени становится очевидной, поскольку цепь действий может прерываться на часы, дни, недели, месяцы или даже годы. Еще одной характеристикой мотивации достижения является постоянное возвращение к прерванному заданию, к чему-то прежде оставленному, возобновление основной направленности действий. Так, создаются сложные и долгое время существующие структуры из основной, побочной и входящей в их состав деятельности, которые ведут посредством достижения серии «субцелей» к главной, пусть даже очень отдаленной. Планирование становится необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепи действий. Этот временной охват ряда действий, которые Мюррей называет «серией» актов, и отличает мотивацию достижения от множества других мотивов [14,c.59]
Мотивация успеха однозначно позитивна. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Личностную активность определяет потребность в достижении успеха. Мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится прежде всего избежать срыва, неудачи, наказания. Ожидание негативных последствий в данном случае становится определяющим. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает о путях его предотвращения, а не о способах достижения успеха [4,c.59].
Личности мотивации успеха, обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия - ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хотя и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели, если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения - при завышенных. В значительной степени выражен эффект Зейгарник. Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Склонны к восприятию и переживанию времени, "целенаправленного и быстрого", а не бесцельно текущего.
Привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности. В особенности это проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обязательств. В случае же неудачного выполнения такого "навязанного" задания его привлекательность остается тем не менее на прежне уровне.
Личности мотивации боязни неудачи малоинициативные. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат. Эффект Зейгарник выражен в меньшей степени, чем у ориентированных на успех. Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что, очевидно, объясняется эффектом контроля ожидания. При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени, результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем нередки исключения). Склонны к восприятию и переживанию времени как бесцельно текущего. Склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается. Причем это будет происходить независимо от того, "навязано" это задание извне или выбрано самим субъектом. Хотя в количественном отношении снижение притягательности во втором случае может быть менее выражено, чем в первом. [13, c.20-25]
Исследования, выполненные Д.Мак-Клелландом, выявили три основные характеристики людей, имеющих ярко выраженное стремление к достижениям:
1. предпочитают работать в таких условиях, которые позволяют им при решении разнообразных проблем брать ответственность на себя;
2.
проявляют склонность к
3.
постоянно нуждаются в
Таким
образом, мотивация успеха и мотивация
избегания неудач являются составными
элементами мотивации успеха. Учет
мотивации необходим педагогам,
психологам и т.д. для успешной работы
с клиентами.
1.2
. Психологические особенности
подросткового возраста
Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.
С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, "россказням" и т.д.). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес. В это время, по словам Л. С. Выготского, на протяжении сравнительно небольшого срока происходят интенсивные и глубокие изменения в движущих силах поведения молодых людей. При этом у подростка не только появляются новые интересы, но и отмирают старые, он не только начинает интересоваться рядом совершенно новых для него вещей, но и теряет интерес к вещам, которые занимали его раньше. В процессе развития самосознания у подростков наблюдаются качественные изменения мотивов, которые характеризуются теперь большой устойчивостью. Многие интересы принимают характер стойкого увлечения [8, c.122-123].
В юношеском возрасте, по словам Л. И. Божович, по содержанию на первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненным планом ученика, его намерениями в будущем, его мировоззрением и самоопределением.
По своему строению мотивационная сфера подростков начинает характеризоваться не рядоположенностью мотивов, а их иерархической структурой, наличием определенной системы соподчинения различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. По механизму действия мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. В мотивационной сфере процесса общения подростков происходят кардинальные изменения: теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, расширяется область их духовного и интеллектуального общения, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь [10, c.112]
Фаза индивидуализации, относительно преобладающая в подростковом возрасте над собственно адаптационными процессами, характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе – активным формированием образа "Я". По сравнению с начальной школой у детей интенсивно развивается самосознание, расширяются контакты со сверстниками. Участие в работе различных общественных организаций, кружков по интересам, спортивных секций выводит подростка на орбиту широких социальных связей. Развитие ролевых отношений сочетается с интенсивным формированием личностных взаимоотношений, которые с этого времени приобретают особо важное значение.
Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств "хорошего товарища" повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально – волевые характеристики партнера становятся важнейшим основанием предпочтений.
Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами.
Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях [23, с.145-146]
Степень притягательности
Стремление молодых людей к объединению в группы в подростковом возрасте настолько велико и типично, что оно рассматривается в качестве еще одной характерной для этого возраста реакции, получившей название реакции группирования.
В образовании подростковых групп наблюдается определенная возрастная динамика: в младшем подростковом возрасте это почти исключительно однополые группы; в период, совпадающий по времени с первыми свиданиями, к однополой группе целиком присоединяется группа противоположного пола, после чего происходит процесс дальнейшей дифференциации и группирования, и группы становятся смешанными.
Принадлежность группе позволяет удовлетворить многие потребности юного человека. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими друзьями общие интересы и увлечения; также очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Позднее подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием [11,c.231-232].
Таким
образом, подростковый возраст является
важным для становления и развития личности.
Именно в этом возрасте группа становится
определяющей в жизнедеятельности подростка,
благодаря чему формируются устойчивые
качества личности.
1.3.Понятие
внутригруппового
статуса и его
распределение в
группе школьников
Уже на ранней стадии существования группы ее члены стремятся узнать свое положение в группе, занять в ней ту или иную позицию. Четкое распределение ролей и статусов, неравенства положений – непременный закон существования любой группы, даже если она состоит из одинаковых по своим биологическим свойствам людей каковыми являются однояйцовые близнецы.
Как выразился Т. Шибутани, «Каждый человек безнадежно запутан в паутине социальных взаимоотношений, и его положение внутри социальной системы составляет его статус».
Статус человека зависит от разных характеристик, например от физической привлекательности, ума, чувства юмора, таланта. Как отмечает Р. Бертон с коллегами, статус, в общем, определяется вкладом индивида в успех группы и тем, насколько он влиятелен в группе. Статус может зависеть также от того, насколько люди олицетворяют определенные идеальные или желаемые качества[9, c.231-232].
В любой группе у каждого человека свое положение, свое амплуа, каждая из этих социальных позиций, связанная с определенными правами и обязанностями, называется статусом члена группы, который можно рассматривать как одну из важных характеристик группы. Учитывая тот факт, что каждый из нас является членом многочисленных групп, очевидно, что у человека может быть несколько статусов, может сочетаться несколько позиций.
Факторов, определяющих статус человека в группе достаточно много. Положение будет зависеть от того, какую должность он занимает, от его образования и опыта, от обладания какими- нибудь талантами и т.д. Все это может способствовать как повышению, так и понижение статуса человека в зависимости от ценностей и норм, принятых в группе.
Некоторые статусы даны от рождения и называются предписанными, например, обусловленные социальным происхождением, полом, местом рождения, фамилией семьи и т.п. приобретенный статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Некоторые статусы сочетают в себе приобретенные и предписанные элементы.
Личный статус – это положение, которое человек занимает в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в качестве человеческого существа. Разница между статусами определяет социальную дистанцию между людьми, которая находит свое выражение в различиях рангов, власти, престижа, в строгих правилах этикета и обращения друг к другу [20, c.235-236]