Взаимосвязь мотивации достижения успеха и избегания неудач со статусным положением в классе у подростков 13-14 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 02:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать влияние мотивации достижения на статусные отношения подростков.
Задачи исследования:
Теоретический анализ литературы по проблеме.
Исследование мотивации достижения.
Социометрическое исследование класса.
Исследование взаимосвязи мотивации достижения и внутригруппового статуса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ВНУТРИГРУППОВОГО ...…………………………...7
1.1.Теоретический анализ мотивации достижения…………………..........7
1.2Психологические особенности подросткового возраста……..........12 1.3.Понятие внутригруппового статуса и его распределение в группе школьников…………………………………………………………………15
Выводы по 1 главе…………………………………………………..……...20
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ВНУТРИГРУППОВОГО СТАТУСА…………………………………………………………………..21
2.1.Социометрическое исследование школьного класс…………............21
2.2.Исследование мотивации достижения подростков…………….........24
2.3.Выявление взаимосвязи мотивации достижения и статусных отношений…………………………………………………………………..27
Выводы по 2 главе…………………….……………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….........29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 290.50 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»  

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

233 ГРУППА 

                                       РЕУТ Екатерина Николаевна 

Курсовая  работа 

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ  НЕУДАЧ СО СТАТУСНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ В  КЛАССЕ У ПОДРОСТКОВ 13-14 ЛЕТ 
 

                                                                    Научный руководитель:

                                                                             преподаватель

                                                                             Громова И. А. 
 

МИНСК, 2009

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ВНУТРИГРУППОВОГО ...…………………………...7

1.1.Теоретический анализ мотивации достижения…………………..........7

1.2Психологические особенности подросткового возраста……..........12  1.3.Понятие внутригруппового статуса и его распределение в группе школьников…………………………………………………………………15

Выводы  по 1 главе…………………………………………………..……...20

2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ВНУТРИГРУППОВОГО СТАТУСА…………………………………………………………………..21

2.1.Социометрическое исследование школьного класс…………............21

2.2.Исследование мотивации достижения подростков…………….........24

2.3.Выявление взаимосвязи мотивации достижения и статусных отношений…………………………………………………………………..27

Выводы  по 2 главе…………………….……………………………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….........29

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….31

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………......33

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………......34

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………..35 
 

  
 
 

 

   

                                                                              

                                                ВВЕДЕНИЕ 

  Одной из основных проблем старшего школьного  возраста   является проблема общения  со сверстниками. Именно взаимоотношения  с товарищами находятся в центре внимания школьника,  и именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок. Для старшеклассника важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своем коллективе.

  В старших классах дифференциация межличностных отношений становится наиболее заметной. Статус старшеклассника  в коллективе оказывает важнейшее  влияние на его поведение и  развитие самосознания.

  Но  не каждый старшеклассник может добиться высокого статуса в школьном коллективе, так как индивидуальные особенности и установки многих ребят мешают занять высокое статусное место.  Поэтому, в каждом классе есть изолированные и их  процент достаточно велик. Как правило, это дети с неадекватным поведением, зачастую агрессивные, неуравновешенные, склонные к асоциальным поступкам. Своим поведением они пытаются привлечь внимание одноклассников, но тем самым еще более отдаляют себя от коллектива. Трудности в общении со сверстниками у таких ребят часто сопряжены с неправильным представлением о своем реальном статусе в группе.

  Нередко среди изолированных, есть неуверенные  в себе, с заниженной самооценкой, тревожные.  Эти школьники интровертированы и  как правило  имеют низкий уровень мотивации достижения и  притязаний на успех.

  Напротив, среди качеств, присущих старшеклассникам, занимающим высокое статусное место,  высока ориентация на достижение высоких  результатов.  Как правило, эти  дети с достаточно адекватным представлением о себе, что позволяет им утвердится в группе, в которой они будут признаны и оценены. Большое значение имеет тот факт, что эти подростки имеют достаточно высокий уровень эмпатии и ориентированы на общение. Для этих старшеклассников важным оказывается постоянное достижение успеха.

  Негативные  последствия низкого статуса  в школьном классе широко известны: это снижение референтности класса, открывающее доступ асоциальным  влияниям, невротизация школьника, возникновения  мнительности, тревожности, агрессивности  и т. п. В связи с этим изучение причин, обусловливающих статус подростка в классе, является важной научно-практической задачей.

  Важнейшим  фактором, влияющим на внутригрупповой  статус  старшеклассника является его уровень развития мотивации  достижения.

  Мотивация достижения является позитивной для социальной адаптации. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Эта мотивация определяет личностную активность старшеклассника.

  Многочисленные  исследования  психологов (Д.С. Мак-Келланда, Дж. Аткинсона, Н. Физера, Хекхаузена Х.,  Г.А. Мюррея, Леонтьева А.Н., Алексеева В.Г, Бондаревского В.Б., и других) показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это не случайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким уровнем этой мотивации, уверены в успешном исходе любого дела, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения трудных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями. Поэтому неудивительно, что более ответственные и решительные школьники, ориентированные на успех достигают более высоких результатов в учебной и трудовой  деятельности, и  имеют более высокий статус в классном коллективе, чем их сверстники. Между тем следует отметить, что в психологии достаточно мало изучен вопрос взаимосвязи уровня мотивации достижения  и внутригруппового статуса старшеклассников. Поэтому исследование взаимосвязи  уровня мотивации достижения и  внутригруппового статуса  старшеклассника является актуальной проблемой, требующей  дальнейшего рассмотрения. Исследование данной проблемы даст возможность  нового понимания влияния   мотивации достижения  на межличностные отношения старшеклассников  и  на занимаемый  ими внутригрупповой статус.  

  Гипотеза  исследования: мотивация достижения влияет на статус в группе.

    Предмет исследования: зависимость внутригруппового статуса от  уровня мотивации достижения  учащихся  среднего  школьного возраста.

  Объект  исследования:  подростки в возрасте 13-14 лет.

  Цель  исследования: исследовать влияние мотивации достижения на статусные отношения подростков.

 Задачи  исследования:

  1. Теоретический анализ литературы по проблеме.
  2. Исследование мотивации достижения.
  3. Социометрическое исследование класса.
  4. Исследование взаимосвязи мотивации достижения и внутригруппового статуса.

 Методы:

 1.Анализ  литературы.

 2.Социометрия.

 3.Методика  диагностики личности на мотивацию  к успеху Т.Элерса

 4.Методика  диагностики личности на мотивацию  к избеганию неудач Т. Элерса 

  База  исследования: средняя школа №1  г\п. Снов.

 

   1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ВНУТРИГРУППОВОГО СТАТУСА 

  1.1.Теоретический  анализ мотивации  достижения 

  Мотив достижения, в качестве устойчивой характеристики человека был выделен  Г.Мюрреем.

  Представление о потребности в достижениях  берет свое начало из понятия Ф.Хоппе  «я-уровень», означающего стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта достижений (уровня притязаний). Позднее это понятие превратилось в «мотив достижения», определяемый Х. Хекхаузеном как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, относительно которых достижения считаются обязательными [4,c.112]

  Николе  выдвинул двойную концепцию мотивации  достижения, согласно которой мотивацию  достижения следует определять как  поведение, направленное на развитие или демонстрацию высоких, а не низких способностей. Он также различает два вида переживаний успеха. Успех может состоять либо в том, чтобы лучше пронять предмет или справится с делом ради него самого, или же в том, чтобы показать лучший результат при выполнения задания, чем другие [13,440].

  Подобно Николсону двойственную концепцию  мотивации достижения разработала  Двек. Вместо двух соотносительных  норм она совершенно аналогично различает  две целевые ориентации – цель выполнения, т.е. стремление заслужить высокими результатами позитивную оценку и избежать негативной, и цель научения, т.е. стремление усовершенствовать свои умения посредством научения. Первая цель, связанная с оценкой со стороны других людей, может основываться либо на высоком, либо на низком доверии к своим уже имеющимся способностям и, в соответствии с этим, приводить либо к наступательному, либо, наоборот, к беспомощному поведению достижения [3, 44].

  Мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче.

  Успех или неудача в ориентированном  на достижение взаимодействии человека со средой всегда случайны и таким образом являются всего лишь преходящими периодическими состояниями по отношению к мотивации достижения. И вне зависимости от того, насколько дифференцированы критерии успешности, эта шкала состоит из двух частей: одна из них символизирует успех (не важно, насколько ярко выраженный), а другая – неудачу; и эти части отделены друг от друга узкой пограничной областью, если не границей. В зависимости от достигнутых успехов эта граница может перемещаться вверх и вниз по шкале, смещая вместе с собой нулевую точку отсчета. Потому невозможно объективно определить для достаточно длительного периода времени, что именно для определенного человека будет являться успехом, а что – неудачей.

  Успех и неудача расцениваются как таковые только в области задач средней сложности; достижение чего-то, что является слишком простым, не рассматривается как успех, а неудача в достижении слишком сложного не переживается как неудача. Если достижение цели становится со временем все проще, то стимул к достижению постепенно уменьшается, пока совсем не исчезнет, хотя внешние условия среды остаются неизменными. То же самое происходит, если что-либо остается недостижимым. Идея достижения сконцентрирована вокруг двух возможностей: достижения успеха или избегания неудачи. Соответственно, в мотивации достижения присутствуют две тенденции, собственно достижения и избегания: «надежда на успех» и «боязнь неудачи»[13,c.231]

  Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным способностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Мотивация достижения, таким образом, по сути своей ориентирована на цель. Она подталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другом действий. Предполагается четкая последовательность серии действий, производимых одно за другим. Однако существуют специфические формы активности, не связанные напрямую с целью таким образом. Относящаяся к достижению деятельность иногда выполняется сама по себе и не имеет своей целью завершение по достижении цели или какой-либо другой внешней причины. Слишком быстрое достижение цели и успеха может даже разочаровывать.

Информация о работе Взаимосвязь мотивации достижения успеха и избегания неудач со статусным положением в классе у подростков 13-14 лет