Взаимосвязь атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение влияния психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
* рассмотреть вопросы психического и личностного развития ребенка, как условия и средства формирования психического здоровья;
* изучить условия обеспечения и сохранения психического здоровья дошкольников;
* определить степень зависимости между восприятием ребенком психологического климата в семье и уровнем психического развития ребенка.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психическое здоровье как психолого-педагогическая проблема …….. 4
1. Психологические аспекты психического здоровья детей …………………. 4
1.2. Семья как источник психического здоровья ребенка ……………………… 6
1.3.Трудные ситуации и психическое здоровье ………………………………… 11
Заключение ………………………………………………………………………… 15
Список литературы …............................................................................................... 16

Работа содержит 1 файл

Атмосфера в семье и уровень псих. развития ребенка.docx

— 39.93 Кб (Скачать)

     В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь  обусловлены общим психическим  развитием, формированием новой  системы психических функций, где  важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может  не только ориентироваться и действовать  в плане конкретных сиюминутных  стимулов, но и устанавливать связи  между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его  непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто  наглядной основы, т.е. переходит  от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б.Эльконина, “появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли”.

     С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию  планирования и регулирования деятельности ребенка, все более обогащается  словарный запас и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное  желание, но и задуматься, и порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире.

     Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление  мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольника.

     Вот далеко не полный список тех изменений  и новообразований, которые происходят в дошкольном возрасте. Это описание будет еще менее полным, если не обратить внимание на ту роль, которую играет взрослый на всем протяжении развития ребенка. Переоценить значение взрослого и, главное, общения со взрослым для психического развития и психического здоровья ребенка трудно. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться “по-человечески” мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.

     Столь же ярким примером является феномен  “госпитализации”, при котором  взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка).

     Доказано, что такие дети во многом отстают  от своих сверстников как в  физическом, интеллектуальном, так  и в эмоциональном развитии: они  позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и  часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют  навыками общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют крайние, нетипичные явления, но они  являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.

     В нормальной обыденной жизни ребенок  окружен вниманием и заботой  ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся  в семье, наблюдается весьма высокий  процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление  которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т.е. причины  заболевания лежат в сфере  человеческих взаимоотношений.

     Более того, по данным В.А.Коллеговой, А.И.Захарова и других исследователей, наибольшее число неврозов наблюдается в старшем дошкольном возрасте. Поэтому родителям с первых лет жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие такое отклонение.

     Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными  проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения  в семье, любят детей и добры  к ним, отзывчивы к их нуждам и  запросам, просты и непосредственны  в обращении, позволяют детям  выражать свои чувства и вовремя  стабилизируют возникающие у  них нервные напряжения, действуют  согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие  полу ориентации и увлечения детей .

     Предопределяющую  роль в происхождении неврозов психической травматизации, обусловленной нарушенными семейными отношениями и неправильным воспитанием. Дети заболевают неврозами под влиянием неблагоприятных обстоятельств, к которым невозможно адаптироваться и которые невозможно перенести безболезненным образом. Подобно этому ребенок не может перенести разлуку с матерью и привыкнуть к яслям, конфликты в семье и блокаду эмоциональных потребностей, напряжение в результате чрезмерной стимуляции, интенсивных ограничений или непоследовательного отношения взрослых. Возникающий в этих условиях невроз как психогенное заболевание формирующейся личности означает на психологическом уровне нравственно-этическую несовместимость с подобным отношением родителей, несовместимость, которую ребенок не может преодолеть из-за особенностей своей психики и давления обстоятельств, превышающих предел его психофизиологических возможностей. Другими словами, он не настолько плох, насколько его делают таковыми отношения в семье и неблагоприятные особенности личности родителей.

     Формирующийся, таким образом, внутренний, неразрешимый и невротизирующий ребенка конфликт имеет несколько тесно связанных друг с другом уровней:

- социально-психологический, мотивированный неудачами общения и затруднениями в достижении социально значимой позиции;

- психологический,  обусловленный несовместимостью  с некоторыми сторонами отношения  родителей и угрозой потери  “я”;

- психофизиологический как следствие невозможности отвечать (соответствовать) повышенным требованиям и ожиданиям взрослых.

     При наличии неразрешимых для детей  переживаний следует говорить о  хронической психотравмирующей  ситуации как источнике постоянного  психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические  травмы - эмоциональные потрясения усиливают патогенность жизненной  ситуации, поскольку ребенок не может  справиться с ними, пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами в области общения и неблагоприятным  стечением жизненных обстоятельств  в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего  жизненного опыта, иди состояния  хронического дистресса, как основном источнике патогенного (болезненного) напряжения при неврозах .

     Положение осложняется тем, что дети с неврозами  не могут из-за своего ограниченного  и уже психогенно деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся  нервно-психическое напряжение. Они  вынуждены подавлять его, что  превышает предел адаптационных  возможностей и изменяет нервно-психическую  реактивность организма. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособленные возможности детей, не дает им выразить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенность в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничижения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой среди других, сверстников.

     При невротическом заболевании происходит непродуктивная затрата имеющихся  психических средств, ресурсов и  возможностей, их дальнейшее перенапряжение и болезненное ослабление в целом. При этом нарастают беспокойство и эмоциональная неустойчивость, появляются или усиливаются вегетососудистые и соматические нарушения, снижается выносливость и сопротивляемость организма.

     В психологической литературе выделены, и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребенка и, в частности, на возникновение невротических  реакций. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.

     Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное  влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной  жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность  родителей, их невротизация, появление  множества личностных проблем в  сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.

     На  эмоциональную атмосферу в семье  и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические  факторы, среди которых можно  выделить такие, как:

неудовлетворительные  жилищно-бытовые условия;

занятость родителей;

ранний  выход матери на работу и помещение  ребенка в ясли.

     Помещение детей в раннем возрасти (до 3-х  лет) в детское дошкольное учреждение или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим  событием, поскольку такие дети еще  не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности  к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью - категория “МЫ”). В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чувство “Я”, т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к 3 годам у ребенка появляется желание “расстаться” с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте 3-х лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

     К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, психологи относят прежде всего такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.

     Проблеме  супружеских и детско-родительских отношений уделяется пристальное  внимание как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Выделяются причины и характер внутрисемейных конфликтов, рассматриваются пути их коррекции.

     Дошкольный  возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка  к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в  любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться  в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

     Психическое здоровье или нездоровье ребенка  неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят  от характера взаимоотношений родителей  и детей.

Выделяются  следующие стили родительского  воспитания:

Демократический.

Контролирующий.

Смешанный.

     Демократический характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.

<

Информация о работе Взаимосвязь атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка