Роль деятельности в психическом развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:04, контрольная работа

Описание работы

В психологии выделяют существенное различие между понятием «обучение» и понятием «деятельность». В термине «обучение» приставка «об» несет смысл внешнего принуждения, как бы минующего самого ребенка. Понятие «деятельность» подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Как подчеркивал Д.Б.Эльконин, введение понятия «деятельность» переворачивает всю проблему развития, обращая ее на субъекта. По его словам, процесс формирования функциональных систем есть процесс, который производит сам субъект. Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития. Таким образом, исследования отечественных психологов открыли роль деятельности ребенка в его психическом развитии.

Содержание

Введение 3
Понятие ведущая деятельность и ее виды 4
Игра как ведущая деятельность дошкольника 9
Роль обучения в психическом развитии ребенка 11
Психологические особенности трудовой деятельности старших

школьников 14

Заключение 18

Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Роль деятельности в психическом развитии ребенка.docx

— 53.51 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение           3

  1. Понятие ведущая деятельность и ее виды      4
  2. Игра как ведущая деятельность дошкольника      9
  3. Роль обучения в психическом развитии ребенка            11
  4. Психологические особенности трудовой деятельности старших

 школьников                            14

   Заключение                 18

      Список  литературы                19 

 

     Введение

     В психологии выделяют существенное различие между понятием «обучение» и понятием «деятельность». В термине «обучение» приставка «об» несет смысл внешнего принуждения, как бы минующего самого ребенка. Понятие «деятельность» подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Как  подчеркивал Д.Б.Эльконин, введение понятия «деятельность» переворачивает всю проблему развития, обращая ее на субъекта. По его словам, процесс формирования функциональных систем есть процесс, который производит сам субъект. Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития. Таким образом, исследования отечественных психологов открыли роль деятельности ребенка в его психическом развитии.

     Благодаря работам Леонтьева, ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка.

    Объектом данной работы является – психическое развитие ребенка.

    Предметом – влияние деятельности ребенка на  его общее психическое развитие.

    Цель: изучить разновидности ведущей деятельности ребенка на всех возрастных этапах его психического развития.

    Задачи:

    1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психического развития ребенка.

    2) определить и выявить особенности свойств психического развития под влиянием  видов ведущей деятельности.

    3) рассмотреть каждый вид деятельности ребенка.

    4) изучить теоретические аспекты влияния деятельности на психическое развитие ребенка.

     1. Деятельность и ее виды. Понятие «ведущая деятельность»

     Деятельность субъекта является тем содержательным процессом, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром и который опосредует связи между объектом и воздействующим на него субъектом.

     Деятельность человека включена в систему общественных отношений и условий. Основной ее характеристикой является предметность.

     Деятельность – это процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, позволяющий удовлетворять ему свои жизненно необходимые потребности. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть введено в деятельность субъекта.

     А.Н. Леонтьев о структуре деятельности:

     деятельность  человека имеет сложное иерархическое  строение и включает следующие уровни: I – уровень особых деятельностей (или особых видов деятельности); II – уровень действий; III – уровень  операций; IV – уровень психофизиологических функций;

     деятельность  человека неразрывно связана с его  потребностями и мотивами. Потребность  – это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий  существования, находящихся вне  индивида. В психологии потребность  человека рассматривается как переживание  нужды в том, что необходимо для  продолжения жизни его организма  и развития его личности. Мотив  – это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Мотив по А.Н. Леонтьеву  – это опредмеченая потребность;

     деятельность  как целое – это единица  жизни человека, активно отвечающая определенному мотиву;

     тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению  той цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует  выполнения действия, направленного  на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель – это представляемый им мыслимый результат деятельности;

     действие  как составная часть деятельности отвечает осознаваемой цели. Любая  деятельность осуществляется в форме  действий или цепи действий;

     Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

     Основным  видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта. Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

     В психическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла), упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

     Игра  организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до 11 часов в настольные игры, а после 11— в дочки-матери. Игру ребенка можно организовать, но он сам должен предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой.

     Учение  и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.

     Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.

     Основным  мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться.

     Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В  детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет.

     Игровые моменты успешно вносятся и в  организацию урока: Урок с элементами игровых ситуаций увлекает школьников. Игрой является воображаемое путешествие  по карте нашей страны или карте  земного шара на уроках географии, в  ходе которого учащиеся на основе воображения рассказывают, что они “видят”. Школьники охотно берут на себя игровые роли на уроках иностранного языка: учителя, гида, продавца — и на основе роли активно овладевают языком. Рабочий не только трудится, но и учится (в вечерней школе, в техникуме, в высшем учебном заведении или занимается самообразованием). Он может играть в шахматы и участвовать в других спортивных развлекательных играх.

     Хотя  виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а для третьего — труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности — игра. Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд.

     Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития.

     Каждому возрастному периоду онтогенеза свойственна социальная ситуация развития, т.е. особое отношение растущего  человека к социальной действительности.

     Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками:

     Во-первых, эта такая деятельность, в форме  которой возникают и внутри которой  дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, ведущая деятельность – это такая деятельность, в  которой формируются или перестраиваются  частные психические процессы. При  этом формирование или перестройка  всех психических процессов происходит не только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются  в других видах деятельности, генетически  с ней связанных. В-третьих, ведущая  деятельность – это такая деятельность, от которой ближайшим образом  зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические  изменения личности ребенка. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим  типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.

     Виды  ведущей деятельности:

  1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.
  2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.
  3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3до 6 лет). Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.
  4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет, т.е специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.
  5. Общение подростков в возрасте от 10 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.). Изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется. В эту пору появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала, так как начинается непосредственное изучение основ наук, требующего развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям. Качественно изменяется мотивация учения (мотивы социального порядка – желание выполнить свой долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Смысл учебной деятельности для подростка – в самообразовании и самосовершенствовании.
  6. Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Основное психологическое новообразование данного возраста – это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать эстетические, политические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.

Информация о работе Роль деятельности в психическом развитии ребенка