Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:56, курсовая работа
Целью работы является изучение влияния психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
* рассмотреть вопросы психического и личностного развития ребенка, как условия и средства формирования психического здоровья;
* изучить условия обеспечения и сохранения психического здоровья дошкольников;
* определить степень зависимости между восприятием ребенком психологического климата в семье и уровнем психического развития ребенка.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психическое здоровье как психолого-педагогическая проблема …….. 4
1. Психологические аспекты психического здоровья детей …………………. 4
1.2. Семья как источник психического здоровья ребенка ……………………… 6
1.3.Трудные ситуации и психическое здоровье ………………………………… 11
Заключение ………………………………………………………………………… 15
Список литературы …............................................................................................... 16
При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.
Особый интерес представляют изучение и классификация неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Выделяется три типа неправильного воспитания.
1. Неприятие,
эмоциональное отвержение
2. Гиперсоциализирующее воспитание - тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.
3. Эгоцентрическое - чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли “кумира семьи”, “смысла жизни”.
Все негативные факторы связаны с проблемой невротизации ребенка, т.е. с причинами возникновения и протекания болезни. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психического состояния здоровых детей-дошкольников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей.
1.3. Трудные ситуации и психическое здоровье
Трудности неизбежно встречаются в жизни каждого человека. Их возникновение является естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром.
Существуют трудные ситуации и у детей, причем есть все основания полагать, что в жизни детей они встречаются не реже, а возможно даже чаще, чем у взрослых.
Трудная
ситуация всегда характеризуется
Развивающийся
человек, познавая и осваивая окружающий
мир, но, еще не обладая достаточным
опытом, непременно будет сталкиваться
с чем-то новым, неизвестным, неожиданным
для себя. Это потребует от него
испытания собственных
Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности.
Трудные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения и формируется отношение к затруднениям, имеют различный характер.
Это могут быть переходящие, быстротечные, будничные для ребенка события (не приняли в игру, упал с велосипеда, забыл ключ от дома и т.п.); кратковременные, но чрезвычайно значимые и острые ситуации (потеря близкого родственника, разлука с любимым членом семьи, резкая смена жизненного стереотипа); или, напротив, ситуации длительного, хронического действия, связанные, как правило, с семейной обстановкой (развод родителей, противоречивое и ли деспотичное воспитание, алкоголизм родителей и т.п.); а также ситуации, возникающие под влиянием факторов эмоциональной депривации (госпитализация, круглосуточное пребывание в детских дошкольных учреждениях и т.п.).
Наиболее
существенное влияние на детей оказывают
острые психические травмы и хронические
психотравмирующие воздействия, которые
являются ситуациями повышенного риска
и предрасполагают к
К. Флейк - Хобсон выделяет для детей раннего и дошкольного возраста характерны следующие ситуации повышенного риска.
1.Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности:
- враждебная, жестокая семья;
- эмоционально отвергающая семья;
- не
обеспечивающая надзора и
- негармоничная
семья (распадающаяся или
- чрезмерно
требовательная семья (
- появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра);
- противоречивое воспитание или смена типа;
- чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).
2. Ситуации,
вызывающие беззащитность из-
- помещение в чужую семью;
- направление в детское учреждение;
- госпитализация.
Такого рода ситуации, оказывая существенное влияние на весь ход психического развития, способны серьезно нарушить социальную адаптацию ребенка, глубоко деформировать его психику. Различные психосоматические и нервно - психические расстройства у детей, с которыми нередко сталкиваются медицинская и психологическая практика, являются, как правило. Следствием таких долговременных патогенных воздействий. Перечисленные ситуации охватывают наиболее существенные, значимые жизненные отношения ребенка, поэтому их наличие должно предопределять серьезные отрицательные последствия для развития личности. Однако, вопреки этому очевидному положению, в последнее время учеными обнаружен удивительный феномен - неуязвимые дети. Так названы дети, “которые воспитываются в самых ужасных условиях и все-таки добиваются значительных успехов в жизни. Наиболее типичной чертой неуязвимых детей является их способность не реагировать на стресс и справляться с ним благодаря исключительно интенсивной мыслительной деятельности и компетентности. …Эти дети отличаются начитанностью и душевным здоровьем, увлеченно играют, любят жизнь и считают, что жить стоит” .
Существуют
и другого типа трудные ситуации,
которые с большей вероятностью
могут встретиться в жизни
практически каждого ребенка. Это
так называемые “ситуации стресса
обыденной жизни” - повседневные, зачастую
и повторяющиеся события, способные
вызвать затруднения и
Проблема сохранения психического здоровья детей и профилактики его нарушений является предметом пристального внимания специалистов разных областей: медиков, педагогов, психологов. Однако не менее важная роль в ее решении принадлежит и тем, кто принимает в жизни детей непосредственное участие и имеет с ними каждодневный контакт - родителям.
С
точки зрения обсуждаемой проблемы
- трудные ситуации у детей - роль
родителей представляется двоякой:
во-первых, именно родители нередко
создают своим детям трудные
жизненные ситуации. Подавляющее
число психотравмирующих
Влияние родителей на становление у детей способов поведения в трудных ситуациях крайне велико. Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта такого влияния:
1. Стиль
семейного воспитания, который во
многом формирует личность
Были
установлены следующие
А) авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети;
Б) авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети;
В) снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети.
2. Собственное
поведение родителей в
3. Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций.
Естественное желание всех родителей - уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни. Однако постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы - дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители - это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни.
Заключение
В
ходе выполнения работы достигнута поставленная
цель - изучено влияние
При проведении исследования рассмотрены вопросы психического и личностного развития ребенка, как условия и средства формирования психического здоровья. Определены условия обеспечения и сохранения психического здоровья дошкольников, определена степень зависимости между восприятием ребенком психологического климата в семье и уровнем психического развития ребенка.
На
основании проведенного исследования
определен коэффициент
Список литературы:
1. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995 г.
2. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы, как средство диагностики развития личности ребенка. М., 1987 г.
3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М., 1998
4. Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977 г.
5. Доклад
Комитета экспертов Всемирной
организации здравоохранения (
6. Журнал. Вопросы психологии, № 2, 1996 г.
7. Захаров А.И. Детские неврозы. С-Пб., 1997 г.
8. Захаров
А.И. Неврозы у детей и
9. Захаров
А.И. Предупреждение
10. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984 г.
11. Ковалев
В.В. Семиотика и диагностика
психических заболеваний у
12. Краткий словарь по социологии, М., 1993 г.
13. Кулагина И.Ю., Возрастная психология, М., 1998 г.
14. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974г.
15. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997 г.
16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психологический словарь, 1990 г.
17. Психологическая диагностика. /под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М./, М., 1997г.
Информация о работе Взаимосвязь атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка