Взаимосвязь атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение влияния психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
* рассмотреть вопросы психического и личностного развития ребенка, как условия и средства формирования психического здоровья;
* изучить условия обеспечения и сохранения психического здоровья дошкольников;
* определить степень зависимости между восприятием ребенком психологического климата в семье и уровнем психического развития ребенка.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психическое здоровье как психолого-педагогическая проблема …….. 4
1. Психологические аспекты психического здоровья детей …………………. 4
1.2. Семья как источник психического здоровья ребенка ……………………… 6
1.3.Трудные ситуации и психическое здоровье ………………………………… 11
Заключение ………………………………………………………………………… 15
Список литературы …............................................................................................... 16

Работа содержит 1 файл

Атмосфера в семье и уровень псих. развития ребенка.docx

— 39.93 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное  учреждение

Профессиональный  институт психологии 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по возрастной психологии 
 
 

Взаимосвязь атмосферы в семье  и уровня психического развития ребенка 
 
 
 

                   Студентки группы ППТЗ-41/8-Ссб1-1

                    Проскуриной Екатерины Анатольевны 

                     Научный руководитель

Доцент, кандидат психологических  наук

               Попов Владимир Викторович 
         
         
         
         
         
         
         

Москва, 2010 г.

 

Содержание 

Введение ……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Психическое  здоровье как психолого-педагогическая проблема …….. 4

    1. Психологические аспекты психического здоровья детей …………………. 4

1.2. Семья как  источник психического здоровья  ребенка ……………………… 6

1.3.Трудные ситуации  и психическое здоровье …………………………………  11

Заключение ………………………………………………………………………… 15

Список литературы …............................................................................................... 16 

Введение

     Тема  взаимосвязи психологической атмосферы  в семье и уровня психического развития ребенка, рассмотренная в  данной курсовой работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С  каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются  какие-либо признаки психического нездоровья.

     Гипотеза: предполагается, что существует зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы в семье и уровнем психического развития ребенка.

     Целью работы является изучение влияния психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка.

     Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть вопросы психического и личностного развития ребенка, как условия и средства формирования психического здоровья;
  • изучить условия обеспечения и сохранения психического здоровья дошкольников;
  • определить степень зависимости между восприятием ребенком психологического климата в семье и уровнем психического развития ребенка.

     Объектом изучения выступает процесс психоэмоционального развития ребенка в семье.

     Предмет изучения - индивидуальные показатели психического развития и тревожности.

   Проблема  психического здоровья привлекала внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов, но только в 1979 году Всемирной организацией здравоохранения было введено понятие  “психического здоровья”.

   Рассмотренная тема приобрела актуальность в последнее  время и вызвала повышенный интерес  как у отечественных (Л.С.Выготского, И.В.Дубровиной, Н.И.Лисиной и др.), так и у зарубежных (А.Маслоу, К.Флейк-Хопсон, К.Хорни и др.) специалистов, что явилось причиной появления большого количества научных статей и литературы по изучению критериев психического здоровья и нездоровья детей.

 

Глава 1. Психическое здоровье как психолого-педагогическая проблема

1.1 Психологические  аспекты психического  здоровья детей

     Проблема  психического здоровья привлекала и  привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и  практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др.

     Существует  много подходов к пониманию и  решению этой проблемы. Сам термин “психическое здоровье” неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает  две науки и две области  практики - медицинскую и психологическую.

     В “Энциклопедическом словаре медицинских  терминов” термина “психическое здоровье” нет, но есть просто “здоровье”. Очень существенно, что термином “здоровье” обозначается “состояние полного душевного, физического  и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней и физических дефектов” .

     В медицинской литературе и в медицинской  практике термин “психическое здоровье”  широко употребляется. При этом состояние  психического здоровья объясняется  условиями психосоциального развития детей.

     В “Кратком словаре по социологии”  дается толкование термина “здоровье  населения”, который означает:

  • состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека;
  • состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
  • естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;
  • состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики;
  • количественно-качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека и социальной общности.

   Здоровье  отдельного человека характеризуется  полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и  долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности.

   Термин  “психическое здоровье” был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ “Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей” сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.

   Основным  условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной  системы) признается спокойная и  доброжелательная обстановка, создаваемая  благодаря постоянному присутствию  родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся  к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое  наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. Подчеркивается, что в то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. “Многие дети не имеют таких условий”,- констатируется в докладе.

   Эксперты  ВОЗ на основе анализа результатов  многочисленных исследований в различных  странах убедительно показали, что  нарушения психического здоровья гораздо  чаще отмечаются у детей, которые  страдают от недостаточного общения  со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты:

- во-первых, они представляют собой лишь  количественные отклонения от  нормального процесса психического  развития;

- во-вторых, многие их проявления можно  рассматривать как реакцию на  специфические ситуации. Так, дети  часто испытывают серьезные затруднения  в одной ситуации, но успешно  справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться  нарушения поведения в детском  саду, а дома они ведут себя  нормально, или наоборот.

     У большинства детей в те или  иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения  эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные  с приемами пищи и пр. обычно эти  нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они проявляются часть, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

     В психологическую литературу понятие  психического здоровья стало входить  сравнительно недавно. Почти во всех психологический словарях термин “психическое здоровье” отсутствует. Лишь в словаре  под редакцией А.В.Петровского  и М.Г.Ярошевского сделана попытка определить это понятие с точки зрения психологии. Психологическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психический явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

     В ряде психологических работ психическое  здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к  депривации.

     Очень перспективным является подход к  проблеме психического здоровья с точки  зрения полноты, богатства развития личности. Так, во всех работах А.Маслоу писал главным образом о двух составляющих психического здоровья. Это, во-первых, стремление людей быть “всем, чем они могут”, развивать весь свой потенциал через самоактуализацию. Необходимое условие самоактуализацию, по его мнению, - нахождение человеком верного представления самого себя. Для этого нужно прислушаться к “голосу импульса”, поскольку “большинство из нас чаще прислушиваются не к самим себе, а к голосу папы, мамы, к голосу государственного устройства, вышестоящих лиц, власти, традиций и т.д.” И вторая составляющая психического здоровья - стремление к гуманистическим ценностям. Маслоу считал, что самоактуализирующейся личности присущи такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству .

     Психологический аспект психического здоровья как раз  и предполагает внимание к внутреннему  миру ребенка: к его уверенности  или неуверенности в себе, в  своих силах, пониманию им своих  собственных способностей, интересов; его отношению к людям, окружающему  миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой и пр.

1.2. Семья как источник  психического здоровья  ребенка

     Дошкольный  возраст как никакой другой характеризуется  сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления  личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка  со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка.

     Осознанная  или неосознанная родительская и  педагогическая авторитарность порождает  у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное  становление личности.

     Стиль отношения взрослых к ребенку  влияет не только на становление тенденции  к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка  в положительном отношении к  себе взрослого или, наоборот, уверенность  именно в неактивной оценке его как  личности провоцирует подавленную  агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как  негативное, то попытки взрослого  побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним  из взрослых и ребенком порождает  неуверенность последнего в положительном  отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия.

     Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей.

Информация о работе Взаимосвязь атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка