Взаимосвязь агрессивного поведения подростка и его статуса в группе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 09:27, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время взаимосвязь агрессивного поведения и статуса подростка в группе сверстников является одной из актуальных проблем.
В ходе нашей работы нам предстоит решить следующую проблему: какова взаимосвязь агрессивного поведения и его статуса в группе сверстников.

Объектом исследования будет агрессивное поведение и статус школьника в коллективе, личностные особенности.

Предметом исследования является взаимосвязь агрессивного поведения и его статуса в группе сверстников.

Цель работы – выявить связь между проявлением агрессии и занимаемым статусом подростка в группе своих сверстников.

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Характеристика социометрического статуса в группе детей юношеского возраста………………...……………………..……………………………6
Категории описания групповых процессов………….......7
Статусная позиция «лидеров»………………………….....9

1.1.3 Межличностные отношения школьников………………...11
2. Понятие агрессии и подходы к её изучению…………………….…13
1.2.1 Типология агрессивного поведения современных
подростков………………………………………………………16

1.2.2 Причины и специфика проявления агрессивности детей

на разных стадиях подросткового возраста…………………20

3. Взаимосвязь личностных особенностей и статусного положения ребёнка юношеского возраста в группе сверстников………………………………………………………………...27
Эмоциональное неблагополучие…………………………… 27

1.3.2 Положение ребёнка в группе…………………………….…..28
Факторы влияющие на образ жизни подростков…………...31


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………43

ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………….45

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Взаимосвязь агрессивного поведения подростка и его статуса в группе сверстников.doc

— 431.50 Кб (Скачать)

      Интенсивное развитие самосознания и самокритичности  приводит к тому, что ребёнок в  раннем юношеском возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе, что приводит время от времени к агрессии направленной внутрь себя.

      Стихийно  складывающиеся компании сверстников  объединяют подростков и юношей, близких  по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие  ребят раннего юношеского возраста, становясь регулятором их поведения. Утрачиваемое чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимого приводит к непредсказуемым событиям. Существуют особые группы, для которых характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Ребят в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки и юноши оказываются перед лицом большого количества "лишнего времени". Но для них характерно именно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких детей отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно проводимое время толкает подростков и юношей на поиск новых "острых ощущений ". Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки и юноши распитием спиртного как бы отмечают свои "заслуги": удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи.  Объясняя свои плохие поступки, подростки и юноши имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости.

      Общаясь со своими сверстниками, дети раннего  юношеского возраста получают необходимые  знания о жизни. Очень важным для  детей данного возраста является мнение о нем группы, к которой  он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение юноши в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной агрессивности и тревожности.

      Таким образом, важно, чтобы каждый ребенок  находился в благоприятной обстановке, где царят нормальные отношения  и где он может входить в  различные общественные роли, занимать благоприятное положение в группе сверстников. Это существенно отражается на развитии его личности, от этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

        ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ 

     Наше  исследование проводилось в МОУ СОШ №16  г. Орехово-Зуево в

8 «Г»  классе, общее количество испытуемых 8 человек из них 5 мальчиков и 3 девочеки.

     В ходе работы нами были использованы методы наблюдения, тестирования, математическая обработка данных.  

    2.1.Описание  используемых методик 

  1. Методика  «Басса - Дарки»

    Данная  методика проводилась с целью  выявления форм агрессивных и  враждебных реакций. Опросник составляет восемь шкал, высокий тестовый балл по соответствующим шкалам указывает на враждебность определенной агрессивной и враждебной реакции.

    Инструкция: «поставьте «да» у тех положений, с которыми вы согласны, и «нет»- около тех, с которыми вы не согласны».

    С помощью данной методики агрессивные  проявления разделяются на два основных типа:

  • мотивационная агрессия, как самоценность;
  • инструментальная агрессия, как средство.

     В опроснике А.Басса и  А.Дарки дифференцируются проявления агрессии и враждебности, и выделяются следующие виды реакций:

    1. физическая агрессия;
    2. косвенная агрессия;
    3. раздражение;
    4. негативизм;
    5. обида;
    6. подозрительность;
    7. вербальная агрессия;
    8. чувство вины.

     Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».  

      2.Методика «Исследование агрессивности» (модификация теста Розенцвейга)

    Цель: оценка степени развитости у человека черты личности «агрессивности».

    Инструкция: «на каждой из 24 предлагаемых вам  картинок изображены два или несколько  человек, один из них совершил какое-то действие в отношении другого, и в связи с этим произнес какие-то слова. Вы должны поставить себя на место другого человека и ответить за него.

     Свой  ответ необходимо дать как можно  быстрее у тут же его записать на листе бумаги под порядковым номером, соответствующим номеру просмотренного рисунка. 
 

    3.«Социометрическая методика»

     Тест «Социометрия»- один из методов изучения психологического климата в группе, который позволяет получить картину внутренних взаимоотношений в группе детей, выявить положение каждого ребенка в системе межличностных отношений, выявить лидеров и отверженных.

     В ходе выполнения испытуемым предлагается представить ситуацию, что класс, в котором они учатся, расформировывают и создают новый класс, а также кого бы они пригласили на свое день рождение.

Испытуемые  должны написать по три фамилии своих  одноклассников, которых:

  • они взяли бы в свой новый класс;
  • кого бы они пригласили на свое день рождения.

Методика  позволяет определить:

  • отношение каждого ребенка ко всем детям класса;
  • личностный статус ребенка.

     Выявляются  дети особенно приятные и неприятные для каждого из сверстников.

     Цель: определить положение испытуемого в системе межличностных отношений. 
 

 2.2.Анализ полученных результатов 

     В ходе практики за учащимися проводилось  наблюдение на уроках и во внеурочное время с целью выявление агрессивного поведения и уровня статуса у  детей в группе сверстников.

В ходе проведения наблюдения нами было выявлено, что в этом классе есть  дети, проявляющие агрессию по отношению к другим, но не все.  Как правило, агрессия у них проявляется вербально к своим сверстникам, но были также отмечены дети, проявляющие и физическую агрессию по отношению к своим сверстникам. Также взаимоотношения в этом классе вполне благоприятные.

     С целью подтверждения данных полученных в ходе наблюдения, нами было проведено  диагностическое исследовании, с  использованием психодиагностических методик, с целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы, а также подтверждения данных наблюдений. 

Методика  «Социометрия» 

    В ходе проведения теста «Социометрическое  исследование» со всем классом нами были получены следующие данные:

  1. по формальному выбору
    • лидеры - не выявлено 0%
    • предпочитаемые - 4     50%
    • пренебрегаемые - 4      50%
    • изолированные - 0        0%

     На  основании полученных данных нами была построена диаграмма 

 

Рис. 1. Диаграмма  социометрического исследования (по формальному выбору) 

      На  основании этой диаграммы мы можем  сделать вывод о том, что по формальному выбору в классе было выявлено равное количество предпочитаемых и пренебрегаемых учащихся.

      Также нами было проведено исследование структуры  класса в соответствии с их неформальными отношениями. В ходе анализа были получены следующие данные:

  1. по не формальному выбору нами были получены следующие результаты:
    • лидеры - 1 (Назарова А.)   12,5%
    • предпочитаемые - 3            37,5%
    • пренебрегаемые - 4             50%
    • изолированные - 0              0%
 

 Рис. 2.  Диаграмма социометрического исследования (по не формальному выбору)

      Основываясь не результатах этой диаграммы мы можем сделать вывод о тот, что количество пренебрегаемых детей  осталось на той же отметке и составляет 50% от общего числа учащихся класса, однако следует отметить то, что  процент лидеров увеличился до 12,5%.

      С целью иллюстрации этих изменений  нами была построена гистограмма 

Рис.3. Сравнительная  гистограмма по формальному и  неформальному выбору 
 

   Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что классе нет формального. Лидером же по не формальному выбору в классе является Назарова М.

   В дальнейшем анализ результатов на агрессию будет вестись отдельно по мальчикам  и девочкам. А также разделим детей  на высокостатусных - лидеры, низкостатусные - изолированные, среднестатусные- предпочитаемые и пренебрегаемые.  
 

Методика  «Басса-Дарки» 
 

     По  результатам данной методики можно  сделать вывод о том, что агрессивные реакции ярко проявились у 3 испытуемых данного класса, т.е. 37,5% (Ларин, Хластянов, Шишкина).

       Также у 12,5% испытуемых этого  класса превышают нормы враждебных реакций (Дыдошкин).

       Далее в ходе анализа полученных  данных нами были выделены  проявления по видам реакций  в процентном соотношении:

  1. физическая агрессия проявилась у 75% учащихся класса, у 5 мальчиков и 2 девочек, среди них у 4 низкостатусных и 1 – высокостатусный подросток; а также у 2 девочек – среднестатусных.
  2. косвенная агрессия – 37,5% была выявлена у 3 мальчиков из них у 1 лидера, и 2 низкостатусных детей.
  3. раздражение  - 50% было выявлено у 4 мальчиков, 2 из них –низкостатусные подростки, 2 -  среднестатусные.
  4. негативизм – 12,5%, присутствует у одного низкостатусного подростка.
  5. обида – 37,5%, была выявлена в у 2 девочек, обе они низкостатусные дети.
  6. подозрительность – 37,5%, выявлена у 2 низкостатусных девочек.
  7. вербальная агрессия - 50%, проявилась у 3 мальчиков (всех статусных категорий) и 1 девочки (низкая статусная категория).
  8. чувство вины – 37,5%, выявлена у 2 девочек (низкостатусных).

На основании  полученных данных мы можем сделать  вывод о том, что все исследуемые  виды агрессивного поведения как правило проявились, как у мальчиков, так и у девочек, находящихся в категории низкостатусных, однако по этим же данным мы можем сделать вывод о том, что подростки из категории среднестатусные, также склонны проявлять агрессивные реакции. 

Методика  «Исследование агрессивности» (модификация теста Розенцвейга). 

По результатам  проведенной методики можно сказать  о том, что из 100% учащихся 8 «Г» класса 37,5% имеют агрессивные реакции, 62,5% учащихся имеют неагрессивные реакции. Результат этой методики показал, что в этом классе большая половина неагрессивных. 

Информация о работе Взаимосвязь агрессивного поведения подростка и его статуса в группе сверстников