Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 09:27, дипломная работа
В настоящее время взаимосвязь агрессивного поведения и статуса подростка в группе сверстников является одной из актуальных проблем.
В ходе нашей работы нам предстоит решить следующую проблему: какова взаимосвязь агрессивного поведения и его статуса в группе сверстников.
Объектом исследования будет агрессивное поведение и статус школьника в коллективе, личностные особенности.
Предметом исследования является взаимосвязь агрессивного поведения и его статуса в группе сверстников.
Цель работы – выявить связь между проявлением агрессии и занимаемым статусом подростка в группе своих сверстников.
ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Характеристика социометрического статуса в группе детей юношеского возраста………………...……………………..……………………………6
Категории описания групповых процессов………….......7
Статусная позиция «лидеров»………………………….....9
1.1.3 Межличностные отношения школьников………………...11
2. Понятие агрессии и подходы к её изучению…………………….…13
1.2.1 Типология агрессивного поведения современных
подростков………………………………………………………16
1.2.2 Причины и специфика проявления агрессивности детей
на разных стадиях подросткового возраста…………………20
3. Взаимосвязь личностных особенностей и статусного положения ребёнка юношеского возраста в группе сверстников………………………………………………………………...27
Эмоциональное неблагополучие…………………………… 27
1.3.2 Положение ребёнка в группе…………………………….…..28
Факторы влияющие на образ жизни подростков…………...31
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………43
ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………….45
ПРИЛОЖЕНИЕ
Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в раннем юношеском возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе, что приводит время от времени к агрессии направленной внутрь себя.
Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков и юношей, близких по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие ребят раннего юношеского возраста, становясь регулятором их поведения. Утрачиваемое чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимого приводит к непредсказуемым событиям. Существуют особые группы, для которых характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Ребят в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки и юноши оказываются перед лицом большого количества "лишнего времени". Но для них характерно именно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких детей отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно проводимое время толкает подростков и юношей на поиск новых "острых ощущений ". Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки и юноши распитием спиртного как бы отмечают свои "заслуги": удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки и юноши имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости.
Общаясь со своими сверстниками, дети раннего юношеского возраста получают необходимые знания о жизни. Очень важным для детей данного возраста является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение юноши в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной агрессивности и тревожности.
Таким
образом, важно, чтобы каждый ребенок
находился в благоприятной
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ
Наше исследование проводилось в МОУ СОШ №16 г. Орехово-Зуево в
8 «Г» классе, общее количество испытуемых 8 человек из них 5 мальчиков и 3 девочеки.
В
ходе работы нами были использованы методы
наблюдения, тестирования, математическая
обработка данных.
2.1.Описание
используемых методик
Данная методика проводилась с целью выявления форм агрессивных и враждебных реакций. Опросник составляет восемь шкал, высокий тестовый балл по соответствующим шкалам указывает на враждебность определенной агрессивной и враждебной реакции.
Инструкция: «поставьте «да» у тех положений, с которыми вы согласны, и «нет»- около тех, с которыми вы не согласны».
С помощью данной методики агрессивные проявления разделяются на два основных типа:
В опроснике А.Басса и А.Дарки дифференцируются проявления агрессии и враждебности, и выделяются следующие виды реакций:
Вопросник
состоит из 75 утверждений, на которые
испытуемый отвечает «да» или «нет».
2.Методика «Исследование агрессивности» (модификация теста Розенцвейга)
Цель: оценка степени развитости у человека черты личности «агрессивности».
Инструкция: «на каждой из 24 предлагаемых вам картинок изображены два или несколько человек, один из них совершил какое-то действие в отношении другого, и в связи с этим произнес какие-то слова. Вы должны поставить себя на место другого человека и ответить за него.
Свой
ответ необходимо дать как можно
быстрее у тут же его записать
на листе бумаги под порядковым номером,
соответствующим номеру просмотренного
рисунка.
3.«Социометрическая методика»
Тест «Социометрия»- один из методов изучения психологического климата в группе, который позволяет получить картину внутренних взаимоотношений в группе детей, выявить положение каждого ребенка в системе межличностных отношений, выявить лидеров и отверженных.
В ходе выполнения испытуемым предлагается представить ситуацию, что класс, в котором они учатся, расформировывают и создают новый класс, а также кого бы они пригласили на свое день рождение.
Испытуемые должны написать по три фамилии своих одноклассников, которых:
Методика позволяет определить:
Выявляются дети особенно приятные и неприятные для каждого из сверстников.
Цель:
определить положение испытуемого в системе
межличностных отношений.
2.2.Анализ
полученных результатов
В
ходе практики за учащимися проводилось
наблюдение на уроках и во внеурочное
время с целью выявление
В ходе проведения наблюдения нами было выявлено, что в этом классе есть дети, проявляющие агрессию по отношению к другим, но не все. Как правило, агрессия у них проявляется вербально к своим сверстникам, но были также отмечены дети, проявляющие и физическую агрессию по отношению к своим сверстникам. Также взаимоотношения в этом классе вполне благоприятные.
С
целью подтверждения данных полученных
в ходе наблюдения, нами было проведено
диагностическое исследовании, с
использованием психодиагностических
методик, с целью подтверждения выдвинутой
нами гипотезы, а также подтверждения
данных наблюдений.
Методика
«Социометрия»
В ходе проведения теста «Социометрическое исследование» со всем классом нами были получены следующие данные:
На
основании полученных данных нами была
построена диаграмма
Рис. 1. Диаграмма
социометрического исследования (по
формальному выбору)
На основании этой диаграммы мы можем сделать вывод о том, что по формальному выбору в классе было выявлено равное количество предпочитаемых и пренебрегаемых учащихся.
Также нами было проведено исследование структуры класса в соответствии с их неформальными отношениями. В ходе анализа были получены следующие данные:
Основываясь не результатах этой диаграммы мы можем сделать вывод о тот, что количество пренебрегаемых детей осталось на той же отметке и составляет 50% от общего числа учащихся класса, однако следует отметить то, что процент лидеров увеличился до 12,5%.
С
целью иллюстрации этих изменений
нами была построена гистограмма
Рис.3. Сравнительная
гистограмма по формальному и
неформальному выбору
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что классе нет формального. Лидером же по не формальному выбору в классе является Назарова М.
В
дальнейшем анализ результатов на агрессию
будет вестись отдельно по мальчикам
и девочкам. А также разделим детей
на высокостатусных - лидеры, низкостатусные
- изолированные, среднестатусные- предпочитаемые
и пренебрегаемые.
Методика
«Басса-Дарки»
По результатам данной методики можно сделать вывод о том, что агрессивные реакции ярко проявились у 3 испытуемых данного класса, т.е. 37,5% (Ларин, Хластянов, Шишкина).
Также у 12,5% испытуемых этого класса превышают нормы враждебных реакций (Дыдошкин).
Далее в ходе анализа
На основании
полученных данных мы можем сделать
вывод о том, что все исследуемые
виды агрессивного поведения как правило
проявились, как у мальчиков, так и у девочек,
находящихся в категории низкостатусных,
однако по этим же данным мы можем сделать
вывод о том, что подростки из категории
среднестатусные, также склонны проявлять
агрессивные реакции.
Методика
«Исследование агрессивности» (модификация
теста Розенцвейга).
По результатам
проведенной методики можно сказать
о том, что из 100% учащихся 8 «Г» класса
37,5% имеют агрессивные реакции, 62,5% учащихся
имеют неагрессивные реакции. Результат
этой методики показал, что в этом классе
большая половина неагрессивных.
Информация о работе Взаимосвязь агрессивного поведения подростка и его статуса в группе сверстников