Взаимосвязь агрессивного поведения подростка и его статуса в группе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 09:27, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время взаимосвязь агрессивного поведения и статуса подростка в группе сверстников является одной из актуальных проблем.
В ходе нашей работы нам предстоит решить следующую проблему: какова взаимосвязь агрессивного поведения и его статуса в группе сверстников.

Объектом исследования будет агрессивное поведение и статус школьника в коллективе, личностные особенности.

Предметом исследования является взаимосвязь агрессивного поведения и его статуса в группе сверстников.

Цель работы – выявить связь между проявлением агрессии и занимаемым статусом подростка в группе своих сверстников.

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Характеристика социометрического статуса в группе детей юношеского возраста………………...……………………..……………………………6
Категории описания групповых процессов………….......7
Статусная позиция «лидеров»………………………….....9

1.1.3 Межличностные отношения школьников………………...11
2. Понятие агрессии и подходы к её изучению…………………….…13
1.2.1 Типология агрессивного поведения современных
подростков………………………………………………………16

1.2.2 Причины и специфика проявления агрессивности детей

на разных стадиях подросткового возраста…………………20

3. Взаимосвязь личностных особенностей и статусного положения ребёнка юношеского возраста в группе сверстников………………………………………………………………...27
Эмоциональное неблагополучие…………………………… 27

1.3.2 Положение ребёнка в группе…………………………….…..28
Факторы влияющие на образ жизни подростков…………...31


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………43

ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………….45

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Взаимосвязь агрессивного поведения подростка и его статуса в группе сверстников.doc

— 431.50 Кб (Скачать)

               Министерство образования Московской области 

    Государственное образовательное учреждение

    среднего  профессионального образования  Московской области

    «Орехово-Зуевский педагогический колледж» 
     
     
     

Выпускная квалификационная работа

(дипломная работа) 

на тему: 

«Взаимосвязь агрессивного поведения подростка и его статуса в группе сверстников» 
 
 
 
 
 
 

Студента 46 группы

ПОПОВА РУСЛАНА СЕРГЕЕВИЧА 

Специальность: 050711 Социальная педагогика 

Руководитель работы:

ДЕНИСОВА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА  
 
 
 
 
 
 

2008 г.

 

оглавление 

                                                                                                                                                                          . 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

1. Характеристика социометрического статуса в группе детей юношеского возраста………………...……………………..……………………………6 

      1. Категории описания групповых процессов………….......7
      2. Статусная позиция «лидеров»………………………….....9

    1.1.3  Межличностные отношения школьников………………...11

2. Понятие агрессии и подходы к её изучению…………………….…13

         1.2.1 Типология агрессивного поведения   современных
                подростков………………………………………………………16

      1.2.2 Причины и специфика проявления агрессивности детей

            на разных стадиях подросткового возраста…………………20

  3. Взаимосвязь личностных особенностей и статусного положения ребёнка юношеского возраста в группе сверстников………………………………………………………………...27 

      1. Эмоциональное неблагополучие…………………………… 27

    1.3.2  Положение ребёнка в группе…………………………….…..28

      1. Факторы влияющие на образ жизни подростков…………...31
 

    ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ…………………………………………34 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………42 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………43 

    ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………….45 

    ПРИЛОЖЕНИЕ

                                            

      Введение 

                  В настоящее время взаимосвязь агрессивного поведения и статуса подростка в группе сверстников является одной из актуальных проблем.

      Следует отметить то, что становление личности индивида не может рассматриваться  в отрыве от общества, в котором он живёт, от системы отношений, в которые он включается. Агрессия имеет деструктивную основу и в социальных отношениях применяется, для того чтобы добиться своего. Причиной агрессии  может быть страх индивида перед группой лиц его окружающих, то есть когда он чувствует угрозу  своей личности и пытается защититься посредством агрессии. Другой причиной может стать проявление власти, например, когда лидеру нужно самоутвердиться, или показать свою силу, то есть  упрочить своё лидирующее положение в группе.

                 Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности, её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоение личностью нормы и ценности общества. Культура с одной стороны отрицает агрессию как форму взаимоотношения людей между собой, а с другой стороны позиционирует её через источники СМИ, порой даже с положительным оттенком. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нём. Так что не удивительно, что подростки ведут себя агрессивно. Именно активность личности, её деяние являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений.

      Вступая в межличностные отношения самых  разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Агрессия  иной раз становится основным способом взаимодействия между подростками.

                 Ребёнок живёт, растёт и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязь участников этих групп в конкретно – исторической ситуации развития общества. Но ни одно общество не свободно от таких явлений, как убийство и разрушение. Наше непосредственное окружение полно красноречивых сцен: омерзительная пьяная драка на улице, убийство из ревности, ограбление. Насилие устрашает, повергает в смятение и возмущает. Нам всем хочется жить в мире с другими. На словах все без исключения искренне против насилия. Все подчеркивают, что предпочитают решать любой конфликт мирным путем и прибегают к насилию только в крайних случаях. Однако дело обстоит в точности да наоборот. Несмотря на то, что проявление межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития. Любая группа на любой возрастной ступени подвержена проявлению агрессию со стороны индивида, нескольких, или всех её членов.

      Личность  ребёнка и подростка формируется  не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. В данной работе была рассмотрена проблема проявления агрессии подростков среди своих сверстников.

                 В ходе нашей работы нам предстоит решить следующую проблему: какова взаимосвязь агрессивного поведения и его статуса в группе сверстников.

                 Объектом исследования будет агрессивное поведение и статус школьника в коллективе, личностные особенности.

      Предметом исследования является взаимосвязь агрессивного поведения и его статуса в группе сверстников.

     Цель  работы – выявить связь между проявлением агрессии и занимаемым статусом подростка в группе своих сверстников.

      Гипотеза – агрессивное поведение взаимосвязано со статусом подростков в группе сверстников.

     В соответствие с целью работы выдвинуты  следующие задачи:

      1. Проанализировать учебную и методическую  литературу по данной теме.

       2. Рассмотреть понятие агрессии и её проявления у подростков.

       3. Дать характеристику подросткам с агрессивным поведением.

       4. Раскрыть взаимосвязь агрессивного поведения и статусного положения школьника в группе сверстников. 

      Методы  и методики исследования: 

    1. Наблюдение
    2. Тестирование

      2.1 Методика «Басса - Дарки»

    1. Методика «Исследование агрессивности» (модификация теста Розенцвейга).
    2. «Социометрическая методика»
    1. Количественная обработка данных
 

    База  исследования: МОУ СОШ № 16 города Орехово-Зуево, 8 класс “Г” общим количеством 8 человек. 
     
     

      Теоретическая часть 

  1.Характеристика социометрического статуса в группе подростков

      Основоположник  ролевой теории Р. Линтон выдвинул   идею о возможности создания моделей поведения личности в группе в различных ситуациях. Для построения этих моделей им было предложено использовать понятия «статус» (собрание прав и обязанностей индивида) и «роль» (ожидаемое реализованное поведение члена группы) – динамический аспект статуса. Эту идею разрабатывали     Н. Гросс, А. Харе, Т. Ньюком и др.

      Обратимся к современному определению понятия  «Статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида». «Статус - это оценка или признание, которые индивид получает от окружающих в связи со своей ролевой: позицией и личным вкладом в различные аспекты кооперативной деятельности, в жизнедеятельность группы». В системе групповых, отношений необходимо также учитывать внутреннюю установку человека личное, субъективное восприятие человеком своего собственного статуса, то, как человек оценивает свое положение, уважение к себе со стороны других членов коллектива, свой авторитет и степень влияния на них.

      Г. М. Андреева отмечает [3, c.218], что место человека в группе определяется не только его социометрическим статусом, но и тем, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений и группе. Кроме того, на статус члена группы влияет также статус самой группы.

      Необходимо  упомянуть о том, что понятие  «статус» рассматривается не только в рамках социальной психологии, но и социологии. Социологи считают, что функции индивида и вытекающие из них обязательства и права по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяет социальный статус человека. Иначе говоря, в статусе фиксируется тот набор конкретных действий, которые должны быть ему предоставлены для осуществления своей деятельности. Каждый человек включен не в одну социальную связь, социальный институт, а является своеобразным пересечением множества связей, взаимодействует с другими людьми и выполняет различные функции. Статусы могут быть формализованными и неформализованными, что зависит от того, в рамках какого (формализованного или неформализованного) социального института выполняется та или иная функция. 

              1.1.Категории описания групповых процессов 

      Позиция - это понятие, обозначающее официальное  положение человека в системе отношений, от которого зависит степень формального влияния на мнения и поступки остальных членов группы. Позиция, в отличие от статуса, выражает не внешние для личности условия, а внутренние отношения человека к статусу и своеобразие его деятельности в пределах статуса.

      Следующая категория, необходимая для описания групповых процессов - роль - нормативно заданный, одобряемый образец поведения человека, данный его положением в группе. Г. Гибш, М. Форверг рассматривают два основных направления понимания социальной роли [13, с.127 ]:

      1. роль - это сумма ожиданий, которые  группа вкладывает в носителя  определённой позиции группы;

      2. роль - это шаблон поведения для определённых позиций.

      Нужно отметить, что множество людей  имеют одну и ту же социальную позицию, обладают одним и тем же статусом и исполняют одну и ту же социальную роль. Но при этом воспринимаются эти люди по-разному. Все дело в том, что социальная роль не персонифицирована, это принятый обществом способ поведения, но ролевое поведение всегда связано с личностью.

      Так, Д. Майерс [17, с.146] отмечает, что американскими психологами Л. Мессе, Н. Керр, Д. Саттлер было выяснено, что во многих бытовых лабораторных ситуациях люди, получившие более высокий статус, начинают рассматривать себя как лиц, заслуживающих более хорошего отношения к себе, или как более способных к руководящей работе (например, в экспериментах с детьми было установлено,   что   выполнение    роли   подчиненного    подрывает   у   них самостоятельность в решении задач).

Информация о работе Взаимосвязь агрессивного поведения подростка и его статуса в группе сверстников