Возрастные особенности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Основной целью для нас послужит анализ методик исследований возрастных особенностей подростков.
В соответствии с целью мы выделяем следующие задачи курсовой работы:
- изучить историю отечественной и зарубежной психологии подростков, а также возрастных особенностей учащихся
- дать описание методик исследованию и проанализировать результат исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1. История изучения проблемы подростков в отечественной и зарубежной психологии ………………………………………….5
1.2. Возрастные особенности учащихся……………………………...11
Выводы по первой главе………………………………………………………16
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Описание методик исследования……………………………………17
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………26
2.3. Психологические рекомендации…………………………………...35
Выводы по второй главе……………………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….….42
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….……………..45

Работа содержит 1 файл

Алла 1.docx

— 83.95 Кб (Скачать)

 

Отрочество характеризуется  повышенным вниманием ребенка к  самому себе, к своей внешности, к  самопознанию и к самовоспитанию. Если у большинства младших школьников ещё фактически нет особого, независимого от мнения взрослых людей отношения  к себе отличается психологическим  многоцветием: ребенок знает от части правильно может оценивать себя как с положительной, так и с отрицательной стороны, видя свои достоинства и недостатки. Такое отношение, помимо прочего, противоречиво. Подросток, с одной стороны,  может видеть и оценивать себя как вполне достойно, заслуживающего уважения человека, а с другой стороны – как личность, обладающую личными реальными недостатками, от которых необходимо избавляться. Но и в этом подросток чаще всего проявляет себя не как взрослый человек, он по-детски преуменьшает свои недостатки.

Итак, источником нормативной  регуляции и нравственной оценки поведения для подростков становятся социализированные нормы. Но это  еще не есть полностью социальные, возрастные и безличные нормы  – такие, которые принимаются  взрослыми людьми. Для подростков это – лидерские или групповые  нормы, принятые в референтных группах, нормы, которых нет не в младшем школьном возрасте и не в характерных для юношей, тем более – взрослых людей. Хотя такие нормы уже не являются персонифициронными, но в тоже время они еще не полностью оторваны от определенного разделяющего их круга людей, т.е. по существу выступают переходные от детства к взрослости.

Стремление к личному  авторитету среди сверстников и  физическому самосовершенствованию, характерное для подростков в  отличии от школьников, порождает у них активный поиск образца для подражания, который они находят среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола. Возникает то, что в социальной психологии называется паролевой идентификацией. Это явление характерно не только для отрочества, но и для ранней юности.

Выводы по второй главе

В подростковом возрасте усиливается  независимость детей от взрослых людей. Подростки гораздо менее, чем младшие школьники податливы внешнему воздействию со стороны родителей и учителей. В период отрочества повышается внимание ребёнка к самому себе, к своей внешности, к самопознанию, самовоспитанию.

В основе интеллектуальной деятельности лежат конкретные мыслительные операции анализа и синтеза, классификации  обобщения, аналогий, сравнения, подведение под понятие, установления причинно-следственных связей и т.п. Хотя мышление и не исчерпывается  логикой, тем не менее оно оперирует логическими категориями, связями и отношениями. Для выполнения логических  действий подростки и юноши должны уметь отличать существенные от несущественных свойств предметов и явлений, выявлять признаки необходимые и достаточные, выбирать основания для сравнения или классификации, владеть логико-функциональными отношениями разного типа. Перечисленные логические операции смыкаются с учебной деятельностью, в процессе которой необходимо  использовать классификацию, аналогию, обобщение, нахождение числовых закономерностей и пространственные умения.

     По мере  формирования теоретического мышления  подросток и юноша всё больше  научается осознавать обобщенные  закономерности явлений. Мышление  начинает особенно  переходить  от единичного через особенное   к всеобщему, от случайного  к необходимому, от явлений к  существенному в них, от одного  определения сущности ко всё более глубокому познанию действительности, к пониманию взаимосвязи её различных моментов, сторон её сущности. Точнее подросток, как и юноша не только и не столько всё глубже познаёт действительность, по мере того, как развивается его мышление, сколько его мышление всё более развивается, по мере того как углубляется его познавательное проникновение   в действительность.

     Таким  образом,  при составлении данной работы, достигнуты  цели и задачи, поставленные  в данной работе, а именно:  выявлены основные закономерности  развития и диагностики мышления  в подростковом и юношеском   возрасте. Обобщен материал по  проблеме мышления в психологии. Рассмотрены возрастные особенности  мышления у подростков и юношей. Исследованы особенности операций  мышления в подростковом возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не абсолютны - границы  возраста подвижны, изменчивы, имеют  конкретно-исторический характер и  не совпадают в различных социально-экономических  условиях развития личности.

Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью коих можно оценить  адекватность развития индивида и кои  касаются развития психофизического, интеллектуального, эмоционального и  личностного.

Возрастные особенности  развития учащихся по-разному проявляются  в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения.

Весьма важно знать  особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность  к более успешному изучению тех  или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более  сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее  развивались их интеллектуальные способности: слабейшим ученикам нужно оказывать  индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной  сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее  существенным является знание типологии  характера каждого ученика, которое  поможет учитывать ее при организации  коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств. В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению  с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень  самосознания, потребность осознать себя как личность. Формирование само - сознания составляет главный итог переходного возраста. Подросток  начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое “Я", стремится познать сильные  и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к  себе, к качествам собственной  личности, потребность сопоставления  себя с другими людьми, потребность  в самооценке. Представления, на основании  которых у подростков формируются  критерии самооценки, приобретаются  в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростков, является сравнение себя с другими  людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется  в ходе общения с окружающими  людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с  потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием  сверстника как образца, который  ближе, понятнее, доступнее по сравнению  со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для  подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень  чутко реагирует на воздействие  коллектива товарищей. Приобретенный  опыт коллективных взаимоотношений  прямо сказывается на развитии его  личности, а значит предъявлении требований через коллектив - один из путей формирования личности подростка.

В этом возрасте создаются  неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с  взаимоотношениями людей, в том  числе умения налаживать деловые  контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой  обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически  во всех сферах деятельности, в которые  вовлечен подросток и которые  могут быть организованы на групповой  основе: учение, труд, игра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

   1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Брест, 1993.

    2. Абрамова Г.С.  Практическая психология. М., 1997.

    3. Александровский  Ю.А. Познай и преодолей себя. М., 1992.

    4. Ананьев Б.Г.  Проблема формирования характера  // Избр. психологические труды: В 2 т. - М., 1980. - т.2.

    5. Андреева А.Д.  Отношение к школе и учению // Формирование личности в переходный  период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.

    6. Аникеева П.М.  Воспитание игрой. М., 1985.

    7. Анисимов О.С., Данько Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. М., МИНХ, 1990.

    8. Анцыферова Л.И.  Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу // Вопр. психологии, 1973. №4, с.173-180.

    9. Анцыферова Л.И.  Эпигенетическая концепция развития  личности Эрика Г. Эриксона // Принципы развития в психологии. М., 1978, с.212-742.

    10. Асеев В.Г.  Мотивация поведения и формирование  личности. М., 1976.

    11. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

    12. Аттватер И. Я вас слушаю... М., 1985.

    13. Аунапуу Т. Восприятие лидерами межличностных отношений в классе // Вопросы психологии. 1983. № 5.

    14. Бассин Ф.В. О "силе Я" и "психологической защите" // Вопросы философии. 1969, № 2.

    15. Бернс Р. Развитие  Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М., 1986.

    16. Боброва В.Г.  Общая характеристика развития  личности подростка. М., 1966.

    17. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

    18. Божович Л.И. "Вопросы психологии", 1978, № 4; 1979, №№ 2,4.

    19. Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.

    20. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

    21. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

    22. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.

    23. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. 1979. № 2, 1978, № 4.

    24. Бороздина Л.В., Видинска Л.К. Соотношение самооценки и уровня притязаний // Личность в системе коллективных отношений: Тезисы докладов Всесоюзной конференции, г.Курск. М., 1980. С. 36-57

    25. Бочкарева Г.Г.  Психологическая характеристика  мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения  детей и подростков. М., 1972.

    26. Брендель С., Шпиклис Ю. Психологический тренинг коллектива. М., 1984.

    27. Бурно М.Е.  Терапия творческим самовыражением. М., 1989.

    28. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период? // Педология юности. М., Л., 1931.

    29. В мире подростка  / Под. ред. А.А. Бодалева. М., 1982.

    30. Возрастные  и индивидуальные особенности  младших подростков / Под. ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М., 1967.

    31. Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. т. 3.

    32. Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. т. 4.

    33. Гаврилова Т.П.  Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. М., 1981.

    34. Гальперин П.Я.  Введение в психологию. М., 1976.

    35. Гарбузов В.И.  Практическая психотерапия или  как вернуть ребенку и подростку  уверенность в себе, истинное  достоинство и здоровье. АО "Сфера", С-Пб., 1994.

  36. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии 1967 №2. Стр. 8-10.

  37.Н.Е.Ковалев и др., "Введение в педагогику"

"Просвещение", Москва, 1975 г

  38. Общая психология – М., 1986 (мышление 322-330).

  39.Обухов Л.Ф. Концепция Шана Плаже: за и против – М., 1981. (Интеллект: стр. 108-110).

            40.Плаже Ш. Роль действий в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965 №6 стр. 6.

   41.[Электронный ресурс] http://www.bestreferat.ru/referat-135841.html Исследование особенностей мышления школьников подросткового и раннего юношеского возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Возрастная психология как наука

Объект                                Развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный,

                                            здоровый человек

Предмет                             Возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода       

                                        от одного возрастного периода к другому, общие закономерности

  и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе

Теоретические                    — Проблема движущих сил, источников и механизмов пси-

Информация о работе Возрастные особенности подростков