Возрастные особенности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Основной целью для нас послужит анализ методик исследований возрастных особенностей подростков.
В соответствии с целью мы выделяем следующие задачи курсовой работы:
- изучить историю отечественной и зарубежной психологии подростков, а также возрастных особенностей учащихся
- дать описание методик исследованию и проанализировать результат исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1. История изучения проблемы подростков в отечественной и зарубежной психологии ………………………………………….5
1.2. Возрастные особенности учащихся……………………………...11
Выводы по первой главе………………………………………………………16
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Описание методик исследования……………………………………17
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………26
2.3. Психологические рекомендации…………………………………...35
Выводы по второй главе……………………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….….42
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….……………..45

Работа содержит 1 файл

Алла 1.docx

— 83.95 Кб (Скачать)

 

При составлении данной таблицы  и занесения в нее результатов  проведения первой части данной методики по столбцу № 2  выявлено, что колебания  скорости выполнения задания  происходит от 50 секунд до 22 секунд, при этом аналогично действовал критерий возраста -  чем  старше испытуемый, тем меньше ему  необходимо время на обдумывание  каждого слова и выполнение всего  ряда. Кроме того, при выполнении данного столбца играет фактор сложности, который в данном случае легкий, т.е. имеются некоторые трудности при заполнении некоторых слов у учащихся, при этом на одно и тоже слово были представлены разные варианты ответов.

 

Таблица № 3 Результаты выполнения (столбец № 3)

ФИО ученика, возраст                Номер слова в данном столбце, время  выполнения каждого слова в секундах 

Общее время 

1.Кушнерев Александр, 13 лет 6 5 6 5 5 5 4 6 4 5 51 секунда

2.Данилина Дарья, 15 лет 5 4 6 5 5 4 5 6 4 4 48 секунд

3.Кирпичев Алексей, 16 лет 6 5 4 4 5 4 5 4 5 4 46 секунд

4.Мирошников Валерий, 16 лет 6 5 5 4 5 4 5 5 4 4 46 секунд

5.Еременко Марина, 15 лет 6 5 5 5 4 5 5 5 5 6 51 секунда

6.Сулейманов Ренат, 15 лет 6 5 5 5 5 6 4 4 4 4 51 секунда

7.Тихонов Денис, 13 лет  5 4 5 5 5 5 6 5 5           6 

        53 секунды

8.Черкашин Сергей, 16 лет 6 5 5 5 5 5 6 5 5 5 52 секунды

   9.Тенизбав Никита,17 лет  3 2 2 2 3 3 3 3 4          4 

              27 секунд

10.Питимко Артем, 17 лет  4 3 2 3 2 2 3 3 3           4 

              29 секунд

11.Коренева Светлана, 18 лет 4 3 2 2 2 2 2 2 3 3 25 секунд

12.Мурзина Татьяна, 18 лет 4 4 3 3 2 2 2 2 2 2 26 секунд

13.Богатырева Светлана, 17 лет 4 4 3 3 3 3 2 2 3 4 28 секунд

14.Лукъянова Людмила, 17 лет 4 4 3 3 3 3 2 2 2 3 24 секунды

15.Шевцова Ольга, 18 лет  2 2 4 3 3 2 3 3 3         4   

         29 секунд


 

При составлении данной таблицы  и занесения в нее результатов  проведения данной методики по столбцу  № 3  выявлено, что колебания скорости выполнения задания  происходит от 53 секунд до 24 секунд, при этом аналогично действовал критерий возраста -  чем  старше испытуемый, тем меньше ему  необходимо время на обдумывание  каждого слова и выполнение всего  ряда. Кроме того, при выполнении данного столбца играет фактор сложности, который в данном случае средний, т.е. имеются трудности при заполнении всех слов у учащихся [http://www.bestreferat.ru/referat-135841.html]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 4

Результаты выполнения (столбец  № 4)

ФИО ученика, возраст          Номер слова в данном столбце, время  выполнения каждого слова в секундах Общее время

 

1.Кушнерев Александр, 13 лет 7 6 7 5 5 5 4 6 4 5 54 секунды

2.Данилина Дарья, 15 лет  4 6 5 5 5 5 6 5 4           6 

           51 секунда

3.Кирпичев Алексей, 16 лет 7 5 5 5 5 4 5 4 5 4 49 секунд

4.Мирошников Валерий, 16 лет 7 6 5 5 5 4 5 5 4 4 49 секунд

5.Еременко Марина, 15 лет 7 6 5 5 5 5 5 5 5 6  54 секунды

6.Сулейманов Ренат, 15 лет 7 5 5 5 5 6 5 5 5 4  55 секунд

7.Тихонов Денис, 13 лет  6 5 5 5 5 6 6 5 5          7 

     57 секунд

8.Черкашин Сергей, 16 лет  5 6 5 5 5 7 5 6 5           7         56 секунд

9.Тенизбав Никита,17 лет  4 3 3 4 4 3 4 3 4          5 

          35 секунд

10.Питимко Артем, 17 лет  4 3 3 3 3 2 4 3 3          5 

            33 секунды

11.Коренева Светлана, 18 лет 4 3 3 3 3 3 2 2 3 3 29 секунд

12.Мурзина Татьяна, 18 лет 4 4 3 3 3 3 3 3 2 2 30 секунд

13.Богатырева Светлана, 17 лет 5 4 3 3 3 3 3 3 4 4 32 секунды

14.Лукъянова Людмила, 17 лет 5 4 3 3 3 3 3 3 3 3 28 секунд

15.Шевцова Ольга, 18 лет  3 3 4 3 3 3 3 3 3           5 

          33 секунды


 

 

     При составлении  данной таблицы и занесения  в нее результатов проведения  данной методики по столбцу  № 4  выявлено, что колебания  скорости выполнения задания   происходит от 57 секунд до 28 секунд, при этом аналогично действовал  критерий возраста -  чем старше  испытуемый, тем меньше ему необходимо время на обдумывание каждого слова и выполнение всего ряда. Кроме того, при выполнении данного столбца играет фактор сложности, в  котором  в данном случае трудность составила 50 % от общего числа слов в данной таблице, т.е. имеются трудности при заполнении всех слов у учащихся в виду того, что возникает необходимость заполнения согласных букв и требуется в некоторых случаях наличие подсказок.

Таблица № 5 Результаты выполнения (столбец № 5)

ФИО ученика, возраст            Номер слова в данном столбце, время  выполнения каждого слова в секундах Общее время

1.Кушнерев Александр, 13 лет 7 7 7 6 5 5 5 6 5 5 58 секунд

2.Данилина Дарья, 15 лет  6 6 5 5 5 5 6 5 5 7

            55 секунд

3.Кирпичев Алексей, 16 лет 7 6 5 5 5 5 5 5 5 5 53 секунды

4.Мирошников Валерий, 16 лет 7 6 6 5 5 5 5 5 5 5 53 секунды

5.Еременко Марина, 15 лет  6 6 6 5 5 6 5 5 6 8

            58 секунд

6.Сулейманов Ренат, 15 лет  5 6 5 6 6 5 5 6 5 8

           60 секунд

7.Тихонов Денис, 13 лет  6 6 5 6 6 6 6 5 5 8

         61 секунда

8.Черкашин Сергей, 16 лет  6 6 6 5 5 7 6 6 6 7

        60 секунд

9.Тенизбав Никита,17 лет  4 4 4 4 4 4 4 4 4 5

        39 секунд

10.Питимко Артем, 17 лет  4 4 4 4 3 3 4 3 3 5

        37 секунд

11.Коренева Светлана, 18 лет 4 4 3 3 3 3 3 3 4 3 33 секунды

12.Мурзина Татьяна, 18 лет 4 4 3 3 3 4 4 3 3 3 34 секунды

13.Богатырева Светлана, 17 лет 6 5 4 3 3 4 3 3 4 4 36 секунд

14.Лукъянова Людмила, 17 лет 5 4 3 3 4 3 4 3 4 4 32 секунды

15.Шевцова Ольга, 18 лет  4 3 4 3 4 3 4 3 4 5

     37 секунд


 

     При составлении  данной таблицы и занесения  в нее результатов проведения  данной методики по столбцу  № 5  выявлено, что колебания  скорости выполнения задания   происходит от 61 секунды до 32 секунд, при этом аналогично действовал  критерий возраста -  чем старше  испытуемый, тем меньше ему необходимо  время на обдумывание каждого  слова и выполнение всего ряда. Кроме того, при выполнении данного  столбца играет фактор сложности,  в  котором  в данном случае  трудность составила 100 % от общего  числа слов в данной таблице.  Существенную роль играл критерий  подсказок. 

Таблица № 6

Сводная (итоговая) таблица  по полученным результатам  при выполнении методики.

 ФИО ученика, возраст                Номер столбца, время выполнения                                                         Динамичность

                                                                каждого из них в секундах                                     Общее время               мышления,                                                                                                                                                                    

1.Кушнерев Александр, 13 лет 44 49 51 54 58          2 мин.56 сек                  слабая

2.Данилина Дарья, 15 лет  46 48 51 55           42                      2 мин.42 сек                    средняя

3.Кирпичев Алексей, 16 лет 33 44 46 49 53         2 мин. 25 сек                    высшая

4.Мирошников Валерий, 16 лет 44 44 46 49 53         2 мин.36 сек                    средняя

5.Еременко Марина, 15 лет   49 51 54 58 35                   2 мин 47 сек                    средняя

6.Сулейманов Ренат, 15 лет  49 51 55 60           49                    2 мин 64 сек                    слабая

7.Тихонов Денис, 13 лет  49 53 57 61 40                   3 мин                                 слабая

8.Черкашин Сергей, 16 лет  50 52 56 60 48                  2 мин. 66 сек                    средняя

9.Тенизбав Никита,17 лет  25 27 35 39           22                   1 мин 48 сек                    средняя

10.Питимко Артем, 17 лет  27 29 33 37 25                  1 мин 57 сек                   слабая

11.Коренева Светлана, 18 лет 21 23 25 29 33       1 мин 31 сек                   средняя

12.Мурзина Татьяна, 18 лет 22 24 26 30 34       1 мин 36 сек                  средняя

13.Богатырева Светлана, 17 лет 24 26 28 32          25                    1 мин 46 сек                   слабая

14.Лукъянова Людмила, 17 лет 20 22 24 28 32      1 мин 26 сек                  высшая

15.Шевцова Ольга, 18 лет  27 29 33 37 25                    1 мин 51 сек                  слабая


 

Скорость протекания мыслительного  процесса в каждом индивидуальном случае была определена следующим образом:

В критерий наибольшей скорости протекания мыслительного процесса вошли показатели выполнения задания  среди подростков 2,25 а наименьшей – 3, среди юношей – 1,26 и 1,51 наименьшей. При этом данные показатели были определены в соответствии с полученными данными исследуемой группы, которые могут меняться в зависимости от психологического развития исследуемой группы, кроме того, средние данные и выводы по них были основаны на используемой литературе, так в подростковом возрасте скорость мыслительного процесса меньше чем у школьников юношеского возраста в силу физиологического развития организма, а также умственного развития ребенка, влияния на него учителя и других сверстников. Хотя данные исследуемые группы довольно самостоятельны в своем выборе и своих действиях. [Хрестоматия по возрастной психологии 1998,с.67]

Таблица № 7

Сравнительная таблица в  отношении мальчиков и девочек  по результатам методики «Недостающие буквы в словах»

 

Испытуемые         Средний показатель      Слабая скорость    Средняя скорость         Высшая скорость                                                                                                                                                                                                                                        в %                        в %                         в %

Мальчики                  2,3            50            40                10 

Девочки                  1,6            30               60              10


    

Таким образом, на основании  полученных данных можно сделать  вывод о том, что как среди  девочек, так и среди мальчиков  одинаковое процентное соотношение  детей с высшей скоростью динамичности мышления. Однако различны показатели процентного соотношения детей  со средним уровнем динамичности мышления, так девочек – 60 %, а  мальчиков всего 40. Кроме того, процентное соотношение мальчиков со слабой скоростью динамичности мышления выше, чем девочек. Следовательно, группа испытуемых мальчиков имеет показатели динамичности мышления  ниже, чем  группа испытуемых девочек. Так же средний  показатель времени выполнения задания  у девочек ниже, чем у мальчиков, что свидетельствует о том, что  девочками было затрачено меньше времени на выполнение методики, чем мальчиками.  [Мухина В.С.1999,с.58]

Таким  образом, следуя из данных графика можно сделать  выводы о том, что группа испытуемых мальчиков имеет показатели динамичности мышления  ниже, чем группа испытуемых девочек. Так же средний показатель времени выполнения задания у  девочек ниже, чем у мальчиков, что свидетельствует о том, что  девочками было затрачено меньше времени на выполнение методики, чем  мальчиками.  [Мухина В.С.1999,с.74]

         На основании изложенного, учитывая  особенности мышления исследуемых  групп, можно сделать вывод  о том, что динамика мышления  девочек больше в силу критерия  возраста исследуемых, т.е. старшего  возраста  в основном девочки,  по сравнению с мальчиками, которые  в данной возрастной группе  младше девочек. Влияние возраста  на динамику мышления является  существенным фактором при проведении методики [Мухина В.С.1999,с.78]. Кроме того, в психологическом аспекте на данных возрастных этапах мальчики оказались слабее девочек, в силу того, что психологические процессы у девочек протекают быстрее, чем у мальчиков на стадии подросткового возраста и выравниваются на стадии раннего юношеского [Грановская Р.М.1988,с.56] . 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Психологические рекомендации

Для достижения цели в практической части, были поставлены две задачи:

1.    Провести исследование  мышления у подростков и юношей.

2.    Отразить все  полученные данные в соответствующей  форме в виде таблиц и графиках на основе полученных данных

Было выявлено, что у  основной массы  детей уровень  развития мышления можно охарактеризовать как средний, так как большую  роль в мыслительных процессах играют индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические свойства исследуемых. Экспериментально установлено, что на процессы и результаты мышления очень большое влияние оказывают  личностные и прежде всего когнитивные  особенности испытуемых: их тревожность, экстра- и интровертированность, полезависимость—поленезависимость, аналитичность—синтетичность, рефлексивность—импульсивность. Социально-психологические зависимости мышления определяются положением отдельного субъекта в социуме, его конформностью, склонностью к отстаиванию своего мнения и своих взглядов, внушаемостью, зависимостью от общественных оценок. трочество – так по старинке называют подростковые годы – характеризуется усилием независимости детей от взрослых людей, причем во всех сферах поведения. Если  младший школьник, несмотря на его чрезвычайную внешнюю подвижность и кажущееся непослушание, всё еще полностью зависим от взрослых людей, которые, если они достаточно авторитетны, могут влиять на психологию и поведения ребенка, то подросток гораздо более независим и менее податлив внешнему психологическому влиянию, особенно со стороны взрослых людей, родителей и учителей. Эта независимость, однако, относительная и скорее напоминает негативистическую, вполне ещё детскую ассоциацию на слова и действия взрослого человека, чем взвешенный самостоятельный поступок.

Информация о работе Возрастные особенности подростков