Возрастные особенности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Основной целью для нас послужит анализ методик исследований возрастных особенностей подростков.
В соответствии с целью мы выделяем следующие задачи курсовой работы:
- изучить историю отечественной и зарубежной психологии подростков, а также возрастных особенностей учащихся
- дать описание методик исследованию и проанализировать результат исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1. История изучения проблемы подростков в отечественной и зарубежной психологии ………………………………………….5
1.2. Возрастные особенности учащихся……………………………...11
Выводы по первой главе………………………………………………………16
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Описание методик исследования……………………………………17
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………26
2.3. Психологические рекомендации…………………………………...35
Выводы по второй главе……………………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….….42
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….……………..45

Работа содержит 1 файл

Алла 1.docx

— 83.95 Кб (Скачать)

На развитие наследственно  переданных способностей и черт характера, по мнению, педологов, действует и  среда, под которой понималась, прежде всего, семья, рассматривавшаяся вне  истории, оторванно от жизни общества. Взаимодействие наследственности и среды исследовалось независимо от конкретных условий жизни, от обучения и активности самого ребенка.

Проблемами развития возрастной психологии занимался швейцарский  психолог Э. Клапаред (1873-1940). Он придавал большое значение в поведении ребенка интересам, мотивам потребностям. Ученый глубоко изучил особенности детского мышления, выделив ряд закономерностей, в частности положение о синкретичности (слитности) первоначальных обобщений, о соотношении осознания ребенком различия и сходства.

В конце XIX-начале XX вв. значительно  обострились социальные противоречия в капиталистическом мире. Этот период характеризуется повышенным интересом  к изучению социальных явлений и  развитием теорий так называемого  социологического направления в  психологии. В социологических теориях  развитие ребенка рассматривается  как результат прямых воздействий  окружающей его среды. К этому  направлению можно отнести таких  французских психологов, как Г. Тард, Э. Дюркгейм, Ш. Блондель, П. Жане и др.[http://www.prioslav.ru/kursp51].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Возрастные особенности учащихся

Основным видом деятельности подростка, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились [Н.Е.Ковалев 1995г, с.9].

Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего  он связывает их с личными, узкопрактическими целями. Например, зачастую семиклассник не знает и не хочет учить правила грамматики, так как «убежден», что и без этих знаний можно писать грамотно. Младший школьник все указания учителя принимает на веру — подросток же должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Нередко на уроках можно слышать: «Для чего это делать?», «Зачем?» В этих вопросах сквозит и недоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиям учителя.

В то же время подростки  склонны к выполнению самостоятельных  заданий и практических работ  на уроках. Они с готовностью берутся  за изготовление наглядного пособия, живо откликаются на предложение сделать  простейший прибор. Даже учащиеся с  низкой успеваемостью и дисциплиной  активно проявляют себя в подобной ситуации.

Особенно ярко проявляет  себя подросток во внеучебной деятельности. Кроме уроков, у него много других дел, которые занимают его время и силы, подчас отвлекая от учебных занятий. Школьникам средних классов свойственно вдруг увлечься каким-либо занятием: коллекционированием марок, сбором бабочек или растений, конструированием и т. д.

Большая активность, готовность подростков участвовать в различных  видах деятельности проявляется  в пионерской работе. Им нравится обежать  множество квартир и побывать в неожиданных ситуациях при  сборе макулатуры или металлолома. Они охотно включаются в оказание тимуровской помощи. «Красные следопыты» готовы пройти и проехать по многим местам, чтобы получить желаемые сведения.

В школьном обучении учебные  предметы начинают выступать для  подростков как особая область теоретических  знаний. Они знакомятся с множеством фактов, готовы рассказать о них  или даже выступить с короткими  сообщениями на уроке. Однако подростков начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их возникновения, но проникновение в  сущность не всегда отличается глубиной. Образы, представления продолжают занимать большое место в мыслительной деятельности подростка. Часто детали, мелкие факты, подробности мешают выделить главное, существенное и сделать  необходимое обобщение. Учащиеся довольно подробно рассказывают, например, о  восстании под предводительством  Степана Разина, но вскрыть его  социально-историческую сущность затрудняются. Для подростков, как и для младших  школьников, характерна установка скорее на запоминание материала, чем на обдумывание и глубокое осмысливание.

В области эмоционально-волевой  сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Если в отношении  к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в  состояние аффекта, хотя потом может  об этом сожалеть. Такое поведение  возникает особенно в состоянии  утомления. Очень ярко эмоциональная  возбудимость подростка проявляется  в том, что он страстно, с жаром  спорит, доказывает, высказывает возмущение, бурно реагирует и переживает вместе с героями кинофильмов или книг.

Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта  для подражания. Идеал подростка  — это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и  критерием оценки поведения других людей. Но действенность идеала определяется не столько рассудочной деятельностью  подростка, сколько силой его  эмоций. В качестве идеала часто  выступает конкретный человек. Обычно это выдающиеся люди, яркие, героические  личности, о которых он узнает из книг, кинофильмов и реже близкие  люди, по отношению к которым в  большей степени проявляется  критичность. На психическое развитие подростка определенное влияние  оказывает половое созревание. Одной  из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток  всеми средствами пытается утвердить  свою взрослость, и в то же время  ощущения полноценной взрослости у  него еще нет. Поэтому стремление быть взрослым и потребность в  признании его взрослости окружающими остро переживается [Н.Е.Ковалев 1995г, с.10].

В связи с «чувством  зрелости» у подростка появляется специфическая социальная активность, стремление приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения и привилегии. При этом в первую очередь усваиваются  более доступные, чувственно-воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик  и манера поведения (способы отдыха, развлечений, специфический лексикон, мода в одежде и прическах, а подчас курение, употребление вина).

Для подросткового возраста характерна потребность в общении  с товарищами. Подростки не могут  жить вне коллектива, мнение товарищей  оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Особенно велико влияние  пионерской и комсомольской организаций. Активно участвуя в жизни пионерской организации, находясь под контролем  коллектива, подростки приучаются выполнять каждодневные обязанности, формируют общественную активность, инициативу, способность определять свою волю и интересы волей коллектива. Подросток не мыслит себя вне коллектива, гордится коллективом, дорожит его честью, уважает и высоко ценит тех одноклассников, которые являются хорошими товарищами. Он более чутко и сознательно по сравнению с младшим школьником относится к мнению коллектива, руководствуется им. Если младший школьник в большинстве случаев удовлетворяется похвалой или порицанием, исходящими непосредственно от учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Поэтому очень важно иметь в классе здоровое общественное мнение, уметь на него опереться.

Место, которое занимают подростки среди товарищей по классу, имеет огромное социально-психологическое  значение: в числе «трудных» учащихся, как правило, оказываются те подростки, которые в школе относятся  к категории изолированных. Сильнейшим стремлением подростка является стремление завоевать авторитет  среди товарищей, быть уважаемым, и  во имя этого он готов на все. Если его не принимают в классе, он ищет себе друзей вне школы. Формирование личности подростка будет зависеть от того, с кем он вступит в дружеские взаимоотношения [Н.Е.Ковалев 1995г, с.12]. Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Она может сохраниться на всю жизнь. У подростков начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения, оценки, убеждения. Причем в тех случаях, когда моральные требования и оценки ученического коллектива не совпадают с требованиями взрослых, подростки часто идут за моралью, принятой в их среде, а не за моралью взрослых. У подростков возникает своя система требований и норм, и они могут упорно их отстаивать, не боясь осуждения и наказания со стороны взрослых. Этим объясняется, видимо, стойкость некоторых «моральных установок», которые из года в год существуют в среде школьников и почти не поддаются педагогическому воздействию, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке, и вполне добродушное, даже поощрительное отношение к тем, кто списывает и пользуется подсказкой. Но вместе с тем мораль подростка оказывается еще недостаточно стойкой и может меняться под влиянием общественного мнения товарищей. Это особенно заметно, когда ученик переходит из одного класса в другой, где существуют иные традиции, требования, общественное мнение, которое он и принимает.

У подростков ярко проявляется  высокое гражданское чувство  советского патриотизма. Особенно ярко патриотизм пионеров проявился в  годы Великой Отечественной войны. Движимые чувством советского патриотизма, современные подростки-пионеры идут по местам революционной, боевой и трудовой славы старшего поколения, обогащая свой опыт новыми знаниями и высокими гражданскими чувствами. Они горячо любят свою Родину, стремятся как  можно скорее и больше принести пользы обществу, мечтают прославить Родину замечательными героическими подвигами [Н.Е.Ковалев 1995г, с.13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

Из выше рассмотренного можно  сделать вывод, что на формирование мышления и поведение современного подростка большую роль оказывает  множество социальных факторов.

Социальные факторы оказывают  положительное так и негативное влияние. Положительно и отрицательно каждый социальный фактор рассматривать  нельзя, так как подросток по индивидуальному  адаптируется к определенной среде.

Социальная среда включает в себя:

а) семья

б) школа

в) друзья

г) информация телевидения и интернет и т.д.

Поскольку мышление подростка  строится на его индивидуальности. Индивидуальность оказывается в  роли "фильтра" воспринимаемой информации поступающей из окружающей среды.

Осознание получаемой информации, под воздействием индивидуальности подростка, является высшим познавательным процессом. Подросток в период формирования мышления и личности создает свое мировоззрение. Социальная среда также  оказывает влияние на мотивы и  цели жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1. Описание методик исследования

     Основные исследовательские  методы психологии развития и  возрастной психологии — это  методы сбора фактов, выяснения  тенденций, динамики психического  развития, которое разворачивается  во времени.

При оценке мышления у подростков следует иметь в виду важное обстоятельство: то, что этому возрасту все виды мышления, включая словесно-логические, уже достаточно развиты. Это обстоятельство предполагает оценку того главного, что  появляется в мышлении человека к  подростковому  и юношескому возрасту, а именно – умение логически рассуждать, совершая в уме сложные действия и операции.

     Главной задачей  развития в подростковом возрасте  является самоопределение в   сфере общечеловеческих ценностей  и общения между людьми. Подросток  приобретает навыки межличностного  общения со сверстниками своего  и противоположного пола, формирует  более независимые отношения  с родителями, пытается ставить  задачи, связанные с будущем, осваивает «новое тело». Подростки стремятся быть самостоятельными и независимыми от мнения родителей. Центральная потребность подростка - быть и чувствовать себя взрослым [Клюева Н.В. 2003г, с.34]. Исследуемая группа учеников подросткового возраста характеризовалась отличительной чертой – успеваемостью, которая характеризовалась в среднем показателем 3 балла и 4 балла, реакцией на критику со стороны других испытуемых, которая четко выражалась при проведении методики. Данная группа подростков четко цели выполнения задания себе не представляла, пытаясь выполнить то или иное задание быстрее, не имея желания спрогнозировать свой ответ и выполнить его правильно. При изучении поведения данной группы следует выделить то, что при выполнении одним из испытуемых своего задания быстрее других, он пытается своим ответом поделиться с другими, не выясняя правильно ли он ответил или нет. Идет упор на отстаивании своей точки зрения в том или ином ответе, оспаривании другого решения как не практичное. Четко выделяются границы между критерием «ученик – учитель», где решающую роль играет слово учителя, которое принимается «на веру», без оспаривания.

     По сравнению  с подростковым возрастом, ведущим  типом деятельности в юношеском  возрасте выступает учебно-профессиональная. Среди новообразований выделяют: психологическая готовность к самоопределению, формирование идентичности и устойчивого образа «Я», половая идентификация [Клюева Н.В. 2003, с.36]. 

Исследуемая группа юношей школьного возраста отличалась стремлением  не только быстрого решения вопросов того или иного задания, но и его  правильности, четко выражен критерий самомнения, нежелания «делиться  своими ответами». Исследуемая группа данной категории учеников четко  имела представление о цели выполнения своего задания, при определяющей роли учителя, чью точку зрения подвергали сомнению, вызывая дискуссии на темы.    

     Так как  в подростковом и юношеском  возрасте появляется возможность   логически рассуждать, совершая  в уме более сложные действия  и операции, я решила исследовать  именно данные особенности мышления, для чего применялись нижеуказанные  методы.

В работе  использованы пять методик, направленные на исследование как общего уровня развития подростков, их способности к обучению, так  и отдельных мыслительных операций, анализируя которые можно  охарактеризовать отдельные особенности мышления ребёнка. Это следующие методики:

1.    Методика «Недостающие  буквы в словах»

2.    Методика «Выделение существенных признаков»

3.    Методика «Исключение понятий»

4.    Методика «Образование сложных аналогий»

 

В каждом исследовании принимало  участие 15 учеников различного возраста от 13 до 18 лет. Ниже приводится описание всех методик и анализ полученных результатов. Результаты тестирований и ответы отдельно взятого ребёнка.

Цель данной методики: исследовать  скорость протекания мыслительного  процесса в подростковом и юношеском  возрасте (динамическая характеристика мышления)

Данная методика проводилась  индивидуально, начиная с подросткового  возраста.

При проведении методики использовалось  следующее оборудование: секундомер, бланки с рядами слов, последователь  предъявляемых ученику.

Стимульный материал, предъявляемый ученику в строгой последовательности от 1 до 5 :

 

1.                       2.                      3.                4.                       5.

 

1.    п-ро                 1.д-р-во               1.п-л-а                 1.з-о-ок             1.с-я-о-ть

Информация о работе Возрастные особенности подростков