Воображение и творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Принимая во внимание всю актуальность данной проблемы, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния, определим цель данной работы, которая заключается в изучение воображения и творчества, а также вопроса их взаимоотношения.
Работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение
1. Воображение: сущность и виды, взаимосвязь воображения и творчества
2. Творчество как психологическая проблема
2.1 Понятие творчества, личностный аспект творчества
2.2 Творческое мышление, творческая деятельность и рефлексия
3. Влияние воспитания и обучения на проявление творческой активности ребенка
3.1 Роль родителей в развитии творческих способностей ребенка
3.2. Индивидуальный стиль педагога как фактор развития творческих способностей ребенка.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Согласно второй точке  зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни.

Существуют профессии – их называют «творческими профессиями» – где от человека требуется как необходимое качество быть творческой личностью. Это такие профессии, как быть актером, музыкантом, изобретателем и др. Тут недостаточно быть «хорошим специалистом». Необходимо быть творцом, а не ремесленником, даже очень квалифицированным. Разумеется, творческие личности встречаются и среди других профессий – среди педагогов, врачей, тренеров и многих других.

В настоящее время  творчество все больше и больше специализируется и приобретает элитарный характер. Уровень силы творческой потребности и энергии, требуемый для профессионального творчества, в большинстве сфер человеческой культуры таков, что за пределами профессионального творчества остается большинство людей. Есть точка зрения, что у творческой личности имеется избыточный энергетический потенциал. Избыточный по отношению к затратам на приспособительное (адаптивное) поведение. Возможность для творчества, как правило, появляется тогда, когда человеку не нужно решать задачи на адаптацию, когда в его распоряжении «покой и воля». Он или не занят заботами о хлебе насущном или пренебрегает этими заботами. Чаще всего это происходит на досуге, когда он предоставлен самому.

Многим людям, даже творчески  одаренным, не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой компетентности. Во-первых, насколько человек готов к творчеству в условиях многомерности и альтернативности современной культуры. Во-вторых, насколько он владеет специфическими «языками» разных видов творческой деятельности, набором кодов, позволяющих ему дешифровать информацию из разных областей и перевести на «язык» своего творчества. Например, как живописец может использовать достижения современной музыки, или ученый-экономист – открытия в области математического моделирования. Третий аспект творческой компетентности представляет собой степень овладения личностью системой «технических» навыков и умений (например, технологией живописного ремесла), от которой зависит способность осуществить задуманные и «придуманные» идеи. Разные виды творчества (научного, поэтического и др.) предъявляют разные требования к уровню творческой компетентности.

Невозможность реализовать  творческий потенциал из-за недостаточной  творческой компетентности породило массовое любительское творчество, «творчество на досуге», хобби. Эти формы творчества доступны практически всем и каждому, людям, утомленным монотонной или сверхсложной профессиональной деятельностью.

 

2.2 Творческое мышление, творческая деятельность и рефлексия.

Творческое мышление, как и другие виды мышления, свойственно человеку, и того, кто обладает им, называют обычно творческой личностью. Творческой личности (в дополнение к тому, о чем говорилось выше о творческом мышлении) присущи некоторые индивидуальные психологические особенности, которые мы рассмотрим.

Творчески мыслящий человек  — это всегда необычная, неординарная личность, не похожая на большинство  других людей. Типичные персональные отличия  творчески мыслящей личности от нетворческой личности чаще всего проявляются в следующем.

Творчески мыслящий человек  — это (в большинстве случаев) критически настроенный человек, который  склонен не только критиковать мышление других, но и критически относиться к собственному мышлению. Критика  окружающих людей со стороны такой личности вызывает, как правило, отрицательную реакцию. В связи с этим у творчески мыслящей личности далеко не всегда складываются вполне благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми.

Творчески мыслящая личность — это также человек, который  сознательно стремится быть непохожим на окружающих людей и, следовательно, почти всегда ведет себя не так, как ведут себя большинство других людей. Используя образное выражение, в адрес такого человека иногда говорят, что он «не боится быть белой вороной». По этой причине окружающие люди часто воспринимают и оценивают творчески мыслящего человека как странного, необычного в своих действиях и поступках и довольно часто (без должных на то оснований) считают таких людей не вполне нормальными и приписывают им отклонения в психике. Творчески мыслящая личность обычно не терпит, когда на нее оказывается психологическое давление, и в этих условиях не может работать нормально. Творчески мыслящий человек всегда и во всем стремится поступать по-своему, проявляет повышенную самостоятельность и не терпит, когда кто-то пытается им командовать. Творчески мыслящие люди часто сопротивляются властям, авторитетам, начальству, особенно когда ими пытаются манипулировать, управлять в так называемом авторитарном стиле, заставлять действовать вопреки своим убеждениям.

Творчески мыслящие люди нередко обладают и некоторыми детскими чертами характера, например, повышенной обидчивостью, упрямством, даже капризами. Психологическая природа этого  явления, то есть своеобразного сочетания  творческой одаренности с детскими чертами характера, до конца не выяснена, но оно нередко наблюдается у творчески одаренных людей.

Наконец, творчески мыслящие люди не боятся привлекать к себе повышенное внимание и быть непохожими на окружающих людей. Напротив, повышенное внимание к ним со стороны окружающих людей, особенно внимание к тому, что они делают, и высокая оценка их достижений стимулируют их творческую активность.

Описанные особенности  творческого мышления и психологические  свойства творчески мыслящей личности поднимают вопрос о том, можно ли при желании стать творческой личностью, не обладая с раннего детства творческим мышлением.

Творческая  деятельность и рефлексия

Для того чтобы индивид  стал творческой личностью, у него должно быть сформировано определенное мировоззрение, характерологические особенности, ценностные ориентации, в которых творчество стоит на высоком месте в иерархии ценностей, он должен быть обучен средствам и способам осуществления творческой деятельности и иметь опыт их успешного применения в своей жизненной практике.

Для того чтобы сформировать личность, обладающую готовностью (т.е. способностью и умением) осуществлять творческую деятельность, необходимо в первую очередь понимать, в чем  сущность творческой деятельности.

 Деятельность индивида является творческой в том случае, когда она не осуществляется по заданному образцу, не является чисто репродуктивным повторением этого образца, а есть результат рефлексии (под рефлексией понимается обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту – мышления, деятельности, переживаний и т.д. – ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чувствовал и т.п., и к тому, как, почему и зачем он так видит, делает, думает, чувствует). Рефлектирующий человек (в отличие от чувствующего, делающего, думающего и т.д.) перестает ощущать, познавать чувственный мир, перестает действовать в нем, он "смотрит" на это свое ощущение, познание, действие в этом чувственном мире (онтологическая рефлексия, если пользоваться терминами Э.Г.Юдина), он "смотрит" на себя-ощущающего, себя-познающего, себя-действующего (гносеологическая рефлексия 1 уровня), на себя-рефлексирующего (гносеологическая рефлексия 2 уровня), на основания, средства и способы этой своей деятельности (методологическая рефлексия 1 уровня), на основания, средства и способы этой своей рефлексии (методологическая рефлексия 2 уровня) над принципиально другим типом или видом деятельности, имеющимся в опыте индивида. Иными словами, деятельность индивида будет нетворческой, репродуктивной, если он использует в данной, конкретной ситуации, "переносит" в данную, конкретную ситуацию способ, норму, алгоритм деятельности, реализуемые в ситуациях данного типа; и деятельность будет творческой, если она является результатом рефлексии над опытом осуществления принципиально иных видов деятельности, нежели та деятельность, которую осуществляет в данный момент индивид. При этом творческая составляющая данной деятельности будет тем значительнее, чем "несовместимее" эти виды деятельности, чем "дальше" друг от друга находятся совмещаемые "точки", "области" опыта во внутреннем мире индивида (или в коллективном общественном опыте данной эпохи – в последнем случае результат этого творческого акта будет не только личностно, но и социально значимым). Например, индивид, самостоятельно придумавший использовать для измельчения овощей вместо терки мясорубку, совершает творческий акт, поскольку совмещает ранее несовмещенные "точки" своего опыта, но это совмещение "близких" точек его опыта, тогда как индивид, когда-то совместивший идею винта с деятельностью по измельчению мяса, совершил куда более мощный творческий акт, поскольку "соединил" принципиально разные сферы своего (и общечеловеческого) опыта.

 

3. Влияние воспитания и обучения на проявление творческой активности ребенка

3.1 Роль родителей в развитии творческих способностей ребенка.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых  востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня  можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих. Безусловно, чтобы чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

Зачем нужно развивать  творческие способности?

Сегодня к ребенку  и человеку вообще предъявляются  все более высокие требования, соответствие которым помогает ему  в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

• стремление к познанию;

• умение познавать новое;

• живость ума;

• умение в привычных  вещах, явлениях находить нестандартное;

• стремление к открытиям;

• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;

• свободное воображение;

• фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.

Когда начинать развивать  творческие способности у ребенка?

Очевидно, что если у  человека в детстве с творческом было не совсем все в порядке, то во взрослой жизни, скорее всего, ему не удастся стать творческой личностью, как бы он этого не хотел. Ведь все задатки человека формируются с раннего детства, а в течение жизни они просто реализуются и совершенствуются. Поэтому начинать развивать творческие способности у ребенка необходимо с раннего детства. Очень часто детские «небылицы» родителями воспринимаются несерьезно, а порой детские фантазии взрослыми даже грубо пресекаются. На самом деле фантазирование – это характерная особенность дошкольного возраста, и не нужно мешать детям воображать, как будто к ним приходил добрый волшебник, они побывали на Луне и так далее. Очень часто именно в таких «воображалках» рождается творчество. Взрослым необходимо знать, что пик творчества наступает у детей в три-четыре года, когда они могут насочинять такое, что диву дивишься, как вообще такое можно придумать.

С чего начать?

Прежде всего –  с себя самих! В дошкольном детстве  главную роль в развитии творческих способностей малыша играют родители. Многие родители хотели бы видеть своих детей творческими личностями, но порой сами таковыми не являются и при этом не хотят ничего менять в себе. Если родители обладают творческими способностями, то это просто прекрасно – из семьи получится хороший творческий тандем. Если творчество – не ваш конек, то не беда. Это совсем не означает, что вы ничем не можете помочь ребенку. Главное – иметь желание и необходимые знания по этому вопросу.

Не воспринимайте невинные фантазии ребенка как что-то примитивное, ведь в любой детской фантазии есть зерно творчества. Не смейтесь над его небылицами. Творческий ребенок может видеть обыденные вещи абсолютно по-другому. Не огорчайтесь и не ругайте малыша, если он говорит, что на картинке изображен не чайник, а рыбка, не стол – а осьминог и т. п. Конечно, ребенок знает, как выглядит чайник или стол, но просто ему, скорее всего, захотелось пофантазировать. Не забывайте, что ребенку часто не хочется воспринимать общепринятое понимание вещей, а дать волю своему творчеству, воображению.

Консервативность, скованность  и чрезмерная серьезность родителей  – не лучшие помощники для развития творческих способностей ребенка. Научитесь  играть в детские игры, не бойтесь  на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с малышом сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений - поддерживайте творческую инициативу малыша.

Информация о работе Воображение и творчество