Воображение и творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Принимая во внимание всю актуальность данной проблемы, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния, определим цель данной работы, которая заключается в изучение воображения и творчества, а также вопроса их взаимоотношения.
Работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение
1. Воображение: сущность и виды, взаимосвязь воображения и творчества
2. Творчество как психологическая проблема
2.1 Понятие творчества, личностный аспект творчества
2.2 Творческое мышление, творческая деятельность и рефлексия
3. Влияние воспитания и обучения на проявление творческой активности ребенка
3.1 Роль родителей в развитии творческих способностей ребенка
3.2. Индивидуальный стиль педагога как фактор развития творческих способностей ребенка.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Воображение: сущность и виды, взаимосвязь воображения и творчества

2. Творчество как психологическая  проблема

2.1 Понятие творчества, личностный аспект творчества 

2.2 Творческое мышление, творческая деятельность и рефлексия

3. Влияние воспитания и обучения на проявление творческой активности ребенка

3.1 Роль родителей в  развитии творческих способностей ребенка

3.2. Индивидуальный стиль  педагога как фактор развития  творческих способностей ребенка.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

Воображение в своем, совершенно специфическом смысле слова  может быть лишь у человека. Лишь у человека, который как субъект  публичной практики реально преобразует  мир, развивается подлинное воображение.

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Представьте, что было бы, если б человек не обладал  фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение выводит  человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Если лишить человека фантазии - остановится прогресс, следовательно воображение являются необходимейшей способностью человека.

Принимая во внимание всю актуальность данной проблемы, какое значение воображение имеет  в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и  состояния, определим цель данной работы, которая заключается в изучение воображения и творчества, а также вопроса их взаимоотношения.

Работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы.

1. Воображение: сущность и виды, взаимосвязь воображения и творчества

Воображение – познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых  возникают новые действия и предметы.  Если основная функция памяти –  сохранение опыта, то функция воображения  – его преобразование.  Образы воображения опираются на образы памяти и изменяются. В памяти человека находится то, что он когда-то воспринимал. Человек может, опираясь на свои знания создать представление о предметах или явлениях, которые он никогда не воспринимал. Однако все новое, созданное в воображении, всегда, так или иначе, связано с реально существующим.

Таким образом, воображение – форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Оно является отражением действительности и служит средством ее познания.

Благодаря воображению  человек творит, разумно планирует  свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом  воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени: прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Особенность воображения  как процесса состоит в формировании наглядных образов объектов, ранее  не воспринимавшихся субъектом. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет. Фактором, стимулирующим деятельность воображения, выступают различные связи явлений, событий, предметов. Они способны вызвать свободную игру ассоциаций.

Отношение человека к  процессу воображения непосредственно  определяет существование различных видов воображения.

Виды  воображения:

- непроизвольное (пассивное)  воображение – новые образы  возникают без осознанного намерения  человека, к ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы.

Образы сновидений создаются  непреднамеренно. Во время сна, у  человека прекращают работать те участки  коры головного мозга, которые контролируют сознание. Когда происходит полное и глубокое торможение, сон бывает глубоким, крепким, без сновидений. Но торможение происходит неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сновидения вызываются группой клеток, оставшиеся незаторможенными. 

В сновидениях у человека иногда возникают невероятные, причудливые бессмысленные сочетания образов. Но, несмотря на это, в сновидениях содержится лишь то, что было воспринято человеком. При возникновении сновидений человек, как правило, думает, что это всё реально с ним происходит.

Галлюцинации – пассивное, непреднамеренное воображение.

При галлюцинациях у  человека возникают образы, не имеющие  почти никакой связи с окружающей действительностью.  Обычно они результат  тех или иных нарушений психики.

Возникновение галлюцинаций объясняется тем, что значительные участки мозга душевнобольного постоянно в большей или меньшей степени заторможены. Следы прошлых восприятий, комбинируемые в образах фантазии, вызывают такую же реакцию, как и реальные раздражители.

Галлюцинации также  могут возникнуть под влиянием сильных  переживаний, после приема некоторых препаратов. Галлюцинации бывают зрительными и слуховыми.

Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. В отличие  от галлюцинаций – это вполне нормальное психическое состояние. Грезы представляют собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего с идеализированным будущим. Эти желания не связанны с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, хорошем.

Произвольное (активное) воображение – это процесс  преднамеренного построения образов  в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности.

Произвольное воображение  начинает развиваться уже в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх. Дети берут на себя различные роли, необходимость  построить свое поведение в соответствии с принятой ролью, требует активной работы воображения. Затем воображение развивается и совершенствуется на протяжении всей жизни человека, в зависимости от вида деятельности, которой он занимается и индивидуальных личностных особенностей. Для того, чтобы достичь высоких результатов в искусстве, науке и в других видах деятельности необходимо хорошо развитое воображение и умение сознательно подчинять его тем задачам, которые стоят перед человеком.

Произвольное воображение  разделяют на воссоздающее (репродуктивное) и творческое воображение.

Воссоздающее воображение  – это построение образа предмета или явления в соответствии с  его словесным описанием или  по схеме, картине. В процессе воссоздающего  воображения возникают новые  образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении художественных книг, расшифровке различных сигналов, знаков, схем необходимо воссоздающее воображение. Сущность воссоздающего воображения состоит в том, что человек воспроизводит то, что он сам непосредственно не воспринимал, но ему сообщили другие люди (речью, схемами, знаками и т.д.)

Для каждого человека важно, чтобы у него было достаточно развито воссоздающее воображение.

Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов, мысленное преобразование предметов. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Благодаря творческому воображению создаются новые неповторимые произведения искусства (кино, музыка, живопись, архитектура и т.д.), значение творчества неоценимо и в других сферах человеческой деятельности (в образовании, в науке и пр.).

Особый вид воображения  – мечта. Мечта – формирование образов желаемого будущего. Ценность мечты определяется  со связью с действительностью. Бывают мечты реальные и нереальные. В первом случае человек достаточно отчетливо представляет содержание и пути достижения мечты. Во втором случае, есть содержание, но нет путей ее реализации. В мечте заключается активное начало, она является толчком к деятельности.

Одним из видов творческого  воображения является фантазия. В  фантазиях желаемое не связывается  непосредственно с настоящим. В  фантазии возникают образы, которых  нет в природе. Сказки, научная  фантастика – результат творческого воображения.

Нас окружает множество  предметов сделанных руками человека, и какими бы обычными, далекими от фантазии они не казались, все они являются результатом работы воображения. Современное  поколение применяет вещь, о которой  мечтали и создали их предки. Реализованная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность новую мечту.

Человек может развивать  воображение, как и любую сторону  психической деятельности. Наиболее эффективно воображение развивается  в той деятельности, в которой  нельзя обойтись без воображения. Как от деятельности воображение так же зависит от направленности личности, ее интересов, знаний.

Воображение тесно связано  с творчеством, и зависимость эта обратная, то есть именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Таким образом, творческое воображение – вид воображения, направленного на создание новых образов, составляющего основу творчества.

Особенность творческого  воображения состоит в том, что  оно является процессом сознательным в своей основе. Возможность образного предвидения результатов собственных действий придают направленность творческому воображению.

Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется  способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности творческое воображение определяется тем, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями.

 

2. Творчество  как психологическая проблема

2.1 Понятие творчества, личностный аспект творчества

Творчество – это деятельность, в результате которой создаётся продукт, отличающийся оригинальностью. В настоящее время принято рассматривать творчество в широком и узком значении этого слова.

В широком смысле, творчество определяется как создание человеком активно преобразованной действительности, т.е., конкретный человек создает конкретное для себя новое открытие, когда он строит свой мир и в процессе этого строительства использует свои способности, знания и умения. В этом случае новизна, которую создает человек, заключается не в объективно новом конечном результате, а в самостоятельном создании системы взаимоотношений с миром, в преобразовании этого мира. Таким образом, творчество становится центральным звеном в развитии человека. И каждый человек творит.

В узком смысле, творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей.

 Чем отличается  творчество от предметной деятельности. Основной признак деятельности – соответствие результата деятельности цели, а творческий акт характеризуется рассогласованием замысла и результата. Творчество может возникнуть в деятельности как побочный продукт. Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя.

Признаки  творческого акта:

1) бессознательность;

2) спонтанность, внезапность;

3) неконтролируемость  волей и разумом;

4) измененное состояние  сознания;

5) возбуждение.

Личностный  аспект творчества.

Существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Некоторые психоневрологи видят сущность психотерапии в излечении неврозов путем пробуждения творческих стремлений человека. М.Зощенко в своей автобиографической повести рассказывает о том, как он благодаря творчеству излечился от депрессии.

Взгляд на креативность как универсальную черту личности человека предполагает определенное понимание  творчества. Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца». Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.

Информация о работе Воображение и творчество