Творчество и воображение

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 02:17, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть воображение как условие творческого процесса.

Содержание

Введение 3
1. Воображение как психически познавательный процесс 5
2. Творческое воображение 7
3. Роль воображения в творческом процессе 11
Заключение 15
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

рабочий Твворчество и воображение.doc

— 99.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Образы, которыми оперирует человек, включают себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет, не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

     Обычно  под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. Функция же воображения заключается в изменении образов, что является непременным условием любого творческого процесса.

     Кроме того, благодаря воображению человек  имеет возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально, писал Маркс К. В представлении ожидаемого результата с помощью воображения и состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. То, что воображение позволяет человеку предвидеть результаты своей деятельности, придает ему побудительную силу, делает фактором, стимулирующим достижение цели. Если бы человек был совершенно лишен возможности мечтать, писал Д.И.Писарев, если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте, то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставила его предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни.

Цель  работы: рассмотреть воображение  как условие творческого процесса.

    Задачи:

    1. На основе теоретического анализа рассмотреть понятие воображения, творческого воображения и творчества.
    2. Сформулировать выводы и заключение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Воображение как психически познавательный процесс
 
 

   Наряду  с восприятием, памятью и мышлением  важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения  окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует  на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

   Воображение — это психический процесс  создания нового в ферме образа, представления или идеи.

   Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал  или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

   Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.1

   Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким  образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

   Физиологическую основу воображения составляет образование  новых сочетаний из тех временных  связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая  актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

   Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная  реальность.

Воображение — это образное конструирование  содержания понятия о предмете (или  проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

     Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого.

     Ведущим механизмом воображения служит перенос  какого-либо свойства объекта. Эвристичность  переноса измеряется тем, насколько  он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

В психологии различают произвольное или непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения  научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе — в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т. д.

     Особую  форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более  или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.2 
 

2. Творческое воображение 
 

     Творческое  воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

     Образы  творческого воображения создаются  посредством различных приемов  интеллектуальных операций. В структуре  творческого воображения различают  два типа таких интеллектуальных операций. Первый — операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

     Один  из первых психологов, изучавших эти  процессы. Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

     Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения

     Ассоциация  — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам.  Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

     Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

     Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения, «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

     В ходе процессов пассивного воображения  происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

     Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

     Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

агглютинация  — «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

гиперболизация  — преувеличение или преуменьшение  предмета, а также изменение отдельных  частей;

схематизация  — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

заострение  — подчеркивание каких-либо отдельных  признаков.

    К Аристотелю («О душе») восходит и само различение понятий phantasia и dianoia, которые соответствуют современным понятиям творческое воображение и дискурсивное, или рассудочное, мышление. В течение большей части истории христианской цивилизации воображение резко противопоставлялось рассудку и рассматривалось как низшая способность, вводящая человека в грех и заблуждение. Это отношение выразил математик и убежденный христианин Блез Паскаль, называвший воображение «подругой ошибок и заблуждений» и даже «мерзкой способностью, враждебной разуму». Хотя со временем разум стал ассоциироваться с наукой, а не религией, критическое отношение к воображению сохранялось вплоть до конца 18-го века. Именно поэты-романтики изменили эту традицию, подчеркнув связь воображения с художественным вдохновением (Блэйк и Пушкин) и с мышлением неаналитического, синтетического типа (Шейли). К началу 20-го века воображение было реабилитировано и в математике, о чем свидетельствует известное замечание Гильберта об одном из учеников: «Он стал поэтом — для математики ему не хватило воображения». В современной логике и философии понимание воображения как фундаментального механизма научного мышления связано с работами основателя логико-математического интуитивизма, голландца Л.Э.Я. Брауэра и американского логика Сола Кринке, создавшего концепцию семантики возможных миров.3

    Творческое  воображение в искусстве, в частности литературе, обычно имеет дело с художественным вымыслом — представливанием и описанием фиктивных событий, то есть того, чего нет в действительности. В научной деятельности, которая сама по себе содержит массу рутинных, автоматизированных компонентов и в целом, конечно, имеет значительно менее творческий характер, иногда оказывается существенной способность или, по крайней мере, эпизодическая готовность представить себе то, «чего не может быть никогда». Хотя, на первый взгляд, такая мыслительная активность совершенно бессмысленна, именно она оказывается предпосылкой серьезных научно-технических достижений, время от времени меняющих наши представления о границах возможного и невозможного.

    Творческие  процессы никогда не протекают в каком-либо простом чередовании:  от  универсального  к специфическому или  наоборот. В законченном художественном произведении нельзя увидеть путь, по которому шел художник и процессе своего творчество. Однако, какова бы ни была последовательность шагов художника, творческий процесс обязательно должен включать в себя упомянутые выше задачи художественного воображения.

Информация о работе Творчество и воображение