Воображение и творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:31, доклад

Описание работы

Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.

Работа содержит 1 файл

Воображение и творчество.docx

— 23.43 Кб (Скачать)

           Воображение.

     Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.

     Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л. Л. Кондратьева и др.). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

     По  мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

      Классификация процессов воображения.

По  результатам:

  • Репродуктивное воображение.(воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По  степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение.
  • пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По  виду образов:

  • конкретное
  • абстрактное

По  приёмам воображения:

  • агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По  степени волевых  усилий:

  • преднамеренное
  • непреднамеренное

           Механизмы воображения.

  • агглютинация — создание нового образа из частей других образов
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей
  • схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств
  • акцентирование — подчеркивание особенностей объектов
  • типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях

   Существуют  условия, способствующие нахождению творческого  решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

   Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

  • беглость
  • гибкость
  • оригинальность
  • точность

           Развитие воображения у детей.

     Через творчество у ребенка развивается  мышление. Этому способствуют настойчивость  и выраженные интересы. Отправной  точкой для развития воображения  должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей  в конкретные практические проблемы.

Развитию  воображения способствуют

  • ситуации незавершенности
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок
  • билингвистический опыт
  • позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Развитию  воображения препятствуют:

  • неодобрение воображения
  • разделение игры и обучения
  • готовность к изменению точки зрения
  • преклонение перед авторитетами

           Функции воображения.

  • представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
  • формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

          Творчество.

     Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

     Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Творчество - процесс создания субъективных ценностей.

           Виды и функции творчества.

   Творчество  неоднородно: многообразие творческих проявлений поддается классификации  по разным основаниям. Существуют разные виды творчества:

  • производственно-техническое
  • изобретательское
  • научное
  • политическое
  • организаторское
  • философское
  • художественное
  • мифологическое
  • религиозное
  • повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют  видам практической и духовной деятельности.

     Исследователь творческого фактора человека и  феномена интеллигенции Виталий  Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

     С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

         Факторы, мешающие творческому мышлению:

  • некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)
  • внешняя и внутренняя цензура
  • ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
  • желание найти ответ немедленно

   Творчество  можно рассматривать не только как  процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при  взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

     Характер связи творчества и личности.

     «Личность характеризуется активностью, стремлением  субъекта расширять сферу своей  деятельности, действовать за границами  требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

     В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

     Б. Г. Ананьев считает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

     В наиболее острой форме связь личностного  и творческого раскрывается у  Н. А. Бердяева. Он пишет: Личность есть не субстанция, а творческий акт.

     Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью. Творчество само стимулирует себя. 
 

           Список  используемой литературы.

  • Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1998.
  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
  • Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб: Речь, 2007. (Серия: «Современный учебник»)
  • Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001.
  • Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.
  • Бердяев Н. А. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства. — М.: Искусство, 1994.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, — СПб.: Питер, 2005.

Информация о работе Воображение и творчество