Воображение и творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Принимая во внимание всю актуальность данной проблемы, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния, определим цель данной работы, которая заключается в изучение воображения и творчества, а также вопроса их взаимоотношения.
Работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение
1. Воображение: сущность и виды, взаимосвязь воображения и творчества
2. Творчество как психологическая проблема
2.1 Понятие творчества, личностный аспект творчества
2.2 Творческое мышление, творческая деятельность и рефлексия
3. Влияние воспитания и обучения на проявление творческой активности ребенка
3.1 Роль родителей в развитии творческих способностей ребенка
3.2. Индивидуальный стиль педагога как фактор развития творческих способностей ребенка.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Что способствует развитию творческой активности у ребенка?

На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности, которым большое внимание уделяется в детском саду. Если ваш ребенок его не посещает, то не беда. Вы можете заниматься с ребенком сами – и это совсем не трудно, а наоборот, очень интересно. Итак, какая деятельность рекомендуется для развития творческих способностей?

1) Окружающий  мир. 

Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом со своим  малышом, обсуждайте, что вас окружает, что происходит вокруг вас. Такое  общение чрезвычайно важно не только для воображения ребенка, но и вообще для его развития в целом. Ваша речь, ваши рассказы о явлениях природы, животных, растениях и других вещах окружающего мира – первый важнейший урок для малыша. Переданные вами знания станут хорошим стартом для обучения ребенка, развития его способностей, в том числе и творческих.

2) Развивающие  игры и игрушки. 

Следите, чтобы в «арсенале» вашего непоседы были только полезные игрушки и игры. У малыша обязательно  должны быть мозаики и конструктор, но при этом очень важно, чтобы они и другие игры соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем дать ребенку в руки игру, ознакомьтесь с ней сами и подумайте, насколько она ценна для ребенка и принесет ли она ему какую-нибудь пользу.

3) Рисование. 

Не бойтесь давать своему ребенку в руки краски и кисточки, карандаши и фломастеры. Запаситесь бумагой и…терпением. Да, вам придется стирать перепачканные рубашки и штанишки, следить, чтобы малыш не изрисовал весь дом, а ограничился лишь бумагой и так далее. Занимайтесь рисованием вместе с ребенком, научите правильно держать кисточку, пользоваться красками. Сначала изучите цвета, начинать лучше с рисования простых геометрических фигур. Обязательно обсуждайте с ребенком весь процесс и его первые «шедевры». Постепенно, когда ребенок многому научится, дайте волю его самостоятельности.

4) Лепка. 

Далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И зря – ведь лепка очень  полезна для ребенка, она помогает развитию пальчиков малыша, в лепке  ребенок может проявить свое творчество и фантазию. Сначала ваш малыш будет лепить для вас колбаски, шарики, колечки, но постепенно ему захочется расширить спектр своих умений, и он начнет лепить что-то более сложное. Обратите внимание, чтобы пластилин был яркий и мягкий.

5) Чтение.

Читать детям нужно  не только на ночь, но в любое другое время. Это должны быть сказки, стихи, рассказы и другие литературные произведения для детского возраста. Специалисты  рекомендуют уделять чтению для  ребенка не менее тридцати минут  в день. Посещайте вместе с малышом библиотеку, и вы увидите, когда ваш малыш подрастет и пойдет в школу, он будет сам частенько захаживать в библиотеку.

6) Музыка.

С самого раннего детства  давайте ребенку слушать детские  песенки, классическую музыку. Это способствует развитию образного мышления и памяти. Постепенно вы сможете вместе с ребенком сами петь песенки. Если у вас нет музыкальных способностей, то по желанию ребенка его можно записать в танцевальный кружок, или кружок по обучению игре на том или ином музыкальном инструменте.

7) Аппликация.

Занимайтесь с ребенком аппликацией, не бойтесь давать ему  ножницы в руки. Пусть сначала  он вырезает под вашим присмотром, объясните ему, как нужно работать с ножницами, какие правила необходимо соблюдать, чтобы не пораниться. Начинать можно с простой аппликации из геометрических фигур. Вы можете нарисовать на цветной бумаге фигуры, пусть малыш их вырежет и потом составит аппликацию по своему замыслу. Можно использовать и уже готовые комплекты для аппликаций.

Игры  на развитие творческих способностей

• «Превращение» - нарисуйте  ребенку 4 круга, пусть каждый из них  он во что-нибудь превратит (дорисует), например, в солнце, цветок, воздушный  шарик и так далее. То же самое  можно проделать со всеми остальными геометрическими фигурами.

• «Что там такое?» - положите какой-нибудь предмет в коробочку (шкатулку), пусть ребенок угадает, что там находится, он может задавать вопросы, строить догадки.

• «Игры со словами» - пока идете с детского сада домой, ждете очереди в больнице и  так далее, играйте с ребенок в слова – вы называете слово, а он пусть подбирает антоним (противоположное по значению: белый-черный, добрый-злой, мокрый-сухой), синоним (близкое по значению: красивый – прекрасный, великолепный, очаровательный и т. д.)

• «Хорошо-плохо» - вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.

• «Нестандартные задачки» - пусть малыш находит предметам  необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще  и переливать воду из одной емкости  в другую и т. п. Придумайте необычный  способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.

Например, вот вариант  одной из них. В город приехал  цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить  афиши, чтобы о приезде цирка  узнали все жители? Другая задачка. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?

• «Что будет, если…» - предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.

Полезные советы

1. Развивать творческое воображение ребенка можно всегда и везде, а не только в специально отведенное для этого время и место.

2. Окружающая ребенка  обстановка и атмосфера должна  способствовать развитию.

3. У малыша должны  быть все материалы и инструменты  для детского творчества: краски, пластилин, цветная бумага и другие.

4. Поощряйте только  безопасные творческие инициативы  ребенка. 

5. Не ругайте его  за испачканные в красках руки  и другие последствия творческого  поиска ребенка. 

6. Поддерживайте инициативы  ребенка и не превращайте занятия с ним в скучные уроки.

7. Не старайтесь «вбить»  в мозг ребенка как можно  больше информации. Ваша задача  – развитие способностей.

8. Развитие творческих  способностей должно носить регулярный  характер, а не осуществляться  время от времени.

9. Развитие и обучение  ребенка дошкольного возраста  должно проходить только через  игру, игровые задания и упражнения.

 

3.2. Индивидуальный стиль педагога как фактор развития творческих способностей ребенка.

Одаренный, творческий человек  — это всегда индивидуальность. Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребенка. Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и несомненно является индивидуальностью. Чем больше среди учителей и воспитателей окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, что они обучат и воспитают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств.

Как совместить рассмотренные общие требования к педагогической деятельности, представленный набор педагогических способностей, которыми должен обладать каждый учитель и воспитатель, с их стремлением к индивидуальности? Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

— в темпераменте (время  и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

— в характере реакций  на те или иные педагогические ситуации;

— в выборе методов  обучения;

— в подборе средств воспитания;

— в стиле педагогического  общения;

 — в реагировании  на действия и поступки детей;

— в манере поведения;

— в предпочтении тех  или иных видов поощрений и  наказаний;

— в применении средств  психолого-педагогического воздействия  на детей.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

В этой связи следует  сделать одно замечание, которое  касается восприятия и распространения  передового педагогического опыта. Анализируя его, педагог должен помнить о том, что такой опыт практически всегда неотделим от личности его автора и представляет собой своеобразное сочетание общезначимых педагогических находок и индивидуальности учителя. Поэтому попытки прямого копирования педагогического опыта одних учителей или воспитателей другими, как правило, бесперспективны, а зачастую дают худшие результаты. Это происходит потому, что психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, а без нее результаты неизбежно оказываются иными. Выход из этой ситуации в том, чтобы, выделив главное в передовом педагогическом опыте, сознательно ставить и практически решать задачу его творческой индивидуальной переработки. Другими словами, любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, т. е. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта.

 

 

Заключение

 

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что воображение - одна из важнейших  сторон нашей жизни. Значение воображения  в жизни и деятельности человека очень велико. Без воображения  не был бы возможен прогресс ни в  науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения.

В связи с особенностями  и причинами возникновения различают: непроизвольное и произвольное воображение; в связи с характерными особенностями  воображаемых представлений, а также задач различают: воссоздающее, творческое воображение, мечты человека и т.д.

Воображение - основа творческого  процесса. Творческие способности не сводятся к знаниям, умениям и  навыкам, хотя проявляются и развиваются  на их основе. Творческая способность - это качество личности, существующее только относительно определенной деятельности. Существует несколько форм связи воображения с действительностью:

1) Воображение всегда  создаётся из пережитых человеком  событий, то есть из прежнего  опыта. Следовательно, творческая деятельность воображения зависит от прежнего опыта человека, и чем разнообразней опыт, тем богаче воображение.

2) Воображение имеет  направленность. То есть мы создаём  цели и мотивы, которые преследует  деятельность воображения.

3) Воображение имеет  эмоциональную связь. 

Проследив связь воображения  с действительностью, можно перечислить  условия необходимые для начала творческого процесса:

  • Наличие достаточной предварительной информации. Необходимо понять сущность стоящей задачи, свободно владеть основными понятиями, знать основные характеристики интересующего вас объекта или явления.
  • Наличие эмоциональной заинтересованности в решении задачи.
  • Наличие сильного и управляемого воображения. Считается, что именно благодаря игре воображения, фантазии человек оказывается в состоянии расчленить и по-новому соединить приобретённые и известные ранее данные.

 

Список использованной литературы

 

  1. Баданина Л.П. Основы общей психологии: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2009 – 448 с.;
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – Астрель, АСТ, 2008 – 352 с.;
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология мышления. - АСТ Астрель, 2008 – 672 с.;
  4. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2008 – 176с.;
  5. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Флинта, 2007 – 376 с.;
  6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е изд-е, - СПб.: Питер, 2008 – 512 с.:
  7. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. Учебник для ССУЗов. –  Инфра – М, 2007 – 287 с.;
  8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008 – 783 с.;
  9. Крысько В.Г., Общая психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2009 – 256 с.;
  10. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. – М.: СГУ, 2009 – 293 с.;
  11. Лентьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2007 – 511с.;
  12. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. 1- е издание, - СПб.: Питер, 320с.;
  13. Любимов В.В. Психология восприятия. – Эксмо, 2007 – 422 с.;
  14. Немов Р.С. Общая психология. Учебник для ССУЗов. – М.: Владос, 2008 – 430 с.;
  15. Общая психология: Хрестоматия. Сост. Бровина Л.Б., Сергеева Т.А. 2 – издание. – М.: Флинта, 2008 – 240 с.;
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009 – 713с.;
  17. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. Изд-во Института Психотерапии, 2005 – 224 с.;
  18. Утлик Э.П. Психология личности. – М.: Аадемия, 2008 – 320 с.;
  19. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии. – М.: Академия, 2007 – 108с.;
  20. Холл К.С., Гарднер Л. Теории личности. Изд-во Института Психотерапии, 2008 – 672 с.

Информация о работе Воображение и творчество