Воображение и его связь с творческим мышлением

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Основная цель исследования: рассмотреть особенности взаимосвязи развития воображения и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть содержание таких понятий как воображение и творческое мышление;
2. Рассмотреть взаимосвязь воображения с творческим мышлением в дошкольном возрасте;
3. Провести эмпирическое исследование по взаимосвязи воображения и творческого мышления у детей дошкольного возраста;
4. Проанализировать и интерпретировать полученные эмпирические данные.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи воображения с творческим мышлением у детей дошкольного возраста……...….……..….5
1.1. Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников………………………………………………………..5
1.2. Особенности творческого мышления дошкольников.……......…13
1.3. Воображение и его взаимосвязь с творческим мышлением в дошкольном возрасте……………………………………...….…...16
Глава 2. Организация и методы исследования ……………………………20
2.1. Характеристика выборки и организация исследования………….20
2.2. Описание методов исследования……………………………….….21
Глава 3. Описание и интерпретация полученных результатов………….23
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа………………………23
3.2. Использование системы творческих заданий для развития творческого мышления……………………………………………...24
3.3. Анализ результатов контрольного этапа……………………………26
Выводы…………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………..33
Приложение

Работа содержит 1 файл

ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО СВЯЗЬ С ТВОРЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМ.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

 

3.3. Анализ результатов контрольного этапа

 

Дети подготовительного дошкольного возраста выполняли тесты Е. Туник, направленные на проверку уровня творческого мышления.

Затем была проведена  подобранная нами система заданий. После этого детям было предложено выполнить те же тесты.

Данный эксперимент  проводился с целью проверки эффективности использования данной системы заданий на занятиях как средства повышения уровня творческого мышления дошкольников.

В данном детском саду не внедряется специальная программа  по развитию творческого мышления детей. Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная нами работа показала достаточно достоверные результаты по развитию творческого мышления дошкольников. Данные, полученные в ходе исследования, представлены в диаграммах.

Диаграмма 1. Динамика распределения  испытуемых по уровням сформированности творческого мышления вследствие целенаправленной работы в экспериментальной группе

 

Приведенные данные свидетельствуют  о значительных изменениях в формировании уровня творческого мышления детей подготовительного дошкольного возраста. В процессе работы у детей в экспериментальной группе отмечается повышение уровня творческого мышления.

Нужно заметить, что диагностика  творческого мышления учитывала  показатели по нескольким факторам. В  процессе проведения диагностики оказалось, что некоторые показатели остались неизменны.

 

Диаграмма 2. Динамика развития в контрольной группе

 

У большинства испытуемых показатели по фактору оригинальность остались неизменны, в то время как  показатели по факторам гибкость и  беглость увеличились (Приложение 2).

После чего, мы провели анализ различий с помощью t - критерия Стьюдента, который позволяет определить наличие статистически значимых различий по средним выборочным.

Обработав данные с помощью  электронной программы Stadia, мы выявили статистически значимые различия по факторам беглость и гибкость. У испытуемых показатели по фактору оригинальность остались неизменны Расчет t - критерия Стьюдента смотри в Приложении 4.

Дети в экспериментальной  группе дали хорошие показатели по уровню развития творческого мышления. Здесь также выявлены статистически значимые различия. Таким образом, можно сказать, что гипотеза нашего исследования подтверждается.

Таким образом, творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т.е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т.е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода.

Хотя это не исключает  возможность создания детьми и объективных  открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.

Все дети, особенно старшие  дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т.д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.

Занимаясь творчеством (для  чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует  у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

 

Выводы

 

Проанализировав результаты эмпирического исследования, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Воображение - это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.
  2. Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром.
  3. На констатирующем этапе результаты    исследования  показали,  что  у детей  в  обеих группах уровень творческого мышления в большей степени одинаковый. После реализации развивающей программы анализ диагностического исследования показал, что уровень творческого мышления в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной группой, стал значительно выше.
  4. Проведенное исследование и интерпретация полученных результатов полностью подтвердили выдвинутую в курсовой работе гипотезу: развитие творческого воображения в дошкольном возрасте в целом зависит от гибкости и беглости мышления.

 

 

 

Заключение

 

Итак, воображение - это способность человека создавать  новые образы путем преобразования предшествующего опыта. С помощью  воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё - от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий - первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

Творческое мышление и воображение составляют основу творческой деятельности человека. Творческой деятельностью мы называем такую деятельность, которая создаёт нечто новое и необычное, интересное.

Творческая личность должна обладать способностями и  знаниями, умениями, иметь определённые мотивы, благодаря которым создаётся что-то новое, оригинальное. В развитии творческих способностей важную роль играют воображение интуиция, компоненты умственной активности.

Не все, конечно, люди могут стать творческими личностями, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчески относиться к делу, значит выполнять его качественно на более высоком уровне. И даже если мы выполняем повседневную работу - мастерим что-то, выращиваем растения, пишем письма, рисуем, играем - можем внести в работу что-то новое, неповторимое. Если у нас получается, мы испытываем радость. Творческий человек всегда чем-то увлечён. С творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных психологических и педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной курсовой работе, на основе изучения литературы по данной теме, мы попытались определить основные направления, психологические и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.

На констатирующем этапе результаты нашего исследования  показали,  что  у детей  в  обеих группах уровень творческого мышления в большей степени одинаковый. После реализации развивающей программы анализ диагностического исследования показал, что уровень творческого мышления в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной группой, стал значительно выше.

Проведенное исследование и интерпретация полученных результатов  полностью подтвердили выдвинутую в курсовой работе гипотезу: развитие творческого воображения в дошкольном возрасте в целом зависит от гибкости и беглости мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672с.
  2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 2006. – 422 с.
  3. Богоявленская, Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. - М.: Смысл, 2000. –  С. 186-198
  4. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс, 2004. – 640с.
  5. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ « Рон»» 2000. - 112с.
  6. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение. М., 2003. – 365 с.
  7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 807-819
  8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 3-е издание, 2008. – 368с.
  9. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология - СПб: Издательство Питер, 2000. – 320с.
  10. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. - М., Мозаика-Синтез, 2008. – 129с.
  11. Дьяченко, О.М., Пороцкая Е.Л. Роль слова в развитии воображения дошкольника // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под. ред. Л.А. Венгера. - М., 2008. – 123с.
  12. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2003. – 347 с.
  13. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество. - М.: Изд-во МПСИ, 2003. – С. 29-33
  14. Мухина, В.С. Психическое развитие и обучение / Детская психология. – М: Эксмо, 2002. – 352с.
  15. Мухина, В.С. Психология дошкольника / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. – 239с.
  16. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 2000. – 416с.
  17. Психология. Немов Р.С. Кн. 3. Психодиагностика. 4-е изд., М.: Владос, 2001. – 640с.
  18. Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000 . – 408с.
  19. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова - М., 2003. – С. 7 – 21
  20. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М., 1991. – 160с.
  21. Рибо, Т. Творческое воображение. Издательство: Типография Ю. Н. Эрлжхъ, Садовая, № 9, СПБ., 1907. – 329с.
  22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психология — СПб.: Питер Ком, 2002. –720с.
  23. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО Речь, 2001. – 350с.
  24. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. – 44с.
  25. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. - М.: Издательский центр Академия, 1996. – 96с.
  26. Ушаков, Д.В. Психология одаренности: от теории к практике.- М.: ИП РАН, 2000. – 96с.
  27. Фрейд, 3. Леонардо да Винчи.- Л.: Аврора, 1991. – 119с.
  28. Шадриков, В.Д. Способности, одаренность, талант. // Развитие и диагностика способностей. - М: Наука, 1991. –  253с.



Информация о работе Воображение и его связь с творческим мышлением