Воображение и его связь с творческим мышлением

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Основная цель исследования: рассмотреть особенности взаимосвязи развития воображения и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть содержание таких понятий как воображение и творческое мышление;
2. Рассмотреть взаимосвязь воображения с творческим мышлением в дошкольном возрасте;
3. Провести эмпирическое исследование по взаимосвязи воображения и творческого мышления у детей дошкольного возраста;
4. Проанализировать и интерпретировать полученные эмпирические данные.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи воображения с творческим мышлением у детей дошкольного возраста……...….……..….5
1.1. Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников………………………………………………………..5
1.2. Особенности творческого мышления дошкольников.……......…13
1.3. Воображение и его взаимосвязь с творческим мышлением в дошкольном возрасте……………………………………...….…...16
Глава 2. Организация и методы исследования ……………………………20
2.1. Характеристика выборки и организация исследования………….20
2.2. Описание методов исследования……………………………….….21
Глава 3. Описание и интерпретация полученных результатов………….23
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа………………………23
3.2. Использование системы творческих заданий для развития творческого мышления……………………………………………...24
3.3. Анализ результатов контрольного этапа……………………………26
Выводы…………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………..33
Приложение

Работа содержит 1 файл

ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО СВЯЗЬ С ТВОРЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМ.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

Давно известно, что для  творчества необходимо комфортная психологическая  обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие  успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных  условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Творческое мышление и воображение составляют основу творческой деятельности человека. Творческой деятельностью мы называем такую деятельность, которая создаёт нечто новое и необычное, интересное.

Творческая личность должна обладать способностями и  знаниями, умениями, иметь определённые мотивы, благодаря которым создаётся что-то новое, оригинальное. В развитии творческих способностей важную роль играют воображение интуиция, компоненты умственной активности.

Не все, конечно, люди могут стать творческими личностями, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчески относиться к делу, значит выполнять его качественно на более высоком уровне. И даже если мы выполняем повседневную работу - мастерим что-то, выращиваем растения, пишем письма, рисуем, играем - можем внести в работу что-то новое, неповторимое. Если у нас получается, мы испытываем радость. Творческий человек всегда чем-то увлечён. С творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.

Таким образом, воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных психологических и педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной курсовой работе, на основе изучения литературы по данной теме, мы попытались определить основные направления, психологические и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.

 

 

 

 

Глава 2. Организация и методы исследования

 

2.1.   Характеристика выборки и организация  исследования

 

Исследование проводилось  с февраля 2011 года по февраль 2012 года.

Проблемы диагностики  и развития воображения и творческого мышления изучались на базе МДОУ № 72 «Антошка» г. Набережные Челны. Экспериментально изучались две группы детей подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет): экспериментальная группа - 20 и контрольная группа - 20 человек.

В экспериментальной  группе 10 девочек и 10 мальчиков. В контрольной группе 9 девочек и 11 мальчиков. Все испытуемые посещают обычные по образовательной направленности группы. Анализ анамнестических данных позволяет говорить об отсутствии органических поражений нервной системы как пренатального, так и перинатального характера, все дети соматически здоровы.

В исследовании были использованы следующие методы:

1.   Индивидуальный  констатирующий эксперимент на  начальном этапе направленный  на выявление у каждого из них уровня развития творческого мышления, его гибкости, беглости и оригинальности.

2. Моделирование групповых  занятий изодеятельности и их  реализация в психолого-педагогическом процессе. Формирующий эксперимент.

3. Индивидуальный контрольный  констатирующий с целью проследить динамику      развития      уровня      творческого      мышления      вследствие целенаправленной и систематической работы на протяжении восьми месяцев.

Результаты всех экспериментальных  занятий с детьми были учтены и  подвергнуты специальной обработке.

В качестве контрольных  были использованы материалы изучения развития творческого мышления у  детей параллельной группы, не участвовавших  в эксперименте (контрольная группа).

 

2.2.   Описание методов исследования

 

Возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих  в современном мире, обуславливает  необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем.

Несмотря на многие дискуссионные  проблемы, наука (генетика, физиология, психология, социология) и реальная практика обучения многократно доказали не только наличие индивидуальных различий в успешности обучения, но и различие творческих возможностей детей, составляющее их индивидуальный творческий потенциал. Дифференциация детей в любом возрасте по их творческому потенциалу достаточно разнообразна - от умственной отсталости до высокой талантливости и общей одаренности.

В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста наиболее часто применяются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса и батарея тестов креативности Туник (создана на базе креативных тестов Гилфорда) [24].

Диагностику творческого  мышления дошкольников легче всего  проводить на графическом материале  рисунков. Такие задания доступны уже пятилетним детям. Показателями творческих способностей могут служить оригинальность рисунков, количество идей, длительность и смысловая завершенность сюжета, умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия, изображенных на картинке ситуаций, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, строить предположения.

В нашей работе мы использовали батарею тестов Е. Туник (Приложение 1).

Показатели по всем частям теста определяются факторами, установленными в исследованиях Дж. Гилфорда:

1) Беглость   (легкость,  продуктивность)  -  этот  фактор  характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

2) Гибкость - фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность - фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

4) Точность - фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Показатель каждого  теста отражает два или три  упомянутых фактора. Показатели надежности тестов творческого мышления достаточно велики и равны 0.8 - 0.9, коэффициент надежности равен 0.7 - 0.9.

С тем, чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать  благоприятную психологическую  атмосферу, тесты называются занятиями, и, как все время подчеркивается в инструкциях, занятиями веселыми. Тесты предназначены для использования в детском саду и во всех классах школы, хотя до 4 класса их нужно предъявлять индивидуально и устно.

В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы просим испытуемых предложить как  можно больше разнообразных ответов на наши вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой. Время проведения процедуры около 40 минут.

 

 

Глава 3. Описание и интерпретация полученных результатов

 

3.1. Анализ  результатов констатирующего этапа

 

На первом этапе (февраль 2011года) – констатирующий, исследовался уровень сформированности творческого мышления: гибкость, беглость и оригинальность. Мы разделяем детей четыре уровня:

Экспериментальная группа

-    самый высокий  уровень мышления (12 баллов и выше) - 0 человек;

-    высокий уровень мышления (10-11 баллов) - 4 человека (13.3%);

-    средний уровень мышления (7-9 баллов) - 9 человек (46.7%);

-    низкий уровень  мышления (6 баллов) - 7 человек (40%).

Контрольная группа

-   самый высокий  уровень мышления- 0 человек;

-    высокий уровень  мышления - 4 человека (13.3%);

-    средний уровень мышления  - 10 человек (53.4%);

-    низкий уровень  мышления  - 6 человек (33.3%).

Результаты  первичного  исследования  показали,  что  у детей  в  обеих группах уровень творческого мышления в большей степени одинаковый (Приложение 2). Далее переходим к формирующему этапу эксперимента.

3.2. Использование системы творческих заданий для развития творческого мышления

Развитие самостоятельного, творческого мышления, требует индивидуального  подхода, который бы учитывал особенности  мыслительной деятельности каждого  ученика.

Формирование творческого  мышления предполагает решение детьми негативных, нестандартных задач, имеющих несколько способов решения. Для  того  чтобы  решение  таких  задач  способствовало  действительному развитию творческого мышления, оно должно быть организовано особым образом.

Изучив и проанализировав  существующие программы по развитию творческого мышления А.Э. Симановского, ТРИЗ и РТВ, и созданные на их основе системы заданий, мы отобрали интересный и доступный для детей старшего дошкольного возраста материал. За основу была взята система заданий А.Э. Симановского. Систему заданий мы дополнили новыми задачами, частично изменили и адаптировали к работе с детьми на занятиях изодеятельности. В процессе художественной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.) у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение. Такие занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. Предлагаемая система занятий составлена на основе следующих принципов:

Принцип свободы  выбора

В любом обучающем  или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.

Принцип открытости

Сталкивать ребенка  с открытыми задачами, у которых  нет единственно правильного  решения. В тексте творческого задания закладываются варианты условий или разные пути решения таких задач.                         

Принцип деятельности

Освоенные детьми мыслительные операции отрабатываются в деятельности.

Любое творческое задание  заканчивается каким-либо практическим видом деятельности.

Принцип обратной связи

Регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций с помощью развитой системы  приемов обратной связи. Одно творческое задание пересекается с другим, тем  самым воспитатель может проконтролировать  степень освоения материала.

Большое внимание уделяется  развитию представлений и работе с ними. При этом у ребенка развиваются  следующие умения: воспроизвести  образ предмета при реальном его  отсутствии, мысленно собирать предмет  из отдельных частей, по части представить целое. Хорошим стимулом для развития представлений является работа с рисунками и самостоятельное рисование ребенка. Важной задачей программы является подготовка ребенка к восприятию и пониманию причинно-следственных связей. Умение понимать причины и следствия позволит прогнозировать различные события, составлять план своей деятельности.

Занятия спланированы так, что в течение полугода одна и  та же тема дается несколько раз  в разных вариантах (лепка, аппликация и т.д.) Такая система позволяет  формировать умение вариативно решать однородные задачи, развивает у детей творческий подход к рисованию, лепке, закрепляет представление о том, что один и тот же предмет может быть изображен по-разному. Важно, чтобы занятия проходили в живой, радостной, эмоциональной атмосфере и были интересны по форме. Этому способствует использование разнообразных методов и приемов, широкое включение игры, варьирование обстановки, в которой проводятся занятия. Занятия направлены также на формирование активности, самостоятельности ребенка, овладение им обобщенными способами действия, позволяющими создавать изображения многих предметов. На занятиях не используется образец, созданный воспитателем, так как образец приучает детей к механическому копированию.

На занятиях детям  предлагаются различные по формату листы бумаги (от стандартных, до ватманов, на которых можно рисовать лежа). Не ставится задачи рисовать определенным способом, можно использовать на выбор или сочетать рисование карандашами, гуашью, акварелью, углем, пастелью, сангиной и т.п. Рекомендуется давать не один способ изображения, а несколько, чтобы дети могли выбрать наиболее подходящий для решения темы, например, предлагаются разные способы рисования травы, домов, листьев на деревьях и т.п. В начале каждого занятия педагог настраивает детей на творческое занятие с помощью игры - используются сюжеты сказок, стихи, игровые элементы.

Систему творческих заданий смотри в Приложение 3.

В течение восьми месяцев (с марта 2011 года по январь 2012 года) проводился формирующий эксперимент. Занятия основной программы чередовались с подобранными занятиями и проводились педагогом – воспитателем совестно с психологом.

По окончании эксперимента мы исследовали творческое мышление воспитанников с помощью батареи тестов Е. Туник. Результаты были занесены в таблицу (см. Приложение 2).

В следующем пункте 3.3. мы проведем обработку результатов проведенного эксперимента, что позволит проверить нашу гипотезу на истинность.

Информация о работе Воображение и его связь с творческим мышлением