Воображение и его связь с творческим мышлением

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Основная цель исследования: рассмотреть особенности взаимосвязи развития воображения и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть содержание таких понятий как воображение и творческое мышление;
2. Рассмотреть взаимосвязь воображения с творческим мышлением в дошкольном возрасте;
3. Провести эмпирическое исследование по взаимосвязи воображения и творческого мышления у детей дошкольного возраста;
4. Проанализировать и интерпретировать полученные эмпирические данные.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи воображения с творческим мышлением у детей дошкольного возраста……...….……..….5
1.1. Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников………………………………………………………..5
1.2. Особенности творческого мышления дошкольников.……......…13
1.3. Воображение и его взаимосвязь с творческим мышлением в дошкольном возрасте……………………………………...….…...16
Глава 2. Организация и методы исследования ……………………………20
2.1. Характеристика выборки и организация исследования………….20
2.2. Описание методов исследования……………………………….….21
Глава 3. Описание и интерпретация полученных результатов………….23
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа………………………23
3.2. Использование системы творческих заданий для развития творческого мышления……………………………………………...24
3.3. Анализ результатов контрольного этапа……………………………26
Выводы…………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………..33
Приложение

Работа содержит 1 файл

ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО СВЯЗЬ С ТВОРЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМ.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

Так, М.В. Вульф полагал, что  «... у ребенка точного представления о фантастическом в противоположность к реальному нет и отличать одно от другого он не умеет».

Э. Крис и К. Кюби считали, что творческое поведение  является замещением событий детства, видели в творческом акте возврат  к детским способам мышления. Творческое воображение, по их мнению, это фактически умение по-детски обыграть материал в предсознании [6].

Неофрейдисты перенесли  акцент при изучении творчества с  бессознательных процессов на предсознательные, фиксирующие социальные конфликты  личности.

Психоаналитическая концепция  З. Фрейда и ее модификации неоднократно подвергались критике в последующих исследованиях за преувеличение роли биологических тенденций в развитии психики человека. Такой подход отрывает воображение ребенка от реальной действительности, фиксируя внимание лишь на субъективных переживаниях, Вместе с тем, исследования последних лет подтверждают наличие защитной функции воображения, подчеркивая при этом, что не весь процесс творчества направлен на изживание отрицательных эмоций и сексуальных комплексов.

Основатель генетической психологии Ж. Пиаже, выводя все психическое развитие из особенностей взаимодействия ребенка со средой, рассматривал воображение как временную стадию искаженного отражения реальной действительности, при этом отказывая ему в позитивной роли в этом процессе. Автор указывал на то, что первичная форма отношения ребенка к реальности состоит в господстве аутистического мышления и является основой построения воображаемой действительности. Ж. Пиаже дал следующую характеристику аутистической мысли: «Она не приспосабливается к внешней действительности, а создает сама себе воображаемую действительность или действительность сновидения, она стремится не к установлению истины, а к удовлетворению желания и остается чисто индивидуальной; как таковая, она не может быть выражена непосредственно речью. Она выявляется, прежде всего, в образах...» [14, C.26]. Критикуя данное положение Ж. Пиаже, Л.С. Выготский отмечал, что швейцарским ученым описывается «... воображение в его первичных формах ... как деятельность подсознательная, как деятельность, обслуживающая не познание реальности, а получение удовольствия, как деятельность несоциального, несообщаемого характера». В цикле более поздних работ Ж.Пиаже связывал генезис воображения с развитием символической функции у ребенка. Автор рассматривал данный психический процесс как особую форму репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности. Элементы воображения, по мнению Ж.Пиаже, появляются у детей в возрасте 1 года 8 месяцев, когда они путем проб и ошибок находят решение сенсомоторных задач. Оно вытекает из «отставленной» имитации, которая проявляется у ребенка и при отсутствии объекта и во время наблюдения за ним. Имитация является показателем начала децентрации: ребенок начинает видеть в другом нечто отличное от себя, выделять движения других для подражания. У ребенка появляются репрезентативные образы, которые, по Ж.Пиаже, являются символами реальности. Хотя роль репрезентативных образов в познании действительности велика, в целом представления ребенка не могут соответствовать реальности до тех пор, пока они не будут подчинены знаковому мышлению.

Механизм воображения, по Ж.Пиаже, составляют образы, возникающие  в процессе развития ребенка в  следующем порядке: статичные образы, дающие близкое к воспринимаемому  отражение действительности;  кинетические образы, отражающие изменения пространственных положений объектов;  трансформированные образы, отражающие изменения форм.

Анализ работ  Ж.Пиаже показывает, что автор  отмечает позитивную познавательную роль воображения только во включении его в развитие ассимилятивных возможностей. В его работах четко выступает двойственных характер воображения: с одной стороны, оно отрывает ребенка от действительности, а с другой - ребенок на определенном этапе отделяет действительность от игры [15].

Попытку примирить  противоречивые тенденции в воображении  предпринял А. Валлон. Автором описаны два вида воображения, один из которых проявляется тогда, когда ребенок отделяет реальность от фантазии, другой - когда ребенок целиком живет в своих представлениях, то есть ребенок смешивает субъективное и объективное, «... их искажение рассматривается как игра фантазии ребенка».

В исследовании Л. Дайлелла, М. Ватсона выделены уровни развития связи фантазии ребенка  с реальной действительностью. На первом уровне ребенок переживает фантазию как реальность. На втором уровне он применяет внешние вспомогательные приемы, чтобы перейти от фантазии к реальности и наоборот. На следующем уровне ребенок четко контролирует переходы от реального к воображаемому. На последнем уровне ребенок отграничивает мир воображения от мира реальности.

Прямую направленность воображения ребенка на познание подчеркивали последователи экзистенциальной философии. Так, Э. Кобб считает основным источником воображения дистанцию между восприятием своего «Я» и восприятием всеобщего.

Предпосылки воображения, по мнению Э. Кобб, закладываются в  раннем возрасте и проявляются в  телесных ощущениях, в ощущениях  младенца контакта со средой, затем  в играх, где дети строят символическую  картину мира. Игра дает ребенку возможность реализовать свое трансцендентное «Я». Первые настоящие проявления творчества и творческого воображения автор относит к 5-6 годам, когда появляются воспоминания о возникновении чувства гармонии, слиянии своего «Я» со всеобщим. Таким образом, Э. Кобб подчеркивает направленность воображения на познание.

1.2. Особенности творческого мышления дошкольников

 

Творческие способности  представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах  творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [2, С.315]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого  мышления, которое характеризуется  следующими основными особенностями: быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество); гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.; оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми); законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный  исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [2, С.312]:

1. Способность видеть  проблему там, где её не видят  другие.

2. Способность сворачивать  мыслительные операции, заменяя  несколько понятий одним и  используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить  навыки, приобретённые при решении  одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать  действительность целиком, не  дробя её на части.

5. Способность легко  ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти  выдавать нужную информацию в  нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать  одну из альтернатив решения  проблемы до её проверки.

9. Способность включать  вновь воспринятые сведения в  уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть  вещи такими, какие они есть, выделить  наблюдаемое из того, что привносится  интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования  идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки  деталей, к совершенствованию  первоначального замысла.

Кандидаты психологических  наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории [11]:

1. Реализм воображения  – образное схватывание некоторой  существенной, общей тенденции или  закономерности развития целостного  объекта, до того, как человек  имеет о ней четкое понятие  и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое  раньше частей.

3. Надситуативно –  преобразовательный характер творческих  решений – способность при  решении проблемы не просто  выбирать из навязанных извне  альтернатив, а самостоятельно  создавать альтернативу.

4. Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов  творческого потенциала человека составляют следующие способности [11]: способность рисковать; дивергентное мышление; гибкость в мышлении и действиях; скорость мышления; способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые; богатое воображение; восприятие неоднозначности вещей и явлений; высокие эстетические ценности; развитая интуиция.

Таким образом, анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно  определить основные направления в  развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые  формируют креативность.

 

1.3. Воображение  и его взаимосвязь с творческим  мышлением в дошкольном возрасте

 

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция).

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определённый путь развития. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своём развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причём основным орудием овладения им со стороны ребёнка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребёнка, чьё творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребёнком некоторой идеи и б) возникновение воображаемого плана её реализации [10].

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита и Л. Кэрролла [11], мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному  развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой  средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку  такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Информация о работе Воображение и его связь с творческим мышлением