Внутрисемейные отношения как предмет социально-психологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: современные молодые семьи имеющие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: социально-психологический портрет современной молодой семьи.
Цель исследования: определение общих социально-психологических характеристик современной молодой семьи как основы для составления портрета.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..4
1. Теоретико-методологические аспекты ценностно-мотивационных внутрисемейных отношений …………………………….7
1.1. Роль социальной психологии в исследовании семьи и брака ..…..7
1.2 Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии внутрисемейных и супружеских отношений. ……………………………………………………….13
1.3. Методы исследования межличностных супружеских отношений в социальной психологии .………………………………………………………..18
2. Эмпирическое исследование ценностно-мотивационных внутрисемейных отношений ……………….……………………………34
2.1. Организация и методы исследования …………………………….34
2.2. Анализ и обсуждение результатов …………………………….35
2.3. Корреляционный анализ …………………………………………..41
Выводы …….……………………………………………………………………45
Заключение …………………………………………………………………….47
Список литературы …..……………… ……………………………………….49

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс Кристина Красильникова Документ Microsoft Word.doc

— 807.00 Кб (Скачать)

Понятие «феномен Чикатило» предложен А.О.Бухановским. Это понятие включает в себя вариант криминальной личности, этапное патологическое развитие которой приводит к появлению и закреплению потребности в совершении повторных (многоэпизодных) садистских преступлений против личности и половой неприкосновенности граждан.

Медико-психологическое исследование этого страшного феномена проведено коллективом специалистов лечебно-реабилитационного центра «Феникс» под руководством А.О.Бухановского. Объектом исследования стали 15 человек, совершивших повторные сексуальные преступления, в то числе четыре серийных убийцы. Кроме того, были изучены психологические особенности 18 человек, отбывающих наказание за совершение повторных (или неоднократных) сексуальных преступлений. На психологическом уровне это проявляется в форме неустойчивого уровня общей психической активности ребенка, которая легко подавляется при воздействии на него других людей. И здесь обнаруживается важная роль предиспозиционного фактора, а именно условий семейного воспитания. Авторы исследования «феномена Чикатило» подчеркивают, что «наиболее патогенным для личностного развития обследованных лиц является противоречие между декларируемой заботой о детях и реальным эмоциональным их отвержением, скрытым или явным, вплоть до жестокого обращения и тяжелых физических наказаний... Фрустрирующее воздействие тем сильнее, что исходит от наиболее значимых лиц - родителей. Дисгармонией отличаются, как правило, и внутрисемейные отношения между родителями, что чаще всего проявляется в доминирующей, иногда до тирании, роли матери и отстранении отца от решения семейных проблем... Кроме того, поскольку мать для ребенка олицетворяет женщину в целом, то ее доминирование формирует у него весьма специфический образ женщины, как чего-то опасного, угрожающего. Этот образ жестко фиксируется в сознании ребенка и в дальнейшем проявляется в течение всей жизни, затрудняя его взаимоотношения с противоположным полом... У наших испытуемых сексуальные фантазии имеют следующие специфические признаки: ведущим мотивом подобного фантазирования является не сексуальная потребность, а потребность в самоутверждении, повышении своей самооценки; источником сексуального возбуждения служит унижение, «опускание» партнера, а не сам половой акт. Именно здесь зарождаются истоки будущего садизма, и в этом плане не имеет значения конкретная форма сексуальной агрессии... Результатом рационализации у большинства серийных убийц является декларация собственной социальной «полезности» как бы санитара общества. Механизм вытеснения снимает чувство вины и страх наказания... [36,с.80-82, 88].

Анализ социально-психологических исследований конца 80-х - начала 90-х годов свидетельствует о том, что актуальной становится проблема человеческого насилия. Ряд авторов называют XX век «веком беспокойства о насилии». Данные вопроса остаются предметом постоянных обсуждений на многих международных форумах. Кроме того, в некоторых ведущих странах, в частности, в США, неоднократно создавались авторитетные комиссии по изучению агрессивного поведения населения. Сообщения о состоянии проблемы в России в основном исчерпываются материалами научных конференций, носят преимущественно публицистический либо статистический характер [37].

Статистические данные показывают, что до 74% случаев семейного насилия совершаются в состоянии алкогольного опьянения одного или нескольких членов семьи. Проблема борьбы с алкоголизмом и его последствиями является одной из самых драматических в большинстве стран мира. В последнее десятилетие при изучении алкоголизма наблюдается сдвиг интереса ученых с проблем индивида к его взаимоотношениям с ближайшим окружением. При этом преобладающим становится рассмотрение алкоголика в контексте прежде всего внутрисемейных связей, т.к. алкоголизм мужчины является достаточно мощным стрессором для его жены и детей. Особенности семейного насильника, больного алкоголизмом, авторы описывают таким образом: «он эмоционально незрел, ревнив, не привык нести ответственность за свои действия, может иметь психопатические черты, часто его благообразная внешность сочетается с ситуативным очарованием, на стрессовые ситуации он реагирует чрезмерным употреблением алкоголя и агрессивным, насильственным поведением по отношению к близким. Секс он использует как акт агрессии. Он убежден в действенности акта насилия в отношении жен и детей. Супружеские отношения сами по себе для него не являются ценностью, он использует физическую силу при выяснении супружеских отношений. Насилие избивающего - это попытка получить что-то утерянное посредством проявления агрессии [37]. Можно сказать, это один из вариантов самоутверждения, стремление к власти над людьми, желания психологически или физически разрушить другого человека, продемонстрировать свое превосходство и уверенность.

К глубокому сожалению, феномен уверенности в себе оказался вне сферы внимания русской и советской психологии. Систематические исследования уверенности в себе русскими исследователями не предпринимались. Русскоязычная литература по этой проблеме практически отсутствует [38], хотя на сегодняшний день существует множество публикаций, в которых с совершенно разных позиций описывается и исследуется уверенность, но нет единого понимания сути феномена и определения, которое бы отражало эту суть. Развитие представлений об уверенности как особом типе поведения в рамках клинической психологии постепенно сменилось анализом характеристики социальных ситуаций и когнитивных аспектов уверенности. Появились новые, более сложные, объяснительные модели и процедуры измерения уверенности. Тем не менее, попытки  дать определение уверенности были крайне немногочисленными, предложенные определения имели описательные характер и не отражали сути феномена. В результате возникла путаница с понятием «самоутверждение», «уверенность в себе», «вера в себя» и «социальная компетентность».

Ростовский психолог, автор диссертации «Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности» [39], «не обнаружил определения, которое бы отражало современный уровень исследований этой проблемы и разграничило бы уверенность в себе и многочисленные смежные понятия: уверенное поведение, агрессивность, агрессивное поведение, социальная компетентность, социально-компетентное поведение... Научный психологический анализ и популяризация уверенного поведения и уверенности в себе будут позитивно встречены современным обществом и окажут большую услугу людям, столкнувшимися с вышеупомянутыми трудностями» [39,с.10].

Как утверждают зарубежные и советские исследователи [34], для образования устойчивых, надежных семейно-брачных отношений важен первый брак, и это в большей мере распространяется на мужчин. После неудачного первого брака уверенность в вероятности создания счастливой семьи невелика. Для женщин же он оказывается хорошим уроком. Она успешно использует опыт в новом браке, и его устойчивость становится все более высокой. Но существуют независимые от нашей воли объективные причины для супружеской дисгармонии - кризис в жизни семьи, когда отношения в ней проверяются на прочность. В одних семьях кризис не разрушает целостность и гармонию, а напротив, сплачивает и еще более укрепляет супружеские отношения. В других же семьях кризис нередко заканчивается распадом отношений: разводом супругов, разрывом связей с детьми или родственниками, нарастанием конфликтов. Большую ценность по этому животрепещущему вопросу представляет психоаналитическое исследование Гельмута Фигдора «Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой» [41]. Один из ведущих педагогов-психоаналитиков в немецкоязычных странах, специализирующийся в области душевных проблем, с которыми сталкиваются родители и дети разводов, анализирует причины несостоятельности супругов, не сумевших сохранить семью и вовремя оказать своим детям необходимую помощь. Автор ищет ответ на следующие вопросы: почему развод потрясает детей и наносит травму, сумеет ли дети побороть свой душевный срыв, зарастут ли когда-нибудь их раны, как помочь им пережить послеразводный кризис и др. «Было бы ошибочным предположить, - пишет автор, - что хотя с разводом и начинается страдание детей, но с ним кончается кризис родителей. В действительности это вовсе не так и в последнее время появились многочисленные работы, которые исследуют разводный кризис бывших супругов. Личные их проблемы не только не уменьшаются, а наоборот, резко возрастают. Развод приносит многим родителям дополнительные психические социальные и экономические проблемы, о которых большинство из них вовсе не предполагало...» [41,с.80].  

Не являемся ли мы сами причиной многих наших неприятностей? Что мешает нам полнее использовать свои способности и хорошо ли мы знаем свои ограничения? Умеем ли мы быть по-детски непосредственными или, наоборот, никак не можем сосредоточиться и стать серьезными? Мы любим поучать других или предпочитаем оставаться в стороне? В случае неудач мы скорее склонны обвинять себя или других? Эти и другие вопросы задают своим героям книги «Рожденные выигрывать» [10] признанные специалисты в области супружеских и семейных отношений, международные консультанты по межличностным отношениям в правительственных учреждениях, в системе образования и бизнеса доктор Мюриел Джеймс и профессор Калифорнийского университета и Калифорнийской ассоциации супружеских и семейных консультаций доктор Дороти Джонгвард. 

«Не следует думать, что все проблемы человеческих отношений являются чисто психологическими. Более того, многие психологические проблемы порождаются совсем непсихологическими причинами и при помощи психологии разрешены быть не могут.

С другой стороны, никакая психологическая литература и никакие новые знания не помогут нам измениться, если у нас нет к этому настоящего внутреннего стремления. Часто его источником становится кризис, переживаемый личностью» [10,с.8].

Достижение личностью внутренней уверенности в себе и гармонии с собой и миром с помощью известных в современной психологии подходов - трансакционным анализом и гештальттерапии - главная направленность книги «Рожденные выигрывать». Люди часто осознают только часть себя. Например, женщина не может осознать или не хочет допустить, что иногда она ведет себя подобно своей матери; мужчина не может осознать или не хочет признать, что иногда ему хочется плакать, как ребенку.

Цель гештальттерапии - помочь людям стать целостными, помочь им стать осознающими, исправляющими и объединяющими разрозненные части своей личности. Такую личность не подчинишь зависимости от супруга/супруги, ученых степеней, служебного звания, терапевта, счета в банке или других внешних авторитетов. Вместо этого она обнаруживает, что требуемые возможности находятся внутри нее и что они зависят только от нее.

Согласно доктору Э.Берну, его теория трансакционного анализа возникла, когда он наблюдал изменения в поведении пациента, происходящие в нем при попадании в центр его внимания новых стимулов, таких, как слова, жест, звук.  Также он заметил, что различные внутренние «Я» человека по-разному взаимодействуют с другими людьми и что при взаимодействии (трансакции) могут быть проанализированы. Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом, поступая так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционным анализом, сокращенно ТА.

Как утверждают авторы книги [10], «сегодня ТА эффективно применяется не только в психотерапии, он также представляет метод, вызывающий размышления о возможностях человеческого поведения, который большинство людей может понять и использовать. Этот метод предпочитает использование прямых, простых и даже разговорных слов использованию психологических научных терминов или профессиональному жаргону. Например, основные стороны личности называются в ТА состояниями Я - Родитель, Взрослый и Ребенок. ТА - это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться дома, на работе, с соседями - везде, где люди имеют дело с людьми.

Берн говорит, что важной целью ТА является установление «возможно более открытых и подлинных взаимодействий между эмоциональными и интеллектуальными компонентами личности. Когда это происходит, личность способна использовать как свои эмоции, так и свой интеллект, а не только одно за счет другого. Гештальтметоды могут ускорить этот процесс, особенно в области чувств» [10,с.23-24]. «Вы ничему не можете научить человека, - когда-то сказал Г.Галилей. - Вы можете помочь ему открыть это в себе». Каждая глава этой книги [10] содержит упражнения, которые построены так, чтобы помочь в применении этой теории.

Итак, просмотрена достаточно обширная научная и научно-популярная литература, анализирующая отдельные сферы межличностных супружеских отношений, что позволило сориентироваться в выбранной теме выпускной работы.

Результаты исследований супружеских отношений были использованы при разработке социально-политических программ, ориентированных на изменение положения женщины в обществе, преодолении стереотипов в подходах к решению так называемых «женских проблем» в работе женсоветов, специальных комиссий по вопросам охраны материнства и детства, в системе службы семьи, «Телефона доверия», в организации работы с трудными семьями (в том числе и семьи алкоголиков) по месту жительства и др. Продолжение исследования трудностей и противоречий супружеских отношений будет способствовать уточнению социального адреса предлагаемых мер в области дальнейшего улучшения этих отношений и определения пути решения имеющихся проблем. Теоретическая значимость исследования супружеских отношений обусловлена выявлением новых граней в разработке социальной теории личности. 

 

1.3. Методы психодиагностики межличностных супружеских отношений.

В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных  методических приемов исследования межличностных супружеских отношений. И тем не менее, одной из острых проблем семейного консультирования является получение полной, объективной, достаточной информации о брачно-семейной ситуации клиента. От этой информации зависит точность и постановки диагноза, выбор методов и направления коррекционной работы и эффективность помощи. Сбор информации предполагает наличие у консультанта определенной модели семьи и брака, возможных источников их дестабилизации. Концептуальные установки консультанта служат упорядочению получаемой от клиента информации. Однако теория семьи и брака еще далека от завершенности. Это приводит к значительным расхождениям в методиках и характере собираемой информации, ее интерпретации и использовании. Именно по этой причине А.Н.Волкова и Т.М.Трапезникова [8,с.110] «предприняли попытку составить программу сбора информации о супружеской паре. Как можно будет увидеть, именно эта информация в разных сочетаниях и интерпретациях используется большинством практикующих специалистов». Пункты программы охватывают целостные аспекты брачных отношений. Авторы исследования подчеркивают, что программа предназначена для обследования брачной пары, а не семьи в целом, и утверждают, что при работе с отдельной парой нет необходимости проводить полное обследование, можно учитывать лишь те пункты, которые в первой беседе с клиентом выявились как источники его затруднений или имеют общее значение.

Информация о работе Внутрисемейные отношения как предмет социально-психологического исследования