Внутрисемейные отношения как предмет социально-психологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: современные молодые семьи имеющие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: социально-психологический портрет современной молодой семьи.
Цель исследования: определение общих социально-психологических характеристик современной молодой семьи как основы для составления портрета.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..4
1. Теоретико-методологические аспекты ценностно-мотивационных внутрисемейных отношений …………………………….7
1.1. Роль социальной психологии в исследовании семьи и брака ..…..7
1.2 Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии внутрисемейных и супружеских отношений. ……………………………………………………….13
1.3. Методы исследования межличностных супружеских отношений в социальной психологии .………………………………………………………..18
2. Эмпирическое исследование ценностно-мотивационных внутрисемейных отношений ……………….……………………………34
2.1. Организация и методы исследования …………………………….34
2.2. Анализ и обсуждение результатов …………………………….35
2.3. Корреляционный анализ …………………………………………..41
Выводы …….……………………………………………………………………45
Заключение …………………………………………………………………….47
Список литературы …..……………… ……………………………………….49

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс Кристина Красильникова Документ Microsoft Word.doc

— 807.00 Кб (Скачать)

 

Для этих  мужчин имеют большое значение общие интересы, потребности и ценности в семье. Они хотят быть хорошими родителями и претендуют на роль эмоциональных лидеров.

 

Рис.9. Диаграмма результатов по тесту «РОП», мужчин с семейным стажем от 3 до 5 лет

Для этих мужчин так же как и для мужчин, которые прожили в браке от1 до 3 лет  ролевые установки в семье имеют большое значение , у них выражено стремление быть хорошими мужьями, родителями, хозяевами домашнего очага, для них значима сексуальная функция семьи и стремление к эмоциональному лидерству.

    

2.3. Корреляционный анализ   

Исследуя  социально—психологические характеристики  молодой семьи, имеющей детей, нами была получена следующая картина, исходя из результатов корреляционного анализа по критерию Пирсона  - получена взаимосвязь между такими характеристиками семьи как:

У женщин

Личностная идентификация -  эмоциональное притяжение: r =  0,70

Личностная идентификация – социальная активность: r =  0,62

Эмоционально-психотерапевтическая – хозяйственно бытовая функции : r =  0,64

Эмоционально-психотерапевтическая – уважение: - r =  0,63

Понимание - удовлетворенность браком: r =  0,57

Эмоциональное притяжение - удовлетворенность браком: r =  0,95

Интимно-сексуальная функция - удовлетворенность браком: r = - 0,58

Интимно-сексуальная функция – эмоциональное притяжение: r = - 0,62

Эмоциональное притяжение - личностная идентификация: r = - 0,57

Эмоциональное притяжение – хозяйственно-бытовая функция: r = - 0,54

Личностная идентификация - хозяйственно-бытовая функция: r =  0,87

Внешняя привлекательность – понимание: r =  0,71 (при p < 0,5),  установлено достоверное подтверждение взаимосвязи данных характеристик семьи.

У мужчин

Понимание – эмоциональное притяжение: r =  0,81

Понимание - интимно-сексуальная функция: r =  0,61

Уважение – внешняя привлекательность: r = - 0,63

Личностная идентификация -  родительско-воспитательная: r =  0,94

Личностная идентификация - эмоционально-психотерапевтическа: r =  0,70

Социальная активность - хозяйственно-бытовая функция: r =  0,68

Родительско-воспитательная - эмоционально-психотерапевтическа: r =  0,69

Понимание -  удовлетворенность браком: r =  0,55  (при p < 0,5),  установлено достоверное подтверждение взаимосвязи данных характеристик семьи.

Корреляционный  анализ результатов показал, что наибольшую связь эмоциональное притяжение - удовлетворенность браком: r =  0,95 у женщин и личностная идентификация -  родительско-воспитательная функция: r =  0,94 у мужчин.

Выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что молодая семья  должны обладать рядом   выраженных  социально-психологических  характеристик подтвердилась.

Эмпирическое исследование подтвердило, что в целом  семьи, имеющие детей, можно охарактеризовать следующим образом -   это молодые семьи, которые обладают такими характеристиками, которые обеспечивают развитие полноценных семейных отношений:

1. В ходе эмпирического исследования  установлена общность социально-психологических характеристик молодой семьи. 

2. Исследование,  проведенное по  анкете и двум  диагностическим методикам (тесты  «РОП» и «ПЭА») позволило сделать выводы о том, что опрошенные молодые семьи, имеющие детей обладают качествами, обеспечивающими развитие полноценных внутрисемейных отношений (установки на личностную идентификацию; на активную родительскую позицию; внешнюю социальную активность; стремление к взаимопониманию; эмоциональному притяжению и уважению. Супруги имеют выраженное желание быть привлекательными друг для друга, претендуют на роль эмоционального лидера.  Проявляют готовность реализовать хозяйственно-бытовую функцию в своей семье, придают большое значение сексуальной составляющей семейных отношений.

3. Так же по результатам  корреляционного анализа  с помощью критерия  Пирсона  установлена значимая связь таких показателей как:

Самоуважение – саморуководство:  r = 0,63;

Аутосимпатия – самоинтерес: r =  0,62

Аутосимпатия – самообвинение:  r =  - 0,64

Самопринятие – самоинтерес: r =  0,52

Аутосимпатия – интегральное чувство « за »  или  « против »: r =  0,59

Ожидание положительного отношения от других – самоинтерес: r = 0,52

Самообвинение  - интегральное чувство « за »  или  « против »: r =  - 0,64

Общительность – эмотивный: r = - 0,51 (при p < 0,5).

 

 

Выводы

1.                  Молодая семья имеет ряд общих характеристик и проблем. Основными из них являются материально-бытовые и жилищные проблемы; психологические проблемы; проблема трудоустройства молодых супругов.

2.                  Для молодой семьи  генеративная функция является приоритетной,  но по социально-экономическим причинам молодые семьи  откладывают рождение первенца, а рождение второго, а тем более третьего ребенка, иногда не планируют вообще.

3.                  Семья является пространством реализации чувств и условием для формирования  зрелой взаимной любви, когда супруг или супруга становятся тем единственным человеком, совместная жизнь с которым и составляет глубинный внутренний смысл семьи.

4.                        Современные молодые люди хорошо ориентируются в рыночных экономических реалиях, понимают необходимость материальной базы для создания семьи.

5.                        В ходе эмпирического исследования  установлена общность социально-психологических характеристик молодой семьи. 

6.                        Исследование,  проведенное по  анкете и двум  диагностическим методикам (тесты  «РОП» и «ПЭА») позволило сделать выводы о том, что опрошенные молодые семьи, имеющие детей обладают качествами, обеспечивающими развитие полноценных внутрисемейных отношений - установки на личностную идентификацию; на активную родительскую позицию; внешнюю социальную активность; стремление к взаимопониманию; эмоциональному притяжению и уважению. Супруги имеют выраженное желание быть привлекательными друг для друга, претендуют на роль эмоционального лидера.  Проявляют готовность реализовать хозяйственно-бытовую функцию в своей семье, придают большое значение сексуальной составляющей семейных отношений.

 

 

Заключение

В нашем исследовании исследование молодых семей как особой социальной категории, со специфическими интересами и потребностями проводилось с целью создания обобщенного социально-психологического портрета. Семья рассмотрена как система взаимоотношений  между супругами, которой связаны  брачными или родственными отношениями,  общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязанностями [33].

Круг проблем, который возникает  у молодой семьи как показывает теоретическое и эмпирическое исследование связан с невозможностью удовлетворения потребностей молодой семьи в силу разных обстоятельств Нарушение процессов функционирования семьи  ведет, в конечном счете,  к неблагополучию в семье. Однако именно неблагополучие молодых семей приобретает тяжелые, иногда катастрофические последствия,  как для самой этой семьи, так и для государства и общества.  Социально-психологическое состояние молодых семей определяет их готовность реализовать одну из важнейших своих функций – репродуктивную. А репродуктивное поведение молодых семей, в свою очередь, напрямую сказывается на демографической ситуации в стране.

Политика государства в отношении семьи, по нашему мнению, должна быть ориентирована в первую очередь именно на молодые семьи. Появление первенца в семье  является желанным событием или, напротив, фактором, дестабилизирующим отношения в молодой семье, в зависимости от того, насколько государство и общество готовы считаться с появлением нового гражданина и поддержать молодую семью для того, чтобы родившийся малыш был для родителей источником радости и надежды, а не проблем и тревог.

Входе эмпирического исследования  определены общие  социально-психологические  характеристики современной молодой семьи  как основы для составления портрета. Проведен теоретический анализ  проблемы составления социально-психологического портрета  в социальной психологии. Изучены  социально-психологические характеристики современной молодой семьи и выделение общих социально-психологических особенностей современной молодой семьи. Подобраны адекватные методики для эмпирического исследования. Проведено эмпирическое исследование социально-психологических характеристик современной  молодой семьи  и  анализ полученных результатов.

Выдвинутая в ходе эмпирического исследования гипотеза о том, что молодая современная семья должна обладать рядом   выраженных  социально-психологических  характеристик  и особенностей подтвердилась в полном объеме. 

Исследование имеет прикладное значение – изучив,  особенности современной молодой семьи можно осуществлять практические меры по корректировке демографического процесса в стране и созданию государственных мер, направленных на укрепление института семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1987. - N2.

2.      Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

3.      Атаманчук Г.А. Межличностные отношения как предмет философского исследования // Проблемы философии - Киев, 1989. - Вып.79.

4.      Баз Л.Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере решения супругами совместной задачи). // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, N4. 

5.      Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуена //Вопросы психологии. - 1991. - N6.

6.      Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии. - 1989. - N6.

7.      Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1990.

8.      Волкова А.Н., Трапехникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 1985. - N5. 

9.      Джеймс М. Брак и любовь. - М, 1993.

10. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гельштатупражнениями: Пер. с англ. - М., 1995.

11. Дукаревич М.З. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 1990.

12. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе... - М., 1996.

13. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений. // Вопросы психологии. - 1987. - N4.

14. Лийк К., Нийт Т. Интимность и взаимоотношения в семье // Человек, общение и жилая среда.- Таллинн, 1986.

15. Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 1983. - Т.4, N3.

16. Обозов Н.Н. Как назвать наши отношения. - М., 1986.

17. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - 1982. - Т.3, N2. - С.

18. Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений). - Л, 1984.

19. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. - 1986. - Т.7, N2.

20. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений: Методика и математические исследования. - Киев: Наукова Думка, 1975.

21. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. - М., 1995.

22. Роговин М.С. Психологическое исследование: Учеб. пособие. - Ярославль, 1979.

23. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.

24. Русалов В.М. Измерение темперамента человека (краткий обзор зарубежных методов) // Психологический журнал. - 1992. - Т.12, N2.

25. Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть /Пер. с англ. - М., 1995.

26. Соколова Е.Т. Модификация теста Роршаха для диагностики нарушений семейного общения. // Вопросы психологии. - 1885. - N4.

27. Тарновский С.А. Проблема исследования межличностного взаимодействия // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.

28. Тащева А.И., Зеленская С.Ю. Насилие в алкогольной семье // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.

29. Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. - М., 1994.

30. Узы брака и свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых. - М., 1990. 

31. Хендрикс Х. Как добиться желанной любви. - М., 1995.

32. Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. - Киев: «Здоровье, 1991.

33. Бызова В.М., Нагаев В.В. Психолого-педагогические основы подготовки молодежи к семейной жизни: Учеб. пособие по спецкурсу. - Сыктывкар, 1983.

34. Обозов Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения // Психология межличностных отношений. - Киев, 1990.

35. Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики // Социально-политический журнал. - 1994. - N10.

Информация о работе Внутрисемейные отношения как предмет социально-психологического исследования