Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:38, курсовая работа
Объект исследования: современные молодые семьи имеющие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: социально-психологический портрет современной молодой семьи.
Цель исследования: определение общих социально-психологических характеристик современной молодой семьи как основы для составления портрета.
Введение ……………………………………………………………………..4
1. Теоретико-методологические аспекты ценностно-мотивационных внутрисемейных отношений …………………………….7
1.1. Роль социальной психологии в исследовании семьи и брака ..…..7
1.2 Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии внутрисемейных и супружеских отношений. ……………………………………………………….13
1.3. Методы исследования межличностных супружеских отношений в социальной психологии .………………………………………………………..18
2. Эмпирическое исследование ценностно-мотивационных внутрисемейных отношений ……………….……………………………34
2.1. Организация и методы исследования …………………………….34
2.2. Анализ и обсуждение результатов …………………………….35
2.3. Корреляционный анализ …………………………………………..41
Выводы …….……………………………………………………………………45
Заключение …………………………………………………………………….47
Список литературы …..……………… ……………………………………….49
Для этих мужчин имеют большое значение общие интересы, потребности и ценности в семье. Они хотят быть хорошими родителями и претендуют на роль эмоциональных лидеров.
Рис.9. Диаграмма результатов по тесту «РОП», мужчин с семейным стажем от 3 до 5 лет
Для этих мужчин так же как и для мужчин, которые прожили в браке от1 до 3 лет ролевые установки в семье имеют большое значение , у них выражено стремление быть хорошими мужьями, родителями, хозяевами домашнего очага, для них значима сексуальная функция семьи и стремление к эмоциональному лидерству.
2.3. Корреляционный анализ
Исследуя социально—психологические характеристики молодой семьи, имеющей детей, нами была получена следующая картина, исходя из результатов корреляционного анализа по критерию Пирсона - получена взаимосвязь между такими характеристиками семьи как:
У женщин
Личностная идентификация - эмоциональное притяжение: r = 0,70
Личностная идентификация – социальная активность: r = 0,62
Эмоционально-
Эмоционально-
Понимание - удовлетворенность браком: r = 0,57
Эмоциональное притяжение - удовлетворенность браком: r = 0,95
Интимно-сексуальная функция - удовлетворенность браком: r = - 0,58
Интимно-сексуальная функция – эмоциональное притяжение: r = - 0,62
Эмоциональное притяжение - личностная идентификация: r = - 0,57
Эмоциональное притяжение – хозяйственно-бытовая функция: r = - 0,54
Личностная идентификация - хозяйственно-бытовая функция: r = 0,87
Внешняя привлекательность – понимание: r = 0,71 (при p < 0,5), установлено достоверное подтверждение взаимосвязи данных характеристик семьи.
У мужчин
Понимание – эмоциональное притяжение: r = 0,81
Понимание - интимно-сексуальная функция: r = 0,61
Уважение – внешняя привлекательность: r = - 0,63
Личностная идентификация - родительско-воспитательная: r = 0,94
Личностная идентификация - эмоционально-
Социальная активность - хозяйственно-бытовая функция: r = 0,68
Родительско-воспитательная - эмоционально-
Понимание - удовлетворенность браком: r = 0,55 (при p < 0,5), установлено достоверное подтверждение взаимосвязи данных характеристик семьи.
Корреляционный анализ результатов показал, что наибольшую связь эмоциональное притяжение - удовлетворенность браком: r = 0,95 у женщин и личностная идентификация - родительско-воспитательная функция: r = 0,94 у мужчин.
Выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что молодая семья должны обладать рядом выраженных социально-психологических характеристик подтвердилась.
Эмпирическое исследование подтвердило, что в целом семьи, имеющие детей, можно охарактеризовать следующим образом - это молодые семьи, которые обладают такими характеристиками, которые обеспечивают развитие полноценных семейных отношений:
1. В ходе эмпирического исследования установлена общность социально-психологических характеристик молодой семьи.
2. Исследование, проведенное по анкете и двум диагностическим методикам (тесты «РОП» и «ПЭА») позволило сделать выводы о том, что опрошенные молодые семьи, имеющие детей обладают качествами, обеспечивающими развитие полноценных внутрисемейных отношений (установки на личностную идентификацию; на активную родительскую позицию; внешнюю социальную активность; стремление к взаимопониманию; эмоциональному притяжению и уважению. Супруги имеют выраженное желание быть привлекательными друг для друга, претендуют на роль эмоционального лидера. Проявляют готовность реализовать хозяйственно-бытовую функцию в своей семье, придают большое значение сексуальной составляющей семейных отношений.
3. Так же по результатам корреляционного анализа с помощью критерия Пирсона установлена значимая связь таких показателей как:
Самоуважение – саморуководство: r = 0,63;
Аутосимпатия – самоинтерес: r = 0,62
Аутосимпатия – самообвинение: r = - 0,64
Самопринятие – самоинтерес: r = 0,52
Аутосимпатия – интегральное чувство « за » или « против »: r = 0,59
Ожидание положительного отношения от других – самоинтерес: r = 0,52
Самообвинение - интегральное чувство « за » или « против »: r = - 0,64
Общительность – эмотивный: r = - 0,51 (при p < 0,5).
Выводы
1. Молодая семья имеет ряд общих характеристик и проблем. Основными из них являются материально-бытовые и жилищные проблемы; психологические проблемы; проблема трудоустройства молодых супругов.
2. Для молодой семьи генеративная функция является приоритетной, но по социально-экономическим причинам молодые семьи откладывают рождение первенца, а рождение второго, а тем более третьего ребенка, иногда не планируют вообще.
3. Семья является пространством реализации чувств и условием для формирования зрелой взаимной любви, когда супруг или супруга становятся тем единственным человеком, совместная жизнь с которым и составляет глубинный внутренний смысл семьи.
4. Современные молодые люди хорошо ориентируются в рыночных экономических реалиях, понимают необходимость материальной базы для создания семьи.
5. В ходе эмпирического исследования установлена общность социально-психологических характеристик молодой семьи.
6. Исследование, проведенное по анкете и двум диагностическим методикам (тесты «РОП» и «ПЭА») позволило сделать выводы о том, что опрошенные молодые семьи, имеющие детей обладают качествами, обеспечивающими развитие полноценных внутрисемейных отношений - установки на личностную идентификацию; на активную родительскую позицию; внешнюю социальную активность; стремление к взаимопониманию; эмоциональному притяжению и уважению. Супруги имеют выраженное желание быть привлекательными друг для друга, претендуют на роль эмоционального лидера. Проявляют готовность реализовать хозяйственно-бытовую функцию в своей семье, придают большое значение сексуальной составляющей семейных отношений.
Заключение
В нашем исследовании исследование молодых семей как особой социальной категории, со специфическими интересами и потребностями проводилось с целью создания обобщенного социально-психологического портрета. Семья рассмотрена как система взаимоотношений между супругами, которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязанностями [33].
Круг проблем, который возникает у молодой семьи как показывает теоретическое и эмпирическое исследование связан с невозможностью удовлетворения потребностей молодой семьи в силу разных обстоятельств Нарушение процессов функционирования семьи ведет, в конечном счете, к неблагополучию в семье. Однако именно неблагополучие молодых семей приобретает тяжелые, иногда катастрофические последствия, как для самой этой семьи, так и для государства и общества. Социально-психологическое состояние молодых семей определяет их готовность реализовать одну из важнейших своих функций – репродуктивную. А репродуктивное поведение молодых семей, в свою очередь, напрямую сказывается на демографической ситуации в стране.
Политика государства в отношении семьи, по нашему мнению, должна быть ориентирована в первую очередь именно на молодые семьи. Появление первенца в семье является желанным событием или, напротив, фактором, дестабилизирующим отношения в молодой семье, в зависимости от того, насколько государство и общество готовы считаться с появлением нового гражданина и поддержать молодую семью для того, чтобы родившийся малыш был для родителей источником радости и надежды, а не проблем и тревог.
Входе эмпирического исследования определены общие социально-психологические характеристики современной молодой семьи как основы для составления портрета. Проведен теоретический анализ проблемы составления социально-психологического портрета в социальной психологии. Изучены социально-психологические характеристики современной молодой семьи и выделение общих социально-психологических особенностей современной молодой семьи. Подобраны адекватные методики для эмпирического исследования. Проведено эмпирическое исследование социально-психологических характеристик современной молодой семьи и анализ полученных результатов.
Выдвинутая в ходе эмпирического исследования гипотеза о том, что молодая современная семья должна обладать рядом выраженных социально-психологических характеристик и особенностей подтвердилась в полном объеме.
Исследование имеет прикладное значение – изучив, особенности современной молодой семьи можно осуществлять практические меры по корректировке демографического процесса в стране и созданию государственных мер, направленных на укрепление института семьи.
Список литературы
1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1987. - N2.
2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
3. Атаманчук Г.А. Межличностные отношения как предмет философского исследования // Проблемы философии - Киев, 1989. - Вып.79.
4. Баз Л.Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере решения супругами совместной задачи). // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, N4.
5. Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуена //Вопросы психологии. - 1991. - N6.
6. Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии. - 1989. - N6.
7. Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1990.
8. Волкова А.Н., Трапехникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 1985. - N5.
9. Джеймс М. Брак и любовь. - М, 1993.
10. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гельштатупражнениями: Пер. с англ. - М., 1995.
11. Дукаревич М.З. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 1990.
12. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе... - М., 1996.
13. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений. // Вопросы психологии. - 1987. - N4.
14. Лийк К., Нийт Т. Интимность и взаимоотношения в семье // Человек, общение и жилая среда.- Таллинн, 1986.
15. Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 1983. - Т.4, N3.
16. Обозов Н.Н. Как назвать наши отношения. - М., 1986.
17. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - 1982. - Т.3, N2. - С.
18. Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений). - Л, 1984.
19. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. - 1986. - Т.7, N2.
20. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений: Методика и математические исследования. - Киев: Наукова Думка, 1975.
21. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. - М., 1995.
22. Роговин М.С. Психологическое исследование: Учеб. пособие. - Ярославль, 1979.
23. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.
24. Русалов В.М. Измерение темперамента человека (краткий обзор зарубежных методов) // Психологический журнал. - 1992. - Т.12, N2.
25. Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть /Пер. с англ. - М., 1995.
26. Соколова Е.Т. Модификация теста Роршаха для диагностики нарушений семейного общения. // Вопросы психологии. - 1885. - N4.
27. Тарновский С.А. Проблема исследования межличностного взаимодействия // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.
28. Тащева А.И., Зеленская С.Ю. Насилие в алкогольной семье // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.
29. Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. - М., 1994.
30. Узы брака и свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых. - М., 1990.
31. Хендрикс Х. Как добиться желанной любви. - М., 1995.
32. Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. - Киев: «Здоровье, 1991.
33. Бызова В.М., Нагаев В.В. Психолого-педагогические основы подготовки молодежи к семейной жизни: Учеб. пособие по спецкурсу. - Сыктывкар, 1983.
34. Обозов Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения // Психология межличностных отношений. - Киев, 1990.
35. Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики // Социально-политический журнал. - 1994. - N10.
Информация о работе Внутрисемейные отношения как предмет социально-психологического исследования