Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:38, курсовая работа
Объект исследования: современные молодые семьи имеющие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: социально-психологический портрет современной молодой семьи.
Цель исследования: определение общих социально-психологических характеристик современной молодой семьи как основы для составления портрета.
Введение ……………………………………………………………………..4
1. Теоретико-методологические аспекты ценностно-мотивационных внутрисемейных отношений …………………………….7
1.1. Роль социальной психологии в исследовании семьи и брака ..…..7
1.2 Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии внутрисемейных и супружеских отношений. ……………………………………………………….13
1.3. Методы исследования межличностных супружеских отношений в социальной психологии .………………………………………………………..18
2. Эмпирическое исследование ценностно-мотивационных внутрисемейных отношений ……………….……………………………34
2.1. Организация и методы исследования …………………………….34
2.2. Анализ и обсуждение результатов …………………………….35
2.3. Корреляционный анализ …………………………………………..41
Выводы …….……………………………………………………………………45
Заключение …………………………………………………………………….47
Список литературы …..……………… ……………………………………….49
2. Эмпирическое исследование ценностно-мотивационных внутрисемейных отношений
2.1. Организация и методы исследования
Семья это органическое единство, составляющее сложную систему структурных элементов и функциональных взаимодействий, именно поэтому в нашем исследовании комплексно. Одновременно семья - один из самых консервативных социальных институтов, она противодействует изменениям и поэтому особенности семьи нами исследовались с помощью анкетирования и психодиагностики.
В ходе работы над темой «Социально-психологический портрет молодой семьи, имеющей детей дошкольного возраста» нами было проведено исследование различных социально-психологических характеристик семьи. В исследовании принимали участие 25 семейных пар, которые состоят в браке от 1 до 5 лет, возраст супругов от 20 до 30 лет.
Для достижения поставленной в исследовании цели и проверки выдвинутой гипотезы были использованы психодиагностические тесты: «Опросник ПЭА» (понимание, эмоциональное притяжение, авторитарность) А.Н. Волковой; «Опросник РОП» (ролевые ожидания и притязания в браке) А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой; Социологический опрос, направленный на изучение демографических характеристик семьи проводился с помощью нами составленной анкеты; Статистический анализ полученных результатов эмпирического исследования.
Диагностика социально-психологической супружеской совместимости приобретает в нашем исследовании особую актуальность, так как в эмпирическом исследовании нами диагностировались молодые семьи. Исследование проводилось в три этапа .
На первом этапе проводился социологический опрос, для этого была использована анкета «Отношение к семейной жизни», которая содержала 7 вопросов, направленных на выявление демографических характеристик семьи и опросник удовлетворенности браком, с помощью которого все семейные пары были поделены на 7 групп в зависимости от уровня удовлетворенности браком.
На втором этапе использовался «Опросник ПЭА» (понимание, эмоциональное притяжение, авторитарность) А.Н. Волковой. Опросник состоит из 45 утверждений, которые разбиты по 3 шкалам, по 15 вопросов в каждой: шкала понимания; шкала эмоционального притяжения; шкала уважения (авторитетности).
На третьем этапе использовался «Опросник РОП» (ролевые ожидания и притязания в браке) А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой. Опросник состоит из 36 утверждений и 7 шкал семейных ценностей: шкала интимно-сексуальная содержит 3 утверждения; шкала личностной идентификации с супругом содержит 3 утверждения; шкала хозяйственно-бытовая содержит 6 утверждений; шкала родительско-воспитательная содержит 6 утверждений; шкала социальной активности содержит 6 утверждений; шкала эмоционально-
Орпосник имеет два варианта утверждений – мужской и женский. С помощью опросника выявляется иерархия семейных ценностей, ролевых ожиданий и ролевых притязаний мужа и жены по отдельности. Проводится сравнение представлений о семейных ценностях и ролевых установках мужа и жены по отдельности. Определяется степень ролевой адекватности супружеской пары в пяти сферах межличностного взаимодействия в семье
2.2. Анализ и обсуждение результатов
В ходе эмпирического исследования проводился социологический опрос, для этого была использована анкета «Отношение к семейной жизни», которая содержала 7 вопросов, направленных на выявление демографических характеристик у двух групп семей - со стажем супружеской жизни от 1 до 3 лет и от 3 до 5 лет.
Результаты исследования по анкете «Отношение к семейной жизни» представлены в таблицах 2-6.
Таблица 2.
Отношение к семье в зависимости от стажа семейной жизни
(распределение ответов на вопрос «Семья для Вас это – …», %)
Стаж семейной жизни | Радость | Поддержка | Покой | Заботы | Огорчения | Обуза | Другое | |
1-3 года | 31 | 45 | 11 | 9 | 1 | 0 | 1 | |
3-5 лет | 29 | 43 | 11 | 13 | 1 | 0 | 3 |
Как видно из таблицы 2, семья приносит «радость» молодым семьям чаще, чем семьям старших возрастных групп, правда, справедливости ради следует отметить, что и источником «заботы» она является для них менее всего. Практически вдвое меньше респондентов из молодых семей рассматривают семью как источник «покоя». Это вполне естественно, поскольку молодая семья проходит период взаимного узнавания
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос:
«Вы чувствовали бы себя в семье комфортнее, если бы …», %
Стаж семейной жизни | Могли лучше относиться к близким | Близкие лучше относились к Вам | Умели разрешать проблемы | Получили бы помощь специалиста | Соответствовали ожиданиям близких | Не мешали обстоятельства |
1-3 года | 4 | 14 | 34 | 11 | 4 | 33 |
3-5 лет | 5 | 15 | 33 | 10 | 5 | 32 |
Результаты таблицы 2 показали, что адаптационный процесс значительно усложняется вследствие того, что каждый из супругов приносит опыт родительской семьи, супружеских отношений родителей: довольно часто в молодой семье сталкиваются и переплетаются между собой две «психологии»: «психология» семьи, где вырос муж, и «психология» родительской семьи жены. Сложности во взаимоотношениях молодых супругов обусловлены, прежде всего, тем, что в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими. В настоящее время в результате массового вовлечения женщин в производственную деятельность, роста уровня их образования, широкого распространения идей равноправия муж и жена нередко имеют примерно одинаковый социальный статус и заработок, на равных участвуют в принятии семейных решений. В то же время в обществе существуют представления и стереотипы о семейных ролях и обязанностях супругов, недостаточно соответствующие реальности: с одной стороны, ожидания определенной части населения связаны с традиционной семьей; с другой – укрепляется мнение о прямом равенстве мужчины и женщины в выполнении семейных функций. Молодые семьи из-за неминуемой первичной адаптации друг к другу на первых этапах совместной жизни могут испытывать достаточно много проблем психологического и педагогического характера, при этом не всегда пара способна осознать данные трудности и найти их причины самостоятельно, без помощи специалиста.
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос:
«Что мешает удовлетворенности в браке …», %
Стаж семейной жизни | Недостаток доверия и любви | Сексуальная безграмотность | Привычка и скука | Усталость от работы
| Плохое здоровье | Другое |
1-3 года | 15 | 6 | 11 | 48 | 4 | 15 |
3-5 лет | 14 | 5 | 13 | 54 | 2 | 11 |
Как видно из таблицы 3 молодых волнует недостаток «доверия и любви», «сексуальная безграмотность»; «привычка и скука» и «усталость от работы». Крайне интересны проблемы, скрывающиеся за вариантом ответа «другое». Кроме того, причиной конфликтов становится простое неумение договариваться, искать компромиссные варианты решения общей проблемы. Создает серьезные психологические проблемы и процесс физиологической, сексуальной адаптации молодых партнеров.
Таблица 5.
Распределение ответов на вопрос
«Условия, влияющие на улучшение сексуальной жизни …», %
Стаж семейной жизни | Смена партнера | Сексуальное просвещение | Лечение | Консультации
| Другое |
1-3 года | 17 | 21 | 7 | 25 | 30 |
3-5 лет | 12 | 35 | 6 | 18 | 29 |
Информация о работе Внутрисемейные отношения как предмет социально-психологического исследования