Внутрисемейные отношения как предмет социально-психологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: современные молодые семьи имеющие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: социально-психологический портрет современной молодой семьи.
Цель исследования: определение общих социально-психологических характеристик современной молодой семьи как основы для составления портрета.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..4
1. Теоретико-методологические аспекты ценностно-мотивационных внутрисемейных отношений …………………………….7
1.1. Роль социальной психологии в исследовании семьи и брака ..…..7
1.2 Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии внутрисемейных и супружеских отношений. ……………………………………………………….13
1.3. Методы исследования межличностных супружеских отношений в социальной психологии .………………………………………………………..18
2. Эмпирическое исследование ценностно-мотивационных внутрисемейных отношений ……………….……………………………34
2.1. Организация и методы исследования …………………………….34
2.2. Анализ и обсуждение результатов …………………………….35
2.3. Корреляционный анализ …………………………………………..41
Выводы …….……………………………………………………………………45
Заключение …………………………………………………………………….47
Список литературы …..……………… ……………………………………….49

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс Кристина Красильникова Документ Microsoft Word.doc

— 807.00 Кб (Скачать)


75

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

 

Внутрисемейные отношения – как предмет социально-психологического исследования

 

Курсовая работа

 

 

 

 

Работу выполнил:

студент (ка) 371/0 группы

Красильникова Кристина

Научный руководитель:

Ст. преподаватель Романова О.В.

 

 

 

 

Зеленодольск -2011

 


Содержание

 

Введение                  ……………………………………………………………………..4

1.              Теоретико-методологические аспекты ценностно-мотивационных внутрисемейных отношений   …………………………….7

1.1. Роль социальной психологии в исследовании семьи и брака    ..…..7

1.2 Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии внутрисемейных и супружеских отношений. ……………………………………………………….13

1.3. Методы исследования межличностных супружеских отношений в социальной психологии .………………………………………………………..18

2.               Эмпирическое исследование ценностно-мотивационных внутрисемейных отношений        ……………….……………………………34

2.1. Организация и методы исследования    …………………………….34

2.2. Анализ  и обсуждение результатов        …………………………….35

2.3. Корреляционный анализ    …………………………………………..41

Выводы …….……………………………………………………………………45

Заключение  …………………………………………………………………….47

Список литературы …..……………… ……………………………………….49

Приложение …………………………………………………………………….51

 


Введение

 

Актуальность исследования. Семья является объектом изучения многих наук:  социологии, психологии, педагогики, демографии, этики, истории и других, этот факт обуславливает существование достаточно разных определений данного понятия.

В нашем исследовании понятия семья будет рассмотрена как система взаимоотношений  между супругами, которой связаны  брачными или родственными отношениями,  общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязанностями [33].

В нашей стране уделяется большое внимание семье. Современные  брачно-семейные отношения требуют того, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и социально-психологической  культуры брака, а семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи.

Семья – не только исторически сложившаяся форма жизни человека, но и биологическая необходимость. Семья остается основной ячейкой общества, его социальной базой. Обществу нужна нормальная и крепкая семья. Семья создает адекватные, свойственные человеку, условия жизни, она способствует восстановлению его физических и моральных сил.  

Исследование социальных, психологических и педагогических аспектов проблемы семейных ролей, занимает значительное место среди теоретических трудов в различных областях наук.

Объект исследования:  современные молодые семьи имеющие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: социально-психологический портрет современной молодой семьи.

Цель исследования: определение общих  социально-психологических  характеристик современной молодой семьи  как основы для составления портрета.

Задачи исследования:

1.      Теоретический анализ  проблемы составления социально-психологического портрета  в социальной психологии.

2.      Изучение  социально-психологических характеристик современной молодой семьи и выделение общих социально-психологических особенностей современной молодой семьи;

3.      Подбор адекватных методик для эмпирического исследования.

4.      Эмпирическое исследование социально-психологических характеристик современной  молодой семьи  и  анализ полученных результатов.

В гипотезе своего исследования мы предположили, что молодая современная семья должна обладать рядом   выраженных  социально-психологических  характеристик  и особенностей.

Для решения задач исследования использовались методы:

                       Метод теоретического анализа

                       Психодиагностические методы исследования -  тестирование, анкетирование;

                       Методы социологического анализа.

                       Методы статистической обработки результатов (метод ранговой корреляции по критерию Пирсона)

Методики исследования:

                                                             Анкета «Отношение к семейной жизни» ; 

                                                                Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность);

                                                             Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП);   

                                                             Опросник удовлетворенности браком.

Методологической основой исследования послужил феноменологический и системный подходы к феномену семья.

Теоретической базой  исследования явились труды посвященные социальной психологии семьи Т. Парсонса, Р.Бейлза; периодизация развития семьи, предложенная В.А.Сысенко.  Картер и Мак Голдринк  исследовали вторую и третью стадией жизненного цикла семьи (семью молодоженов и семью с маленькими детьми)  исследователи, изучавшие семьи рабочих, утверждают, что самые напряженные периоды существования семьи – первые годы жизни семьи; труды о взаимоотношениях в семье представлены как зарубежными, так и отечественными авторами.  Исследование проблем общения в семье рассматривались в трудах Эдемилера, В.А.Сысенко. Большинство психологов и социологов, исследующих семейные  отношения, подчеркивают важность начального периода развития семьи Мацковский М.С., Харчев А.Г., Сысенко В.А., Дементьева И.Ф.,  Трапезникова Т.М., Ричардсон Р., Гребенников И.Ф. и др.

Структура работы: данная курсовая работа имеет введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.              Теоретико-методологические аспекты ценностно-мотивационных внутрисемейных отношений

1.1. Роль социальной психологии в исследовании семьи и брака

 

Один из создателей экспериментальной психологии Г.Эббинс сумел сказать о развитии психологии кратко, почти до афоризма: у психологии огромная предыстория и очень краткая история. Под историей он имел в виду тот период изучения психического, который ознаменовался отходом психологии от философии, сближением ее с естественными науками и организацией собственного лабораторного эксперимента. Это - последняя четверть XIX века. Если считать так, то возраст психологии как науки еще не достиг одного столетия, истоки же ее теряются в глубине веков вместе с зачатками всей человеческой культуры. Познание другого человека, по словам одного древнего мыслителя, «самого интересного объекта», начинается уже на уровне «донаучной» психологии. Донаучная психология - это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей, - процессах, все усложняющихся на протяжении всей человеческой истории. По меткому выражению П.Жане, это та психология, которую народ создает еще до психологов; здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека, предвидеть его поступки.

Первым, кто заговорил о об измерении в психологии был немец Вольф, который считал, «что можно измерить величину удовольствия осознаваемым нами совершенством, а величину внимания - продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить» [22,с.9]. В том же веке эта идея психометрии смутно высказывалась философами, естествоиспытателями, математиками, хотя и не повлекла за собой непосредственных измерений. Эстонский психолог К.Рамуль собрал ряд интересных фактов, свидетельствующих об исследованиях еще в XVIII веке, которые явно подходят под категорию экспериментально-психологических. В качестве примера одной из первых и притом практических проблем психологического измерения можно привести проблему «личного уравнения» (ее начало - 1796г.).

Идущее из XVIII века мнение о том, что измерение - важнейшая, если не единственная цель любой науки, было лейтмотивом начала экспериментальной психологии и того периода, когда она действительно стала складываться в особую область научного исследования. Организатор одной из первых психологических лабораторий Ф.Гальтон писал тогда: «Психометрия - значит искусство охватывать измерением и числом операции ума, как например, определение времени реакций у разных лиц... Пока феномены какой-нибудь области знания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки» [22,с.10].

К настоящему времени нет, пожалуй, ни одного вида человеческой деятельности, который не стал бы объектом психологического исследования. Ежегодно публикуемое в специально-психологических и в огромном числе смежных научных журналов и монографиях, в изданиях типа «Трудов», «Ученых записок» и «Материалов конференций» давно исчисляется тысячами. Наряду с этим имеет место и углубление методов исследований, применение все более сложных процедур обработки результатов, развития психологической теории. В данной работе предпринята скромная попытка отразить этот процесс, тем более что развитие психологии, особенно отечественной, в XX веке идет сложными, нередко противоречивыми путями, в условиях борьбы различных тенденций.   

Как известно, человек в процессе своей деятельности, создавая условия своего бытия, вступает в определенные отношения с материальными объектами и с другими индивидами. Люди производят не только свое предметное бытие, но и отношения друг к другу. Эти отношения, как показал К.Маркс, являются историческим продуктом и возникают вместе с деятельностью, становясь определенной формой ее существования. Таким образом, в самом общем виде все отношения можно разделить на отношения к предмету и отношения к другому человеку. Общение и деятельность неразрывны, но в одних случаях общение и деятельность выступают как «две стороны социального бытия человека», в других - общение трактуется как функция деятельности: «действия человека приобретают... двоякую функцию, функцию непосредственно производственную и функцию воздействия на других людей, функцию общения». Сегодня наиболее приемлемой представляется точка зрения Л.П.Буевой: «Деятельность и общение - две взаимосвязанные, относительно самостоятельные, но не равноценные стороны единого «индивидуального и общественного» процесса жизни» [3,с.91].

Определение понятия «межличностные отношения» невозможно без исследования соотношения общения и общественных отношений. Введение категории «межличностные отношения» делает более четким понимание соотношения общения и общественных отношений. Вопрос о природе межличностных отношений затрагивался в ряде работ советских психологов, социологов и философов. При этом высказывались различные, зачастую взаимоисключающие точки зрения. Нередко общение и межличностные отношения отождествляются и под ними подразумеваются отношения в конкретно существующей социальной группе. Представляет определенный интерес утверждение, выдвинутое Б.Ф.Ломовым и поддержанное рядом советских психологов, что межличностные отношения существуют внутри каждого вида общественных отношений: «схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом «сечении» экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения» [3,с.91]. Предельно широкое определение содержится в работе Л.П.Буевой, где межличностные отношения определяются «как отношения, сущность которых заключается в «обработке людей людьми» [3,с.93].

Перечисленные определения межличностных отношений исходят из предмета конкретной науки, будь то психология, социальная психология или конкретная социология. Они дают возможность выяснить те или иные задачи, которые ставятся при исследовании определенных феноменов. Рецидивом психологизаторского подхода при изучении общения является выделение в качестве определяющей черты межличностных отношений их эмоциональной основы. «Эмоциональная основа, - пишет Г.М.Андреева, - межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу» (3,с.95). В этом плане важность исследований станет еще более очевидной при изучении малых социальных групп, к которым, кроме трудовых коллективов, относятся и группа друзей, и академическая группа вуза, и школьный класс, и семья. Исследованиями малых социальных групп интересуются науковеды (в научных коллективах межличностные отношения особенно резко отражаются на результатах деятельности), созданием дружного и сплоченного коллектива озабочены педагоги, медики изучают влияние взаимоотношений в группе больных на состояние их здоровья, структура взаимоотношений сказывается на боевой подготовке военных подразделений, большое значение для борьбы с преступностью имеет изучение криминальных групп и т.д. и т.п. Таким образом, исследования малых групп затрагивают самые различные стороны  деятельности человека. В этом нет ничего удивительного, потому что малые группы - это та микросреда, где проходит значительная часть жизни человека.

Информация о работе Внутрисемейные отношения как предмет социально-психологического исследования