Внимание. Самосознание и Я-концепция. Цели, идеалы образования и воспитания. Общение. Семейная жизнь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:40, контрольная работа

Описание работы

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Свою собственную жизнь, свое «я» человек способен отделить из окружающей его среды, выделить свой внутренний мир, представить свою субъективность как предмет осмысления. И именно сознание делает человека Человеком.
Живя и находясь с социальном обществе, ни один человек не может без совершенно необходимых условиях быта людей – без общения. Без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Содержание

Введение 3
1. Внимание. Основные свойства и способы активации внимания 4
1.1. Понятие о внимании. 4
1.2. Основные функции внимания: 4
1.3. Основные виды внимания: 4
1.4. Свойства внимания: 5
1.5. Способы активизации внимания. 5
2. Самосознание и Я-концепция. 6
3. Цели и идеалы образования и воспитания. 9
4. Общение: социально-ролевое общение 11
4.1. Общение 11
4.2. Социально-ролевое общение. 13
5. Семейная жизнь и воспитание детей. Отношение родителей и детей как психолого-педагогическая проблема. 14
Заключение 18
Список используемых источников 19

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии +.docx

— 58.44 Кб (Скачать)

     

Конфликт в  отношениях родителей и детей  крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей  и детей, выдав им своеобразный аванс  в чувстве любви, потребности  друг в друге. Но как родители и  дети распорядятся этим даром –  проблема их общения и отношений. А боль в организме, как известно, - «беспокойный сторож», сигнал бедствия, физиологический «крик» о помощи. Она возникает в ходе развития заболевания.

     

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными  повседневными контактами. Слово  «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и  детей, такое тесное общение между  ними, в результате которого возникают  душевное единение, согласованность  основных жизненных устремлений  и действий. Природную основу таких  отношений составляют родственные  связи, чувства материнства и  отцовства, которые проявляются  в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям. Однако, как предусмотрительно заметил Л.Н. Толстой, все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

     

Изучение множества  разнообразных документов позволило  выявить некоторые основные тенденции  отношений родителей и детей  в семье. В основу анализа положено видоизменение потребности в  общении — одна из фундаментальных  характеристик межличностных отношений. Под конфликтом понимается возникшая  ситуация неразрешенного (не разрешаемого) противоречия, в которой родители и дети испытывают острый психологический  дискомфорт и пытаются решить возникшую  проблему односторонне, бескомпромиссными  путями и методами.

     

Нужно отметить, что нравственно-психологические  и идейные взаимоотношения поколений  на частном уровне реализуются, прежде всего, через формирование отношений в семье между ее членами. И хотя на социально-экономическую адаптацию человека большое влияние оказывают наследственность, среда, национальные и социокультурные особенности воспитания, нельзя отрицать и существенного воздействия семейного воспитания и семейной педагогики.

 

    Заключение

     

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

     

Внимание —  это сложная, многогранная психическая  функция. Оно характеризует состояние  психических процессов и является одной из сторон психической деятельности. Внимание характеризует общий склад  личности, социальную направленность человека. Оно может выражаться в  наблюдательности (интеллектуальное качество) и внимательности (нравственное свойство личности, которое проявляется в  чуткости, отзывчивости, понимании  другого человека). Внимание является необходимым условием овладения  любыми видами деятельности. Изменения  внимания зависят от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик  человека.

     

Если человек, относясь к себе в целом положительно, осознает свои недостатки в результате соотнесения Я-концепции с реальными  проявлениями своей личности, он может  стать на путь их преодоления, самосовершенствования. Человек может изменить свои поступки; в то же время новые поступки преобразуют  его самосознание, а значит, и  жизнь.

     

Социальная роль – это выработанная обществом и усвоенная индивидом система мыслей и чувств, намерений и действий, подобающих в данной ситуации человеку, занимающему определенное социальное положение. Между тем, помимо социальной каждый человек исполняет и другие роли. Наиболее значимыми из них являются межличностные, внутригрупповые и индивидуальные роли.

     

Актуальной задачей продолжают оставаться индивидуальный подход к семьям разного типа и забота о том, чтобы не упустить из поля зрения детей, которые переживают трудности в связи с теми или иными семейными проблемами. Эти проблемы продолжает решать педагогика, разрабатывая программы семейного воспитания. 

 

     

    Список  используемых источников

  1. Бондарчук Е. И., Бондарчук Л. И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. — 3-е изд., стереотип. — К.: МАУП, 2002.
  2. Бороздина Г.В. Основы психологии и педагогики. - Минск: БГЭУ, 2004.
  3. Е.И. Рогов. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
  4. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.
  5. Столяренко A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Информация о работе Внимание. Самосознание и Я-концепция. Цели, идеалы образования и воспитания. Общение. Семейная жизнь