Внимание. Самосознание и Я-концепция. Цели, идеалы образования и воспитания. Общение. Семейная жизнь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:40, контрольная работа

Описание работы

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Свою собственную жизнь, свое «я» человек способен отделить из окружающей его среды, выделить свой внутренний мир, представить свою субъективность как предмет осмысления. И именно сознание делает человека Человеком.
Живя и находясь с социальном обществе, ни один человек не может без совершенно необходимых условиях быта людей – без общения. Без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Содержание

Введение 3
1. Внимание. Основные свойства и способы активации внимания 4
1.1. Понятие о внимании. 4
1.2. Основные функции внимания: 4
1.3. Основные виды внимания: 4
1.4. Свойства внимания: 5
1.5. Способы активизации внимания. 5
2. Самосознание и Я-концепция. 6
3. Цели и идеалы образования и воспитания. 9
4. Общение: социально-ролевое общение 11
4.1. Общение 11
4.2. Социально-ролевое общение. 13
5. Семейная жизнь и воспитание детей. Отношение родителей и детей как психолого-педагогическая проблема. 14
Заключение 18
Список используемых источников 19

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии +.docx

— 58.44 Кб (Скачать)

     

  К средствам общения относятся:

     

1. Язык — система  слов, выражений и правил их  соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке. Это и делает возможным общение при помощи языка: если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но для каждого человека значение слова образует уже свой личностный, «субъективный» смысл — поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

     

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

     

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать,  дополнять или опровергать смысл фразы.

     

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

     

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

     

Стратегии общения:

     

1) открытое —  закрытое общение; 

     

2) монологическое—диалогическое;

     

3) ролевое (исходя  из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

     

Открытое общение  — желание и умение выразить полно  свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение  — нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию.

     

Виды  общения

1

.

     

В зависимости  от содержания, целей и средств  общение можно поделить на несколько  видов.

     

1. По содержанию оно может быть:

     

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами  деятельности)

     

1.2 Когнитивное  (обмен знаниями)

     

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

     

1.4 Мотивационное  (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

     

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

     

2. По целям общение делиться на:

     

2.1.Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

     

2.2.Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

     

3.По средствам общение может быть:

     

3.1.Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

     

3.2.Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

     

3.3.Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

     

3.4.Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

    1.   Социально-ролевое общение.

     

Одним из ключевых в психологии человеческого общения  является представление о личности. Однако возможности конкретного  человека ограничены действиями других людей — и тех, с которыми он вступает в определенные отношения. Человек живет и действует  в определенной структуре, его поведение  обусловлено культурой (социальным опытом) определенного конкретно-исторического сообщества. Важными аналитическими единицами, позволяющими моделировать жизнедеятельность человека, являются социальная роль и его собственное «Я».

     

Социальная  роль.

     

 Социальную  роль можно было бы определить  как функцию элемента социальной  системы (индивида или группы  людей), обусловленную его объективным  положением внутри данной системы.  Составляющие общество индивиды  приходят и уходят, но их определенные  функции продолжают осуществляться  сменяющими друг друга поколениями.  Каждый год обновляется состав  того или иного вуза, но всегда  в нем есть ректор, профессора, доценты, ассистенты и вспомогательный  персонал. Некоторые полагают, что  будто человек, как актер, просто  получает роль извне и послушно  ее исполняет. Однако в сложных,  быстро меняющихся условиях реальной  жизни жесткая регламентация  и буквальное исполнение губительно  сказались бы на результатах  дела.

     

В отличие от робота, человек всегда остается самоуправляющим  существом, не столько объектом контроля, сколько субъектом деятельности. Он действует, исходя из собственных  представлений о ситуации, о наилучшем  для него способе разрешения возникающих  проблем. Как поступит человек в  затруднительной ситуации, зависит  от многих факторов. Образцы поведения  усваиваются благодаря целенаправленному  инструктированию либо в результате случайного опыта (дети копируют других детей и взрослых). Обе эти формы могут действовать совместно. Мы живем в обществе. Это значит, что каждый из нас выполняет множество социальных функций. Например, служебные: начальник, подчиненный, рядовой сотрудник, специалист, ученик, ревизор. Или житейские функции: квартиросъемщик, клиент, покупатель, сосед. Или семейные функции: кормилец, иждивенец, муж, жена, сын, родственник и т.д. Выполнять какую-нибудь социальную функцию означает делать то, что «положено» на данном месте при данных обстоятельствах. «Положено» — это с одной стороны, законами, установлениями, с другой — нравами, обычаями, существующими там, где мы живем.

     

Всему, что «положено», нас учат с детства, а когда  делаем, «что не положено», — наказывают. В конце концов, ребенок не только научится следовать образцам, но и узнает, что другие люди ждут от него определенные ожидания, которым должно соответствовать его поведение, и сам научится ожидать и требовать от других определенньк реакций. В основе формирования ожиданий лежит собственный опыт.

     

Каждый человек вправе ожидать от другого выполнения его социальных функций, иными словами, общество возлагает него определенные «социальные роли». Конечно, понимание того, что конкретный человек обязан и что не обязан делать в данной социальной роли, может расходиться с пониманием других. Это обстоятельство вызывает постоянные дискуссии в обществе, а иногда приводит к конфликтам между людьми (негативные роли, криминальные). Что влечет за собой известные неудобства: хочет человек или не хочет, он должен (отсюда и слово «должность») поступать на «общих основаниях» — в соответствии с правами и обязанностями, приданными занимаемой им позицией. Если он стал мужем, ему придется теперь отказаться от многих забав. Человек становится тем, за кого его принимают окружающие.

     

Большую часть  жизни индивид проводит в кооперации с другими людьми, отсюда две важные для нашего рассуждения особенности человека: ощущение индивидом личной ответственности перед партнером и бдительное наблюдение за его поведением. И наблюдение неравнодушное, эмоциональное.

     

Исходя из всего  этого, можно сказать, что социальная роль — это выработанная обществом и усвоенная индивидом система мыслей и чувств, намерений и действий, подобающих в данной ситуации человеку, занимающему определенное социальное положение.

  1. Семейная  жизнь и воспитание детей. Отношение  родителей и детей  как психолого-педагогическая проблема.

     

Семья - один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества. Она дает человеку представления  о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и  как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера  вырабатывают у детей привычки поведения  и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого  и несправедливого.

     

Воспитание детей - не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание - лишь часть общественного воспитания, но весьма существенная и уникальная. Уникальность ее состоит в том, что она дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем; семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогическую направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми.

     

Значение  воспитания детей  в семье:

     

семья создает  для ребенка ту модель жизни, в  которую он включается;

     

влияние родителей  на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту;

     

часто семейные обстоятельства и условия, в которых  родились и выросли дети, накладывают  отпечаток на всю их жизнь и  даже предопределяют судьбу.          В современных условиях дети нуждаются в воспитании разумной практичности, делового расчета, честной предприимчивости. Но вначале всем этим должны овладеть родители.

     

Как определяет педагогика, родительская любовь−  это любовь к ребенку во имя  его будущего в отличии от любви  во имя удовлетворения собственных  родительских чувств. Неразумная родительская любовь приводит к негативным последствиям: смещает в сознании детей систему ценностей, порождает потребительство; формирует пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви.

     

Родители для  детей− это жизненный идеал. В  семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей.

     

В зависимости  от количества детей, состава, семьи  делятся на:

    1. Простые − супружеская пара с детьми, не состоящими в браке.
    2. Сложные − включают в себя три и более поколения, живущих вместе.
    3. Полные −в состав входят оба супруга, состоящих в браке.
    4. Неполные – один из супругов отсутствует. Особый вид семьи, где условия воспитания усложняются за счет снижения материального уровня, перегрузки родителя, с которым остались дети, психологической напряженности.

     

Выбор стиля  воспитания во многом зависит от требований общества к личности человека. Стиль  воспитания− это наиболее значимые виды отношений родителей к ребенку. На выбор стиля огромное влияние оказывают:

    1. Общественное мнение;
    2. Уровень нравственности семьи;
    3. Степень доверия научно-педагогической литературе;
    4. Темперамент родителей и близких родственников;
    5. Традиции семьи;
    6. Межличностное отношение родителей.

     

Отсутствие семейного  воспитания не дает ребенку корректно  сформировать собственную жизнь, выбрать  самостоятельную линию поведения.

     

Отношения родителей и детей  как психолого-педагогическая проблема.

     

В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная  проблема. Сложность  ее — в скрытом характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. В том, что при всей ее важности родители и педагоги обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

     

Отношения родителей  и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можно представить в определенной структуре — последовательных стадиях  развития. Типы отношений возникают  постепенно. Родители же обращаются к  педагогу, психологу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю  назад» тревожной конфликтной ситуации. То есть они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и  логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай.

Информация о работе Внимание. Самосознание и Я-концепция. Цели, идеалы образования и воспитания. Общение. Семейная жизнь