Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:40, контрольная работа
Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Свою собственную жизнь, свое «я» человек способен отделить из окружающей его среды, выделить свой внутренний мир, представить свою субъективность как предмет осмысления. И именно сознание делает человека Человеком.
Живя и находясь с социальном обществе, ни один человек не может без совершенно необходимых условиях быта людей – без общения. Без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Введение 3
1. Внимание. Основные свойства и способы активации внимания 4
1.1. Понятие о внимании. 4
1.2. Основные функции внимания: 4
1.3. Основные виды внимания: 4
1.4. Свойства внимания: 5
1.5. Способы активизации внимания. 5
2. Самосознание и Я-концепция. 6
3. Цели и идеалы образования и воспитания. 9
4. Общение: социально-ролевое общение 11
4.1. Общение 11
4.2. Социально-ролевое общение. 13
5. Семейная жизнь и воспитание детей. Отношение родителей и детей как психолого-педагогическая проблема. 14
Заключение 18
Список используемых источников 19
Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.
Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия), иметь представление о себе и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.
Уровни самосознания:
Природный: выделение субъекта из среды, переживание субъектной отнесенности своих действий: то, что я переживаю – именно я.
Социальный: сравнение себя с другими. Критерий – появление речи, возникновение продуктивного диалога ребенка со взрослым. Возможность говорить не означает возможности вести продуктивный разговор (пока он не преодолен, нет осознания себя, понимания что это – моя точка зрения).
Личностный:
рефлексия собственных
Уровни развития самосознания
Уровни | Самопознание (познавательная часть) | Самоотношение
(эмоциональная и волевая |
Природный | Когнитивное представление
о себе, схема тела, связана с
доречевым сенсомоторным |
Смутное или мышечное чувство – общее переживание комфорта или дискомфорта |
Социальный | Я-образ (восприятие себя), формируется при сравнении себя с другими. Представление о себе, адаптация поведения. | Самоуважение (Маслоу) – аффективная, эмоциональная саморегуляция – волевая часть |
Личность | Я-концепция (интеллектуальное, мыслительное представление о себе), понимание причин своего поведения | Самооценка (Роджерс) – понимание, переживание своего реального Я; понимание ближайших возможностей своего развития. |
Если человек, относясь к себе в целом положительно, осознает свои недостатки в результате соотнесения Я-образа с реальными проявлениями своей личности, он может стать на путь их преодоления, самосовершенствования. Человек может изменить свои поступки; в то же время новые поступки преобразуют его самосознание, а значит, и жизнь. Таким образом, самосознание включает в себя:
• самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
• самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
Обычно поведение человека согласуется с его Я-концепцией −системой взглядов человека по отношению к себе. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.
Основные функции Я−концепции.
На протяжении всего взрослого периода жизни человек стремится, и сохранить достаточно устойчивую Я-концепцию, и изменить ее. Важные события жизни — смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.
Факторы, влияющие на Я-
Я-концепция
играет важнейшую роль в формировании
целостной личности.
Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему. Воспитание −процесс целенаправленного формирования личности. В социальной среде, человек должен совершенствовать свои качества, преодолевать недостатки, обладать хорошим здоровьем, высокой культурой, коммуникативностью, уметь строить организационное общение, владеть собой. Эти качества не даны человеку с рождения, они могут и должны быть развиты в процессе получения образования.
Главной целью образования является всестороннее развитие личности как наивысшей ценности общества, развитие ее умственных и физических способностей, таланта, воспитание высоких нравственных качеств, формирование активного гражданина, способного к сознательному общественному выбору, и обогащение на этой основе интеллектуального и культурного потенциала народа, повышение его образовательного уровня, обеспечение квалифицированными кадрами. В настоящее время педагогика сталкивается с рядом сложных проблем:
Идейной основой всей системы воспитания, педагогическим идеалом должны стать выработанные многовековой практикой человечества принципы гуманизма. Гуманизм означает человечность человека: любовь к людям, высокий уровень терпимости, уважение к достоинству личности.
Принципы гуманизма в воспитательном процессе реализуются общечеловеческих ценностях. В соответствии с гуманистическими идеалами главной целью учебно- воспитательного процесса должно стать создание предпосылок для самореализации личности.
Идеал
человеческой личности — это представление
о совершенном человеке, которое
живет в произведениях
В любом обществе существует два педагогических идеала личности. Один — высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение — быть маяком, ориентиром, высшим образцом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе. Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется. Его еще называют реальным идеалом. Реальный идеал — это герой своего времени, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться, чью судьбу если не все, то очень многие желают своим детям.
Реализация целей воспитания и образования называется педагогическим процессом. Содержание воспитательного процесса должно, ориентируясь на общечеловеческие ценности, не отбрасывать все то лучшее, что имеется в опыте каждой страны, каждого народа, а, напротив, всемерно актуализировать и развивать этот опыт. При этом акцент делается не на содержание обучения, а на разработке педагогической системы, формировании межличностных отношений, которые обеспечивают комфортные условия развития и эмоционально - нравственное воспитание.
Основными задачами воспитания являются:
– формирование национального сознания (любви к своему народу, родной земле, готовности ее защищать);
–воспитание уважения к родителям, женщине-матери, культуре и истории родного народа;
– формирование высокой языковой культуры;
– воспитание духовной культуры личности, создание условий для свободного выбора ею мировоззренческой позиции;
–
утверждение принципов
–
обеспечение высокой
– формирование экологической культуры и гармонии ее отношений с природой;
– развитие индивидуальных способностей и талантов молодежи, обеспечение условий ее самореализации;
–
обеспечение физического
– формирование умений межличностных отношений и подготовка молодежи к жизни в условиях рыночных отношений.
В нашей стране традиционно в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на производстве на благо нашего государства. Одной из важнейших задач воспитания, например, в вузе является возрождение традиций нравственной, интеллектуальной подготовки студенческой молодежи, от профессиональной деятельности которой зависит духовная атмосфера общества. Для того чтобы воспитать такого специалиста, нужен такой преподаватель, который мог бы обогатить его культурную и эмоциональную составляющие.
Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.
Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, человек должен уметь корректировать направления, стиль, методы общения. Эти умения называют «социальным интеллектом», «коммуникабельностью».
Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.