Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:40, контрольная работа
Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Свою собственную жизнь, свое «я» человек способен отделить из окружающей его среды, выделить свой внутренний мир, представить свою субъективность как предмет осмысления. И именно сознание делает человека Человеком.
Живя и находясь с социальном обществе, ни один человек не может без совершенно необходимых условиях быта людей – без общения. Без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Введение 3
1. Внимание. Основные свойства и способы активации внимания 4
1.1. Понятие о внимании. 4
1.2. Основные функции внимания: 4
1.3. Основные виды внимания: 4
1.4. Свойства внимания: 5
1.5. Способы активизации внимания. 5
2. Самосознание и Я-концепция. 6
3. Цели и идеалы образования и воспитания. 9
4. Общение: социально-ролевое общение 11
4.1. Общение 11
4.2. Социально-ролевое общение. 13
5. Семейная жизнь и воспитание детей. Отношение родителей и детей как психолого-педагогическая проблема. 14
Заключение 18
Список используемых источников 19
КРАСНОЯРСКИЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)
Факультет: | «Экономики и управления» |
Специальность: | «Менеджмент организации» |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Психология и педагогика
Тема:
«Внимание. Самосознание и Я-концепция.
Цели, идеалы образования и воспитания.
Общение. Семейная жизнь»
Выполнил: | Студентка
1 курса,
5-2331Д/1-1 группы Карпузович О. С. |
Проверил: | Еремин А.Н |
г.
Красноярск, 2010 г.
Оглавление
Введение 3
1. Внимание. Основные свойства и способы активации внимания 4
1.1. Понятие о внимании. 4
1.2. Основные функции внимания: 4
1.3. Основные виды внимания: 4
1.4. Свойства внимания: 5
1.5. Способы активизации внимания. 5
2. Самосознание и Я-концепция. 6
3. Цели и идеалы образования и воспитания. 9
4. Общение: социально-ролевое общение 11
4.1. Общение 11
4.2. Социально-ролевое общение. 13
5. Семейная жизнь и воспитание детей. Отношение родителей и детей как психолого-педагогическая проблема. 14
Заключение 18
Список используемых
источников 19
Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Свою собственную жизнь, свое «я» человек способен отделить из окружающей его среды, выделить свой внутренний мир, представить свою субъективность как предмет осмысления. И именно сознание делает человека Человеком.
Живя и находясь с социальном обществе, ни один человек не может без совершенно необходимых условиях быта людей – без общения. Без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
В данной работе является рассмотрение вопроса о проблеме общения в социальной психологии. Вся эта проблема является специфической проблемой социальной психологии.
Семья является одним из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества. Она дает представление человеку о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести. Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, в процессе которого достигается взаимосвязь между приобретением знаний, умений и навыков.
Отношение родителей и детей всегда было главной проблемой в обществе и являлось главным разделом в педагогике и психологии. Проблемы, которые возникают в семейной жизни, отражаются на ее качестве и эффективности семейного воспитания. Наука педагогика постоянно разрабатывает программы и методы семейного воспитания.
Психология и педагогика — науки о жизни. Они должны войти в систему мировосприятия, практического мышления образованного человека, его внутренних установок и привычек, использоваться как инструмент при решении проблем жизни и профессиональной деятельности. И в своей работе я пыталась изучить и рассмотреть что же необходимо для самопознания человека, индивидуального проявления личности и проявления ее в обществе.
Термин «внимание», мы довольно часто употребляем в своей жизни. Способность сосредотачиваться на каком-либо объекте и удерживать сколь угодно долго называют вниманием. Не сосредоточив внимания, мы можем смотреть и не видеть, слушать и не слышать, кушать и не ощущать вкуса. Внимание организует нашу психику на все многообразие ощущений. Именно внимание позволяет нам различать детали изображения, выступает как фактор сохранения нужной информации в памяти, а также как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. Внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению конфликтов. Внимательный человек достигает в жизни большего, чем невнимательный.
- отбор воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности и игнорирование других - несущественных, побочных, конкурирующих;
- удержание данной деятельности, сохранение в сознании объектов до момента достижения цели;
- регулирование и контроль за содержанием образа, мысли, имеющегося в психике человека.
Внимание неразрывно связано с сознанием. Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но и определенными состояниями организма.
Концентрация (сосредоточенность) - это удержание внимания на одном объекте, при отвлечении от всего остального.
Избирательность внимания — способность выделить один объект из многих и сосредоточиться на нем.
Устойчивость внимания — большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.
Распределение внимания — одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.
Объем внимания — количество объектов, одновременно охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясности восприятия (средний объем внимания: 5—7 объектов).
Переключаемость внимания — возможность переносить концентрацию с одного объекта на другой.
Все эти свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга. Так, например, высокая сосредоточенность может сочетаться со слабой переключаемостью.
Внимание также имеет и свои недостатки, самым распространенным из которых является рассеянность, выражающаяся в двух видах:
1)
частая непроизвольная
2)
чрезмерная сосредоточенность
Внимание является необходимым условием успешной деятельности человека. Поэтому важно развивать навыки управления вниманием. Во-первых, создать условия, необходимые для появления, сохранения и развития внимания:
− обеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека;
− создание благоприятной рабочей обстановки;
− найти пути появления интереса к поставленной задаче;
− определить конкретную цель и пути ее достижения;
− воспитывать критическое отношение к себе;
− развивать ощущения, наблюдательность, повышать интеллектуальный уровень.
Для активизации внимания также могут быть:
− медитация (переключение внимания с внешнего мира на мир внутренний). Медитация приносит состояние внутреннего спокойствия, освобождает мозг от неприятных мыслей и внешних раздражителей (дыхательные методики, прослушивание аудиокассет, монотонное повторение звуков и тд.)
− пальминг (от слова palm− «ладонь»). Ладони человека это инструмент для защиты глаз. Когда человек закрывает глаза, это способствует их расслаблению и отдыху. Однако глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них подает даже ничтожное количество его лучей. Упражнение, позволяющее добиться этого, было названо Уильямом Бейтсом “пальминг”.
Еще один способ тренировки внимание это способ “запоминания лиц”. Для этого следует сесть, сосредоточиться и попробовать описать черты лица знакомых: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы. Оказывается, что не каждый человек может в точности воспроизвести в памяти лица даже самых близких людей. Это упражнение хорошо тренирует наблюдательные способности.
Утверждение о том, что человек – существо сознательное, известно всем. Существенной характеристикой человеческого сознания является способность к самопознанию и к самонаблюдению. Главной составляющей развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.