Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:35, курсовая работа
Работа менеджера представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства фирмой. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать управленческую деятельность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.
Введение
Глава 1.Теоретические основы формирования стиля руководства
1.1 Понятие и сущность (исторический аспект) формирования стиля руководства
1.2 Классификация стиля руководства
1.3 Психологические факторы, влияющие на формирование
стиля руководства.
1.4 Способы реализации стиля руководства в коллективе.
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе на предприятиях малого бизнеса
2.1 Характеристика кадрового потенциала.
2.2 Цели, задачи и этапы исследования, описание методик диагностики
2.3 Обработка и интерпретация полученных результатов
Выводы и предложения по оптимизации влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе малого бизнеса.
Заключение
Библиографический список
Приложение
Глоссарий
1 2 3 4 5 6 7 8 9
V. Если бы у вас появилась возможность провести каникулы с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?
1. Это меня бы вполне устроило.
2. Не знаю, не задумывался над этим.
3. Это меня бы совершенно не устроило.
VI. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам.
1. Нет, не мог бы.
2. Не могу сказать, не задумывался над этим.
3. Да, мог бы.
VII. Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе?
Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 соответствует нездоровой, недружеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения. К какой из цифр вы отнесли бы свой коллектив?
1 2 3 4 5 6 7 8 9
VIII. Как вы
думаете, если бы вы заболели
или долго не появлялись по
какой-либо причине,
1. Да, конечно.
2. Скорее да, чем нет.
3. Затрудняюсь ответить.
4. Скорее нет, чем да.
5. Нет, конечно.
Методика определения стиля руководства трудовым коллективом
Инструкция «Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Если вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям. Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: *; +; -. Ставьте отметки на листе ответов».
Текст опросника
1.
а. Центральное руководство
докладывали именно ему.
б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.
в. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.
2.
а. Всегда что-нибудь
б. Приказывает так, что хочется выполнить.
в. Приказывать не умеет.
3.
а. Старается, чтобы его
б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.
в. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.
4.
а. Его интересует только
б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.
в.
Решая производственные задачи, старается
создать хорошие отношения
5. а. Наверно, он консервативен, так как боится нового.
б. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.
в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.
6.
а. На критику руководитель
обычно не обижается,
б. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.
в. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
7.
а. Складывается впечатление,
что руководитель боится
б. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.
в. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.
8.
а. Регулярно советуется с
б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.
в. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.
9.
а. Обычно советуется с
б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
в. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
10.а.
Всегда обращается к
б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.
в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.
11.
а. В критических ситуациях
руководитель плохо
б.
В критических ситуациях
в. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.
12.
а. Сам решает даже те вопросы,
б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.
в. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.
13.
а. Пожалуй, он не очень
б. Он требователен, но одновременно и справедлив.
в. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.
14.
а. Контролируя результаты, всегда
замечает положительную
б. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.
в. Контролирует работу от случая к случаю.
15.
а. Руководитель умеет
б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.
в. Не может влиять на дисциплину.
16. а. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.
б. С руководителем работать интересно.
в.
Подчиненные предоставлены
ГЛОССАРИЙ
Власть – возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.
Климат социально - психологический – качественная сторона отношений межличностных, проявляемая в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной деятельности совместной и всестороннему развитию личности в группе.
Коллектив – группа объединённых общими целями и задачами людей, достигшая в процессе деятельности совместной высокого уровня развития.
Корреляция – тенденция двух переменных к совместном изменению. Если при увеличении одной увеличивается и другая, корреляция называется положительной; если при увеличении одной другая уменьшается, корреляция называется отрицательной.
Корреляционное исследование – это один из методов социальной психологии, предназначенный для оценки взаимоотношений между двумя и более факторами, которые называются «переменными» и не контролируются исследователем. Корреляционное исследование направленно на установление изменения одной переменой при изменениях одной переменной при другой.
Лидерство – типичная для лидера (руководителя) система приёмов воздействия на ведомых (подчинённых).
Лидер организации – человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство и лидерство.
Либеральный руководитель – руководитель, который даёт своим подчинённым почти полную свободу в выборе рабочих задач и контроле за своей работой.
Мотивация – процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижения индивидуальных и общих целей организации.
Методика – 1. Совокупность приёмов, методов обучения чему-либо. Методов целесообразного проведения некой работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приёмы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте.
2.
Конкретное воплощение метода
– выработанный способ
Мотив – побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность.
Отношения межгрупповое – совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение, восприятие многообразных связей, возникающих между группами социальными, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.
Психология управления – отрасль психологии, изучающая психологические закономерности деятельности управленческой. Её основная задача – анализ психологических условий и особенностей последней с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.
Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Несёт юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определёнными возможностями санкционирования – наказания и поощрения, подчинённых для воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность.
Стиль руководства – обобщённые виды поведения руководителя в отношениях с подчинёнными в процессе достижения поставленных целей (автократический, либеральный, демократический).
Статус – положение субъекта в системе отношений межличностных, определяющее его права, обязанности привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Существенные расхождения в статусе, который обретает индивид в группах, различающихся по уровню развития группового, содержанию деятельности и общения, нередко становятся причинами фрустрации, конфликта и пр.
Стимул – это побуждение, эффект коего опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями пр.
Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент – индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
Информация о работе Влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе малого бизнеса