Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:35, курсовая работа
Работа менеджера представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства фирмой. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать управленческую деятельность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.
Введение
Глава 1.Теоретические основы формирования стиля руководства
1.1 Понятие и сущность (исторический аспект) формирования стиля руководства
1.2 Классификация стиля руководства
1.3 Психологические факторы, влияющие на формирование
стиля руководства.
1.4 Способы реализации стиля руководства в коллективе.
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе на предприятиях малого бизнеса
2.1 Характеристика кадрового потенциала.
2.2 Цели, задачи и этапы исследования, описание методик диагностики
2.3 Обработка и интерпретация полученных результатов
Выводы и предложения по оптимизации влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе малого бизнеса.
Заключение
Библиографический список
Приложение
Глоссарий
При
данном стиле руководства по результатам
методики «Удовлетворенность работой»
был выявлен следующий результат: в организации
«Глобус» (m -редний показатель=25,73) присутствует
достаточно высокий уровень удовлетворенности
(см. рис. 3). Как видно на рисунке неудовлетворенность
трудом вызвана фактором оплаты труда.
Многие теории управления подчеркивали
роль мотивационного механизма оплаты
труда в системе повышения производительности
труда. Оно включает в качестве элементов
совершенствование системы заработной
платы, предоставление возможности персоналу
участвовать в собственности и прибыли
предприятия. Там же, где данный фактор
не учитывается, может наблюдаться
понижение уровня трудовой мотивации.
Количественное содержание факторов неудовлетворенности работой у сотрудников магазина «Глобус»
Примечание:
1-
Физические и санитарно- 2- Стиль руководства коллективом, 3-
Профессиональная |
4-
Заработная плата
5 –Возможность профессионального роста и карьеры 6-Режим дня 7- Другие факторы |
Оплата
труда является мотивирующим фактором,
только если она непосредственно
связана с итогами труда. Работники
должны быть убеждены в наличии устойчивой
связи между получаемым материальным
вознаграждением и
Поэтому руководителю «Глобуса» следует учесть влияние этого фактора.
По методике «Оценка психологического климата в коллективе по полярным профилям» в организации были выявлены практически средний уровень благополучия психологического климата (m - средний показатель=18,73). То есть при данном стиле была выявлена средняя степень благоприятности социально-психологического климата. Также можно предположить, что на характер социально-психологического климата в коллективе оказывает влияние стиль руководства:
У руководителя и подчиненного в этом случае возникает чувство доверия и взаимопонимания. В зависимости от выполняемой задачи руководство группой может передаваться от одного участника к другому. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может при нем свободно выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести, либо одергивания.
Ответственность за неудачи руководитель разделяет с группой. Большинство проблем, вставших перед коллективом, обсуждается коллективно. Руководитель старается чаще советоваться с подчиненными, не проявляет своего превосходства и правильно реагирует на критику. За последствия принятых решений ответственность не перекладывает на подчиненных. Для него характерно стремление прислушиваться к мнению своих сотрудников по самым разным вопросам объясняется не тем, что сам он этого не понимает, а убеждением в том, что при обсуждении всегда могут возникнуть нюансы, позволяющие улучшить технологию процесса реализации решения. Такой руководитель не считает для себя зазорным соглашаться на компромисс, либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где автократ действовал бы приказом и давлением, демократ старается убедить, доказать целесообразность решения проблемы и выгоды, которую могут получить сотрудники. Он старается использовать рефлексивные методы управления, а при осуществлении контроля обращает особое внимание на конечный результат, не дергая по мелочам.
Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность и тем самым способствует восприятию достижения целей, стоящих перед коллективом, как своих собственных.
В
этом случае происходит положительный
резонанс власти: авторитет мундира
подкрепляется авторитетом
Таким
образом, при помощи сравнительного
анализа было выявлено, что присутствует
качественное различие характеристик
социально-психологического климата
при демократическом стиле
-взаимное совмещение ориентированности на высокий производственный результат и ориентированности на благоприятный характер взаимоотношений в коллективе.
-высокий уровень удовлетворенности работой, стилем руководства и другими факторами трудовой деятельности, а также мотивации профессиональной деятельности (руководитель-демократ стремится к улучшению условий труда для своих сотрудников),
-
более высокая, чем при других
стилях, способность группы к
преодолению конфликтов (руководитель
создает в коллективе
-в целом более благоприятный социально-психологический климат в группе, т.к. он характеризуется требовательностью и контролем, сочетается с творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. А также стремлением делегировать полномочия и разделить ответственность и демократичность в принятии решений. Деятельность характеризуется партнерскими взаимоотношениями в коллективе, привлечением подчиненных к обсуждению и подготовке решений по основным направлениям деятельности коллектива, взаимным распределением прав и обязанностей, развитием самостоятельности и инициативы подчиненных при выполнении принятых решений, расширением взаимного контроля. Избегает навязывать свою волю подчиненным.
-при
принятии решения,
2.3
Выводы
На основе сравнительного анализа трех стилей руководства (авторитарного, либерального и демократического) можно сделать следующие выводы:
Авторитарный стиль руководства оказывает влияние на социально-психологический климат организации.
По
общим результатам можно судить
о неблагоприятном влиянии
Задача руководителей заключается в том, чтобы рационально использовать положительные черты того или иного стиля руководства и ослабить, нейтрализовать его негативные стороны.
Стиль управления в основном отличается устойчивостью, повторением тех или иных приемов, однако ему присущ и динамизм. Наилучший стиль, по мнению специалистов, - динамичный, т. е. меняющийся в зависимости от условий производства. Понятие стиля применяют прежде всего для того, чтобы охарактеризовать индивидуальные свойства руководства. Однако стиль управления имеет непосредственное влияние на характер процесса работы всей системы предприятия. Доказательством служит тот факт, что с приходом нового руководителя меняется стиль поведения коллектива в целом.
Следует подчеркнуть, что стиль формирует не только особенности личности человека. На его становление оказывают влияние и объективные факторы: совокупность социальных и экономических требований производства. Стиль руководителя индивидуален потому, что используемые им приемы и методы в управлении проходят через его призму сознания. Следовательно, эффективность воздействия будет определяться интеллектом и общей культурой руководителя, его профессиональной подготовкой, складом характера, темпераментом и т. п. Попытки выделить и отнестись с уважением к различиям в стилях руководства, свойственных определенному полу или типу личности, столь же важны для уважительных и мирных отношений на рабочем месте, как и выработка личностно-ориентированного и инструментального стиля лидерства. Производственные цели легче достигаются там, где руководство озабочено судьбой подчиненных. Если стиль лидерства, заключающийся в эффективном сотрудничестве руководителя и подчиненного, станет нормой, это даст импульс развитию бизнеса и всего общества в гуманистическом направлении.
Заключение
В
данной курсовой работе проведены исследования,
целью которого было изучить взаимосвязь
стиля руководства и социально-
1) Определить стиль руководства в каждой организации;
2)
Определить характер
3) Сравнить и проанализировать полученные результаты, сделать соответствующие выводы.
Информация о работе Влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе малого бизнеса