Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 02:32, диссертация
Цель данной работы - проследить взаимосвязь уровня самооценки и
успешности профессиональной деятельности.
Задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме
влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности;
2) спланировать и организовать экспериментальный замысел;
3) выявить группы успешных и неуспешных в профессиональной
деятельности участников эмпирического исследования;
В
процессе работы над
на уровень успешности профессиональной деятельности, анализируя различные
источники информации, мы пришли к выводу, что самооценка оказывает
непосредственное влияние на успешность профессиональной деятельности: все
авторы едины во
мнении негативного влияния
самооценки на успешность деятельности человека, в том числе и
профессиональной.
Спланировав
и организовав эмпирическое
нём выдвинутую гипотезу о том, что при адекватной либо высокой самооценке
профессиональная деятельность будет успешна.
Из всех участников эмпирического исследования мы отобрали успешных и
неуспешных в профессиональной деятельности студентов, тем самым, реализовав
выполнение одной из поставленных нами задач.
Проанализировав информацию, полученную посредством выработанных нами
критериев отбора, мы пришли к нескольким выводам:
- результаты
группы успешных в
имеют определённую стабильность: мы не видели ни заниженных, ни предельно
завышенных оценок. Уровень самооценки в данной группе студентов практически
одинаков и является средним, в то же время граничащим с завышенной
самооценкой в обеих методиках, использованных в нашем исследовании (м.
Дембо-Рубинштейн и м. Будасси). У неуспешных в профессиональной
деятельности студентов мы, напротив, выявили, что разброс их значений
хаотичнее, нежели у студентов, чья профессиональная деятельность успешна.
Здесь мы можем встретить как нереалистично заниженные, так и нереалистично
завышенные показатели по уровню самооценки, чего мы ни в коей мере не
наблюдали в предыдущей группе испытуемых.
- группе
студентов, успешных в
присущ адекватный балл по параметру целевого отклонения, причём адекватный
результат наблюдается по всем шкалам методики Дембо – Рубинштейн. Это
свидетельствует о развитом механизме целеполагания, свойственном данной
группе участников эмпирического исследования. У группы неуспешных в своей
профессиональной деятельности студентов, напротив, у каждого из испытуемых
уровень целевого отклонения является сильно завышенным хотя бы по одной из
шкал указанной методики, что является нехарактерным для противоположной
группы участников нашего исследования и свидетельствует о недостаточно
развитом механизме целеполагания, свойственном студентам, чья
профессиональная деятельность не является успешной.
- группе успешных в профессиональной деятельности студентов присущ
адекватный показатель по уровню притязаний, в отличие от группы студентов,
чья профессиональная деятельность не является таковой (у неуспешных в
профессиональной деятельности студентов уровень притязаний сильно завышен,
что говорит об инфантильности, неумении ставить реально осуществимые
цели).
Таким
образом, наша гипотеза о том,
что у успешных в
деятельности людей самооценка либо адекватна, либо высока, подтвердилась.
Практическая значимость нашего исследования может заключаться в
возможном применении его результатов в деятельности психолога. В частности,
при профессиональном отборе кандидатам на определённую вакансию может быть
предложен тест на выявление уровня самооценки личности, что позволит
спрогнозировать успешность данного человека в будущей профессиональной
деятельности.
Список литературы:
1. Альбуханова-Славская К.А.. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991 г., с.299.
2. Альбуханова-Славская К.А.. Личность в процессе деятельности //
Психология личности // т. 2// Хрестоматия.- Самара: Изд. Дом "Бахрах",
1999г., с.240.
3. Ананьев Б.Г.. К постановке проблем детского самосознания // Известия АПН
РСФСР// Вып.18, 1948 г., с.111-115.
4. Ананьев Б.Г.. О
проблеме современного
г., 380 с..
5. Анкудинова Н.Е.. О развитии самосознания // Дошкольное воспитание. -1958
г.,- №2. - с.9-16
6. Ануфриев А.Ф.. Научное исследование // Курсовые, дипломные и
диссертационные работы. М., Изд. «Ось-89», 2002г., 112с.
7. Бернс Р.. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс , 1986 г.,
с.422
8. Бернс Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы
личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г., 656 с.
9. Божович Л.И.. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы
психологии, 1979 г., №4, с.22-34
10. Борисов Ю.А., Кудрявцев И.А.. Смысловая сфера сознания и самосознания
успешных и неуспешных менеджеров среднего звена// Психосемантика//
Психологический журнал , 2003 г., т.24, №1, с.91-103
11. Борисова Е.М.. О роли профессиональной деятельности в формировании
личности// Психология формирования и развития личности. М., 1981г.,
с.159-177
12. Бороздина Л.В..
Исследование уровня
М.: Инс-т Психологии РАН РФ , 1993 г., с.141
13. Брушлинский А.В..
Проблемы психолологии
14. Гиппенрейтер Ю.Б.. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения //
Введение в общую психологию. Изд-во МГУ, 1988 г., с.34-47
15. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А. А.. Предисловие к фрагменту книги
У.Джемса // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,
Пузырей А.А. . М., 1982 г, с.60
16. Гульянова Н.А..
Освязи самоприятия и
неуспеха // Вестник моск. ун-та //сер.14//психология,2001 г., №3, с.68-75
17. Джемс У.. Психология. М.: Педагогика, 1991 г., с.88
18. Зеер Э.Ф.. Психологические основы профессионального становления
личности инженера – педагога // Дис. …докт. психол. наук Свердловск ,
1985 г.
19. Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М.,1981г., с.169
20. Зимбардо Ф.. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы
личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г.
21. Квинн Вирджиния Н.. Прикладная психология. – С-Пб., М., Харьков, Минск:
Питер, 2000г., 560 с.
22. Климов Е.А..Индивидуальный стиль деятельности//Психология
индивидуальных различий. Тексты/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.
Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982 г., с.74-77
23. Климов Е.А.. Введение в психологию труда. М., 1988 г., 200 с.
24. Климов Е.А.. Реплика о структуре профессионализма и профессионала //
Психология профессионала. М. , 1996 г., с.145-204
25. Козиев В.Н. Психологический
анализ профессионального
Дис… канд. психол. наук. Л ., 1980 г.
26. Кон И.С.. Открытие Я. М.: Политиздат , 1978 г., 367 с.
27. Кон И.С.. Категория "Я" в психологии // Психол. ж - л., 1981 г.,
т.2., № 3, с.25-38
28. Корнеева Л.Н.. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной
деятельности // Вестник ЛГУ . 1989 г., Вып . 4 , с.91-96
29. Коростылева Л.А.. Самореализация личности в профессиональной сфере:
генезис затруднений// Психологические проблемы самореализации личности.
Вып. 5 под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. С-пб.: Изд-во Спб.
унив-та , 2001 г., с.232
30. Крылов А.Н. "Образ Я" как фактор развития личности // Дис. …канд.
психол. наук., М., 1984 г.
31. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: ТЦ Сфера,
Юрайт, 2001 г., 464 с.
32. Лаврова Н.А.. Влияние личностных особенностей на успешность
профессиональной деятельности в системе «человек – человек»/
Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития./
Тезисы московской
межвузовской научно-
Карелиной М.Ю.. М.: МИССО, 2003 г., 195с.
33. Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г., с.304.
34. Лисина М.И.. Общение
детей с взрослыми и
// Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. М.,
1980 г., с.3-32.
35. Маркова А.К.. Психологические критерии эффективности учебного
процесса// Вопросы психологии // 1977 г., №4, с.40-51
36. Маркова А.К.. Психология профессионализма. - М., 1996 г., с.88
37. Мейли Р. Различные аспекты Я// Экспериментальная психология / Под ред.
П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975 г.. Вып.V. с.132-141
38. Митина Л.М.. Формирование профессионального самосознания учителя
//Вопросы психологии , № 3, 1990 г., с.58-64
39. Михеева И.Н.. Я – концепция и конфликт в сфере нравственной жизни
личности. Самосознание
и защитные механизмы личности.
«Бахрах», 2003г.
40. Немов Р.С. Психология. М.:Владос, 2003 г., т .1, 688 с.
41. Непомнящая Н.И. и др.. Ценность как центральный компонент
психологической структуры личности // Вопросы психологии . 1980 г., № 1,
с.20-30
42. Непомнящая Н.И.. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М.: Педагогика ,
1992г., с.160
43. Овсянникова В.В.. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта
профессиональной
деятельности// Дис. …канд. психол.
наук. Л. , 1982 г.
Олейник Л.Д.. Индивидуальное самосознание и пути его формирования
// Дис. …
канд. филос. наук М . , 1975 г.
44. Петровский А.В.. Введение в психологию. М., 1981 г., №1
45. Петровский А.В.. Введение в психологию. М., 1995 г., с.410
46. Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.:
Педагогика - Пресс, 2001 г., 440 с.
47. Психологическое тестирование / Раздел 7/ Личность: опросниковые
методики/ Часть 1/ Тексты опросников/ Пенза, 1990 г., с.124
48. Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). С-
пб, Издательство «Речь», 2001г., 688с.
49. Проблемы психологии профессиональной деятельности кадров гос. службы.
Информация о работе Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности