Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 02:32, диссертация

Описание работы

Цель данной работы - проследить взаимосвязь уровня самооценки и
успешности профессиональной деятельности.
Задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме
влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности;
2) спланировать и организовать экспериментальный замысел;
3) выявить группы успешных и неуспешных в профессиональной
деятельности участников эмпирического исследования;

Работа содержит 1 файл

Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности .docx

— 104.47 Кб (Скачать)

      В  процессе работы над теоретическим  исследованием  влияния  самооценки

на уровень успешности профессиональной  деятельности,  анализируя  различные

источники  информации,  мы  пришли  к  выводу,  что   самооценка   оказывает

непосредственное  влияние на успешность  профессиональной  деятельности:  все

авторы едины во мнении негативного влияния заниженной  и  сильно  завышенной

самооценки  на   успешность   деятельности   человека,   в   том   числе   и

профессиональной.

      Спланировав  и организовав эмпирическое исследование, мы опробировали в

нём выдвинутую гипотезу о том, что при адекватной  либо  высокой  самооценке

профессиональная  деятельность будет успешна.

      Из  всех участников эмпирического  исследования мы отобрали  успешных  и

неуспешных в профессиональной деятельности студентов, тем самым,  реализовав

выполнение одной  из поставленных нами задач.

      Проанализировав  информацию, полученную посредством   выработанных  нами

критериев отбора, мы пришли к нескольким выводам:

      - результаты  группы успешных в профессиональной  деятельности студентов

имеют определённую стабильность: мы не видели ни  заниженных,  ни  предельно

завышенных оценок. Уровень самооценки в данной группе студентов  практически

одинаков  и  является  средним,  в  то  же  время  граничащим  с  завышенной

самооценкой в обеих  методиках,  использованных  в  нашем  исследовании  (м.

Дембо-Рубинштейн  и   м.   Будасси).   У   неуспешных   в   профессиональной

деятельности студентов  мы,  напротив,  выявили,  что  разброс  их  значений

хаотичнее, нежели у  студентов, чья  профессиональная  деятельность  успешна.

Здесь мы можем встретить  как нереалистично заниженные, так  и  нереалистично

завышенные показатели по уровню самооценки,  чего  мы  ни  в  коей  мере  не

наблюдали в предыдущей группе испытуемых.

      - группе  студентов, успешных в профессиональной  деятельности, в  целом

присущ адекватный балл по параметру целевого отклонения,  причём  адекватный

результат наблюдается  по всем  шкалам  методики  Дембо  –  Рубинштейн.  Это

свидетельствует о  развитом  механизме  целеполагания,  свойственном  данной

группе участников эмпирического исследования. У группы  неуспешных  в  своей

профессиональной  деятельности студентов, напротив, у  каждого из   испытуемых

уровень целевого отклонения является сильно завышенным хотя бы по  одной  из

шкал указанной  методики, что  является   нехарактерным  для  противоположной

группы участников  нашего  исследования  и  свидетельствует  о  недостаточно

развитом   механизме    целеполагания,    свойственном     студентам,    чья

профессиональная  деятельность не является успешной.

      - группе  успешных в  профессиональной  деятельности  студентов  присущ

адекватный показатель по уровню притязаний, в отличие  от  группы  студентов,

чья профессиональная  деятельность  не  является  таковой  (у  неуспешных  в

профессиональной  деятельности студентов уровень  притязаний  сильно  завышен,

что   говорит  об  инфантильности,  неумении  ставить  реально  осуществимые

цели).

      Таким  образом, наша гипотеза о том,  что у успешных в  профессиональной

деятельности людей  самооценка либо адекватна, либо высока, подтвердилась.

      Практическая  значимость  нашего  исследования  может  заключаться   в

возможном применении его результатов в деятельности психолога. В  частности,

при профессиональном отборе кандидатам на определённую вакансию  может  быть

предложен тест  на  выявление  уровня   самооценки  личности,  что  позволит

спрогнозировать успешность  данного  человека   в  будущей  профессиональной

деятельности. 
 

                             Список литературы:

1. Альбуханова-Славская  К.А.. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991 г., с.299.

2.  Альбуханова-Славская  К.А..  Личность   в   процессе   деятельности   //

   Психология  личности // т. 2// Хрестоматия.- Самара: Изд.  Дом   "Бахрах",

   1999г., с.240.

3. Ананьев Б.Г.. К  постановке проблем детского  самосознания // Известия  АПН

   РСФСР//  Вып.18, 1948 г., с.111-115.

4. Ананьев Б.Г.. О  проблеме современного человекознания. М.:  Наука  ,  1977

   г., 380 с..

5. Анкудинова Н.Е.. О развитии самосознания // Дошкольное  воспитание.  -1958

   г.,- №2. - с.9-16

6.  Ануфриев  А.Ф..  Научное   исследование   //   Курсовые,   дипломные   и

   диссертационные  работы.  М., Изд. «Ось-89», 2002г., 112с.

7. Бернс Р.. Развитие  Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс  ,  1986  г.,

   с.422

8. Бернс Р. Я  – концепция и Я – образы. Самосознание  и  защитные  механизмы

   личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г., 656 с.

9.  Божович   Л.И..  Этапы  формирования  личности  в  онтогенезе//   Вопросы

   психологии, 1979 г.,  №4, с.22-34

10. Борисов Ю.А., Кудрявцев  И.А.. Смысловая сфера  сознания  и  самосознания

   успешных  и  неуспешных  менеджеров  среднего  звена//   Психосемантика//

   Психологический  журнал , 2003 г., т.24, №1, с.91-103

11. Борисова Е.М..  О  роли  профессиональной  деятельности  в  формировании

   личности//  Психология формирования  и   развития  личности.  М.,  1981г.,

   с.159-177

12. Бороздина Л.В.. Исследование уровня притязаний  //  Учебное  пособие.  -

   М.: Инс-т Психологии  РАН РФ , 1993 г., с.141

13. Брушлинский А.В.. Проблемы психолологии субъекта. М. , 1994 г., 90 с.

14. Гиппенрейтер Ю.Б..  Метод  интроспекции  и  проблема  самонаблюдения  //

   Введение  в общую психологию.  Изд-во  МГУ, 1988 г., с.34-47

15.  Гиппенрейтер  Ю.Б.,  Пузырей  А.  А..  Предисловие   к  фрагменту  книги

   У.Джемса // Психология  личности. Тексты /  под  ред.  Ю.Б.  Гиппенрейтер,

   Пузырей А.А. . М., 1982 г, с.60

16. Гульянова Н.А.. Освязи самоприятия и осознания  Я  –  образа  в  ситуации

   неуспеха // Вестник  моск. ун-та //сер.14//психология,2001 г., №3, с.68-75

17. Джемс У.. Психология. М.: Педагогика, 1991 г., с.88

18.  Зеер  Э.Ф..  Психологические   основы   профессионального   становления

   личности  инженера – педагога  // Дис.  …докт. психол. наук  Свердловск  ,

   1985 г.

19. Зейгарник Б.В.  Теория личности К.Левина.  М.,1981г.,   с.169

20. Зимбардо Ф.. Формирование  самооценки. Самосознание и защитные  механизмы

   личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г.

21. Квинн Вирджиния  Н.. Прикладная психология. – С-Пб., М., Харьков,  Минск:

   Питер, 2000г., 560 с.

22.    Климов     Е.А..Индивидуальный     стиль     деятельности//Психология

   индивидуальных  различий.  Тексты/  под  ред.  Ю.Б.  Гиппенрейтер,   В.Я.

   Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982 г., с.74-77

23. Климов Е.А.. Введение  в психологию труда. М., 1988 г., 200 с.

24. Климов Е.А.. Реплика  о структуре профессионализма  и  профессионала   //

   Психология  профессионала. М. , 1996 г., с.145-204

25. Козиев В.Н. Психологический   анализ  профессионального  самосознания  //

   Дис… канд. психол. наук.  Л ., 1980 г.

26. Кон И.С.. Открытие  Я. М.: Политиздат , 1978 г., 367 с.

27. Кон И.С..  Категория  "Я" в психологии //  Психол.   ж  -  л.,  1981  г.,

   т.2., № 3, с.25-38

28. Корнеева Л.Н.. Самооценка  как  механизм  саморегуляции   профессиональной

   деятельности // Вестник ЛГУ . 1989 г., Вып . 4 , с.91-96

29. Коростылева Л.А.. Самореализация   личности  в   профессиональной  сфере:

   генезис затруднений// Психологические проблемы  самореализации  личности.

   Вып. 5 под  ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой.  С-пб.:  Изд-во  Спб.

   унив-та , 2001 г., с.232

30. Крылов А.Н. "Образ  Я" как  фактор  развития  личности  //  Дис.   …канд.

   психол. наук.,  М., 1984 г.

31. Кулагина И.Ю.,  Колюцкий  В.Н.  Возрастная  психология.  М.:  ТЦ  Сфера,

   Юрайт, 2001 г., 464 с.

32.  Лаврова   Н.А..   Влияние   личностных   особенностей   на   успешность

   профессиональной   деятельности   в   системе   «человек   –    человек»/

   Психодиагностика: области применения,  проблемы,  перспективы  развития./

   Тезисы московской  межвузовской научно-практической  конференции  под  ред.

   Карелиной  М.Ю.. М.: МИССО, 2003 г., 195с.

33. Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г., с.304.

34. Лисина М.И.. Общение  детей с взрослыми и сверстниками.  Общее  и  разное

   // Исследование  по проблемам возрастной и  педагогической психологии.  М.,

   1980 г., с.3-32.

35.  Маркова   А.К..   Психологические   критерии   эффективности   учебного

   процесса// Вопросы  психологии // 1977 г., №4, с.40-51

36. Маркова А.К..  Психология профессионализма. - М., 1996 г., с.88

37. Мейли Р. Различные  аспекты Я// Экспериментальная   психология / Под  ред.

   П. Фресса  и Ж. Пиаже. М., 1975 г.. Вып.V. с.132-141

38.  Митина   Л.М..  Формирование  профессионального   самосознания   учителя

   //Вопросы  психологии , № 3, 1990 г., с.58-64

39. Михеева И.Н.. Я  –  концепция  и  конфликт  в  сфере  нравственной  жизни

   личности. Самосознание  и защитные механизмы личности.  Самара.  Изд.  Дом

   «Бахрах», 2003г.

40. Немов Р.С. Психология. М.:Владос, 2003 г., т .1, 688 с.

41.  Непомнящая   Н.И.   и   др..   Ценность   как   центральный   компонент

   психологической  структуры личности // Вопросы психологии . 1980 г., №  1,

   с.20-30

42. Непомнящая Н.И.. Становление личности ребёнка  6-7 лет. М.: Педагогика  ,

   1992г., с.160

43.   Овсянникова   В.В..   Самооценка   учащегося    ПТУ    как    субъекта

   профессиональной  деятельности//  Дис. …канд. психол. наук. Л. ,  1982 г. 

        Олейник Л.Д.. Индивидуальное самосознание  и пути  его  формирования

   // Дис. …  канд. филос. наук М . , 1975 г. 

44. Петровский А.В.. Введение в психологию. М., 1981 г., №1

45. Петровский А.В.. Введение в психологию.  М., 1995 г., с.410

46. Психологический  словарь под  ред.В.П.  Зинченко,  Б.Г.  Мещерякова.  М.:

   Педагогика - Пресс, 2001 г., 440 с.

47.  Психологическое   тестирование  /  Раздел  7/   Личность:   опросниковые

   методики/ Часть  1/ Тексты опросников/ Пенза, 1990 г., с.124

48. Практикум по  возрастной психологии (ред. Головей  Л.А., Рыбалко Е.Ф.). С-

   пб, Издательство  «Речь», 2001г., 688с.

49. Проблемы психологии  профессиональной деятельности  кадров  гос.  службы.

Информация о работе Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности