Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:26, курсовая работа
Основная цель данной работы - выявление влияния политических убеждений В.В. Жириновского на принятие им политических решений.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема исследования личности политического лидера
1.1 Основные подходы к содержанию понятия «политический ли-дер»……………….………………………………………………………………5
1.2 Проблема типологии политических лидеров……………………..8
1.3 Применение метода операционального кода при изучении личности полити-ка…………………………………………………………………………12
Глава 2. Специфика принятия политических решений…………..15
Глава 3. Экспериментальное исследование личности политика В.В. Жириновского методом операционального кода
3.1 Организация и методы исследования……………………………….24
3.2 Операциональный код политика В.В. Жириновского……………..30
Заключение………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………..37
Приложения
А.И. Соловьев подчеркивает, что в настоящее время интерпретация данного явления неоднозначна. Принятие решений понимают «то как определенную технологическую цепочку действий, связанную с получением особого интеллектуального и организационного «продукта»; то как способ реализации интересов конкретных субъектов; то как метод урегулирования конфликтов, предполагающий коррекцию стратегии и тактики целедостижения, и т.д.» [28, с. 481].
Основное внимание исследователей обращено на выявление динамических характеристик процесса принятия политических решений, на то, как именно они принимаются, поэтому многие из них выделяют в этом процессе последовательные этапы.
Так В.Н. Иванов в своей работе приводит мнение Г. Лассуэлла, который считает целесообразным выделять в процессе принятия политических решений следующие этапы [11, с. 233]:
постановка проблемы и поиск информации по ней;
выработка рекомендаций – поиск альтернативных решений проблемы;
отбор наилучшей альтернативы;
предварительное убеждение в правильности решения тех, на кого оно направлено;
оценка эффективности решения;
обновление, пересмотр либо отмена решения.
В работе Д.В. Сосунова выделяется схема процесса принятия политических решений Г. Брувера и П. де Леоно, которая включает следующие этапы [30, с. 17-18]:
1. Инициирование – выявление или идентификация проблемы, требующей политического решения, выработка перечня альтернативных методов решения;
2. Прогнозирование – определение рисков, последствий; сужение спектра альтернативных вариантов решения;
3. Легитимация – выбор одного из вариантов решения, когда важную роль играют субъективные свойства лица, принимающего решение, его интуиция, предпочтения, интересы;
4. Имплементация – исполнение принятого варианта решения; выявление его недостатков;
5. Оценивание – постановка ключевых вопросов об оценке и замере успеха и эффективности конкретного решения, поиск способов повышения его эффективности;
6. Прекращение – изменение статуса и функций решений, оказавшихся неэффективными, устаревшими, нецелесообразными.
Российские ученые представляют свои теоретические схемы процесса принятия политических решений.
А.П. Цыганковым предлагается универсальная схема принятия политических решений, которая включает три основных этапа [32, с. 117]:
Разработка - ознакомление с возникшей проблемой, оценка ее качественных особенностей и перспектив, взвешивание и учет имеющихся альтернатив;
Непосредственно принятие решения или выбор из числа имеющихся альтернатив - сопровождается утверждением соответствующих законопроектов и подготовкой финансовых и иных ресурсов для осуществления сделанного выбора;
Исполнение или реализация принятого решения и оценка его эффективности по истечении определенного срока времени. Осуществление решений и оценка их эффективности.
А.А. Дегтярев разбивает процесс принятия решений на следующие основные этапы [7, с. 175]:
1. Определение приоритетных проблем и формирование политической «повестки дня».
2. Разработка и рассмотрение альтернативных вариантов политического решения общественных проблем.
3. Окончательный выбор, формулирование и легитимизация политического решения.
4. Реализация и проведение в политическую практику принятых решений.
5. Контроль за ходом осуществления решения и «обратная связь» с его результатами.
Наконец, А.И. Соловьев в процессе принятия политических решений выделяет три важнейших этапа, позволяющих последовательно снижать неопределенность знаний при их выработке [28, с. 498-504]:
Подготовительный этап принятия решений - идентификация и формулировка проблемы; формирование базы данных, достаточных для вычленения требующих решения проблем, выработка перечня наиболее важных проблем («повестка дня»), выделение и формулирование наиболее значимых среди них вопросов, а также определение критериев измерения проблемы и достижения успеха в ее решении. Это этап, отделяющий понимание проблемы от представлений о путях и средствах ее решения.
Этап постановки целей – процесс выработки конкретных целей (подцелей) деятельности, рассмотрение различных альтернатив, с учетом возможности «смены тем», т.е. переключения своего внимания на иные способные резко обостриться проблемы; моделирование развития событий по каждому из предложенных вариантов; выбор наиболее предпочтительной модели будущих действий путем сопоставления ее основных параметров с параметрами других моделей, оценки ожидаемого эффекта от предполагаемых действий. Здесь же - формулировка конечных целей, а также выявление главных факторов, способных повлиять на динамику событий как извне, так и внутри государства.
Этап реализации целей – расширение числа участников управленческого цикла за счет привлечения управляемых и включения механизмов обратной связи. Целесообразным, по мнению автора, будет выделение внутри данного этапа двух внутренних подэтапов: подэтап подготовки реализации целей, который включает в себя анализ плана действий, поиск и нахождение ресурсов для реализации задач и ряд других мероприятий; и подэтап оперативного управления реализацией целей, предусматривающий мотивацию субъектов, принятие так называемых «вторичных решений» (решений, уточненных в связи с развитием ситуации), коррекцию данного процесса, контроль за использованием ресурсов и поведением чиновников и т.п.
Рассматривая процесс принятия политических решений, необходимо затронуть и проблему их типологии. Д.В. Сосунов указывает, что в настоящее время существуют разные основания для классификации политических решений. Их группируют по следующим критериям: по отношению к тем или иным стадиям глобального политического процесса (Зеркин Д.П.); стратегические и тактические, исходящие из долговременных или ближайших целей (Чуланов Ю.Г.); в зависимости от меры определенности – решения с рискованными и детерминированными задачами (Говард Р.); по степени влияния субъекта на содержание решения – рутинизированные и инициативные политические решения (Саймон Г.); по признаку состава и сложности реализации – простые, реализуемые при выполнении одного действия и процессные, реализуемые при совокупности взаимосвязанных действий (Глущенко В.В., Глущенко И.И.); по степени обоснования – интуитивные, логические и рациональные (Смирнов Э.А.); по степени влияния субъекта, уровням интеграции социальных интересов и сфере адресатов решения (Т. Клементевич) и т.д. [30, с. 20-24].
Авторский коллектив под руководством Е.В. Егоровой-Гантман считает необходимым рассмотреть особенности стиля принятия политических решений, понимая подстилем индивидуальные методы принятия решения. Авторы выделяют в стиле принятия решений несколько компонентов [12, c. 95-99]:
подход к получению новой информации,
характеристики мышления,
предпочтение определённой величины риска,
когнитивная сложность, то есть способность к анализу и синтезу,
информационные процессы,
способность противостоять двойственности
При этом ученые подчеркивают, что стиль принятия политических решений строго индивидуален для каждого политического лидера и выделяют следующие из них [12, с. 100-102]:
Гибкий стиль со склонностью к риску – анализ при выборе альтернатив большого числа аргументов «за» и «против»; стремление принять решение в пользу той альтернативы, которая больше приблизит к цели; часто все плюсы от всестороннего анализа ситуации нивелируются минусами от излишней склонности к риску.
Гибкий стиль со склонностью к осторожности – наиболее предпочтителен для лидера, когда склонность к осторожности не мешает принимать смелые политические решения, те альтернативы, последствия которых в случае неудачи будут менее неприятными, а вероятность положительного исхода выше.
Жёсткий стиль со склонностью к риску – обычно не рассматриваются аргументы противоречащие предварительной позиции по поводу избираемой альтернативы; нет отказа от принятого решения или его пересмотра под воздействием новой существенной информации; даже если ситуация явно складывается не в пользу сделанного выбора; решение принимается без учета последствий и дополнительных данных о малой вероятности успеха.
Жесткий стиль со склонностью к осторожности – приверженность изначально занятой позиции при небольшой вероятности опасных политических инициатив и акций; неспособность оценить последствия какой-либо альтернативы при поступлении новой информации; стереотипное видение ситуации.
Таким образом, с учетом всего вышесказанного, можно сделать вывод о разнообразии политических решений. Тем не менее, можно выделить их специфические черты, а именно:
Публичность;
Прямая либо косвенная адресация большим социальным группам или всему обществу;
Проблемно-ситуационный характер;
Базирование на соответствующей нормативно-правовой основе, при этом обладание необходимым потенциалом для установления новых правил, которые затем будут отражены в законодательстве;
Воздействие фактора «психологической неопределенности», поскольку, по мнению Е.А. Дмитриевой, «человек власти принимает решения по многим видам компетенции: военным, религиозным, экономическим, хозяйственным ... но, человек принимающий решения, не может быть экспертом во всех областях» [10, с. 69].
Таким образом, рассматривая проблему политического решения, можно сделать вывод о существовании различных трактовок данного понятия – ситуация выбора между несколькими альтернативами либо воля субъекта, отраженная в официальных документах. Процесс принятия политического решения большинство исследователей связывают с поиском альтернатив и выбором одной из них. В структуре процесса принятия решений можно выделить такие элементы, как субъекты, система обеспечения информацией и коммуникативных связей, правила и процедуры принятия решений, результаты решений, восприятие решений, ситуация, в которой принимаются решения. Существуют различные основания для типологии политических решений, среди которых можно выделить способ согласования, исходя из иерархических структур власти; постановку целей; степень влияния субъекта на содержание решения; стиль принятия решения; состав и сложность реализации решения и др.
Глава 3. Экспериментальное исследование личности политика В.В. Жириновского методом операционального кода
3.1 Организация и методы исследования
Целью данного исследования стало изучение влияния личности политика В.В. Жириновского на принятие им политических решений.
Для достижения поставленной цели мы применили метод операционального кодирования при помощи количественного контент-анализа.
С целью создания базы для данного исследования была сформирована подборка документов, в которую вошли фрагменты стенограмм выступлений политика В.В. Жириновского в период с февраля по август 2011 года.
Метод контент-анализа
Метод представляет собой качественно-количественный анализ содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.
Метод количественного контент-анализа позволил нам рассматривать авторский текст политика В.В. Жириновского как, своего рода, проекцию личности, и изучить его личностные особенности, выявляя в тексте определенные смысловые единицы – отдельные слова, выражения, другие смысловые категории.
Метод операционального кода.
Данный метод позволил нам исследовать специфику политических убеждений политика В.В. Жириновского, как субъективную картину мира, включающую самого субъекта, пространственное окружение и временную последовательность событий.
Для кодирования текста нами были определены:
1. Субъект – я или другой;
2. Время глагола - прошлое, настоящее, будущее;
3. Категория глагола - позитивный (+) или негативный (-);
4. Среда - международная или внутренняя;
5. Цель;
6. Контекст.
Индекс P-1 – природа политической реальности. На вопрос о природе политики отвечает соотношение позитивных (дружественных) (+) и негативных (конфликтных) (-) характеристик, которые приписываются лидером другим политическим субъектам. Убеждения в том, как другие достигают своих целей в политической жизни, отражают взгляды лидера на природу политики, политического конфликта и на образ оппонента. Следовательно, чем более дружественной считает лидер политическую реальность, тем выше частота позитивных характеристик, приписываемых политиком другим лидерам и институтам. Расчет индекса Р-1 производится по формуле:
Р+ - Р-,
где Р+ - процент позитивных характеристик других, а Р- - процент отрицательных характеристик других по отношению к общему числу характеристик других.
Диапазон значений индекса Р-1 – от -1,0 (конфликтность) до +1,0 – (дружественность).
Индекс P-2 – реализация политических ценностей (ожиданий), средняя интенсивность позитивных и негативных характеристик других.
Шкалы значений для методов достижения целей:
-3 - наказание,
-2 - угроза,
-1 - сопротивление/оппонирование,
0 - нейтралитет,
+1 - призыв/оказание поддержки,
+2 - обещание,
+3 – награда.
Для того чтобы сделать значение шкалы более совместимым с другими индексами, среднее значение делится на 3, в результате чего получаем диапазон от -1,0 (конфликтность) до +1,0 (дружественность). При вычислении среднего индекса нулевые значения не учитываются.