Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 01:42, курсовая работа
На протяжении всей истории психологии исследователи проявляли интерес к изучению тех периодов жизненного пути человека, в которых заканчивается один и начинается другой возраст. В наши дни эта тема приобрела особое звучание. Реалии современной жизни, связанные со стремительными и постоянными преобразованиями в обществе, ставят перед специалистами-психологами задачу разработать психологические технологии, которые помогали 6ы детям и подросткам конструктивно прожить трудные возрастные этапы их развития.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 7-МИ ЛЕТ
1.1. Особенности личностного развития детей в возрасте 7-ми лет
1.2. Причины и фазы кризиса 7-ми лет у детей
Глава 2. ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА 7-МИ ЛЕТ НА РАЗВИТИЕ НЕАДЕКВАТНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
2.1. Неадекватные формы поведения у семилетних детей
2.2. Влияние кризиса 7-ми лет на развитие неадекватных форм поведения у детей
2.3. Профилактика развития неадекватных форм поведения у детей возраста 7-ми лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неврастения - болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка. Он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями.
Истерический невроз. Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный невроз надо отличать от патологии характера, которая бывает в более старшем возрасте. Можно добавить: надо отличать от педагогической запущенности, но причина - та же. Родители до определенного момента потакали возрастающим требованиям чада, но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно - ведь ребенок не понимает смену логики родителей.
Невроз навязчивых состояний. Корни этого невроза - те же, семейные отношения, вернее их нарушения. Повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований, принципиальность - вопреки здравому смыслу. Родители требуют беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей.
Обнаружить, что ребенок эгоист, никому не бывает приятно. Родители же обычно замечают это последними. Эгоизм не самое прекрасное качество, и, когда речь идет о нас самих, нам еще труднее согласиться или допустить, что наши дети себялюбцы. Иной раз мы даже пытаемся не замечать, что увлечения нашего ребенка какой-нибудь глупостью становятся чрезмерными.
Сквернословие. Почти все дети рано или поздно начинают говорить бранные слова.
Протекание кризиса всегда окрашено индивидуальными особенностями ребенка и своеобразными вариантами его развития. У некоторых детей он протекает мягко, почти незаметно, а у других - остро, демонстративно, травматично. Гибкое, внимательное, помогающее поведение взрослого во многом сглаживает негативную симптоматику. Запретительное, карающее, обостряющее, «подзуживающее» поведение взрослого может привести к закреплению негативных форм поведения и сохранению «кризисных» элементов на стабильных возрастных этапах как форм своеобразной психологической защиты. Кризис 7 лет, как и любой другой, требует внимания со стороны взрослых, помощи ребенку, особенно если речь идет о капризных, избалованных, неуравновешенных детях, невротиках и т.д.
Даже посторонний человек, сосед или знакомый, который видит ребенка очень редко, может заметить сильные изменения в его поведении.
Главная особенность перемен возникающих в семилетнем ребенке - он становится не таким понятным как был раньше, изменения эти гораздо сложнее и глубже, и далеко не все поступки ребенка теперь так просто объяснить, как это было, скажем, в три года, до наступления кризиса.
Базальная потребность - уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания.
В жизни немало ситуаций, которые вынуждают человека на борьбу. Нам нравятся люди, презирающие опасность, преодолевающие препятствия, упорные в достижении цели и, наконец, те, кто любит соревноваться. Однако с агрессивностью связаны также ложь, вымогательство, насилие, нанесение душевных и физических травм и даже убийство. Вот почему речь должна идти не о том, чтобы полностью исключить агрессивность из характера детей, а о необходимости ограничивать и контролировать ее, а также поощрять те ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.
Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке - проявлять к нему любовь. Нет малыша, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным. Обычно явно выраженная агрессивность отличает как раз тех детей, которые удивляют своих родителей неожиданными, пусть и нечастыми, проявлениями уважения, послушания, привязанности, когда хотят получить прощение,- это их способ добиться любви.
Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни, совсем как у нас. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра - живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью или переездом на новое место, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату. Другими словами, мы понимаем, что его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают у нас полное недоумение.
Факт тот, что никто не в силах полностью объяснить подобную эмоциональную неуравновешенность детей. Поэтому до тех пор, пока плохое настроение не затягивается надолго - к примеру, на несколько дней - и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном состоянии или с ним происходят резкие и неожиданные перемены, лучше обратиться за советом к психологу.
Опасность невроза кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз - излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство взрослых просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у детей, вторая часть - если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно («само пройдет»), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы.
Формирующаяся личность 7-летнего малыша приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того, каков сам ребенок, какое место он занимает в окружении и какое это окружение.
Пойдя в школу, такие дети часто становятся замкнутыми, бояться сделать ошибку, вследствие чего плохо учатся. Если такому ребенку ставят в упрек его плохую успеваемость, родители и учителя добиваются лишь эффекта «замкнутого круга». Родителям необходимо помнить, что дети часто не хотят учиться не именно по тому, что они ленятся, а потому что боятся трудностей и не хотят выглядеть хуже в глазах тех людей, чье мнение имеет для них большое значение. Во время психологической готовности к школе ребенка, не стоит пугать его сложными предметами, не нужно упрекать за его ошибки при выполнении различных заданий, нужно стараться говорить о школе как о чем-то хорошем. В настоящее время при детских садах работают психологи, которые помогаю детям более хорошо психологически подготовиться к этому важному периоду жизни.
Ребенка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности. Когда дошкольник вступает в кризис, он вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное. Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. В 7-летнем возрасте у ребенка возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
Для «лечения» агрессивности годятся примерно те же способы, что и для ее предупреждения. Не надо забывать, что, когда мы имеем дело с ребенком такого типа, одно лишь ласковое слово может снять его озлобление. Нужно, чтобы он чувствовал себя желанным и любимым даже ценой некоторых поблажек со стороны родителей. Нет нужды говорить, что было бы очень полезно понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключить их.
Если ребенок не слишком упрям, помочь делу проще. Нужно развлечь его и заставить подумать,- это может принести пользу, хотя, надо признаться, далеко не всегда. Когда родители не живут в согласии со своим ребенком, самое главное, о чем надо постоянно помнить,- мы настаиваем на нашем мнении, потому что имеем больший, нежели у малыша, опыт. В таких случаях говорить с ребенком надо твердо, не взрываясь от гнева, не обнаруживая свое плохое настроение. Твердость иной раз может быть полезнее ласки. Не следует впадать и в другую крайность - не надо изображать из себя святого, чтобы ребенок, готовый согласиться с нашей точкой зрения, не почувствовал себя униженным. Так мы поможем ему отказаться от второсортного удовольствия позлить нас и поможем добиться желаемого по-хорошему.
Рискуя показаться назойливыми, мы все же еще раз повторим, что самое полезное в данном случае - просто улучшить наши взаимоотношения с ребенком. Дети гораздо охотнее принимают наши указания, советы, подсказки и следуют им, когда совершенно уверены, что мы любим их. В то же время они без труда замечают, когда в нашем стремлении изменить их поведение таится злоба, и тотчас делают вывод, что наши указания - это прежде всего признак недовольства ими, недостаток или отсутствие нашей любви. Единственный способ преодолеть подобную трудность - постараться поменьше читать им мораль и почаще развлекаться с ними. Пройдет, возможно, не один месяц, прежде чем ребенок заметно изменится, но, если мы сумеем сохранять спокойствие и терпение, все это даст хорошие результаты: малыш перестанет противоречить нам, ибо он делал это лишь для того, чтобы привлечь к себе наше внимание, которого ему недоставало. Если мы всеми силами постараемся вести себя так, чтобы он поверил в наше доброе отношение к нему, сам собой исчезнет и дух противоречия.
Чтобы период адаптации ребенка к школе прошел спокойнее:
За месяц до школы измените режим для малыша. Пусть утром он встает рано, а вечером не задерживается допоздна.
Познакомьте ребенка со школой и учительницей. Если малыш будет знать, где в школе его класс, столовая, туалет, он будет чувствовать себя увереннее.
Помогите ребенку запомнить дорогу от школы домой. Ведь если он «уже взрослый», то непременно захочет возвращаться сам.
В начальный период обучения не загружайте малыша различной деятельностью: кружками, репетиторами, музыкой. Пусть он привыкнет к чему-то одному - в данном случае к школе.
Возьмите на несколько недель отпуск. Ребенку просто необходима ваша поддержка: обстановка дома должна быть спокойной, а мама или папа при необходимости помогут.
И в заключении отметим, протекание кризиса всегда окрашено индивидуальными особенностями ребенка и своеобразными вариантами его развития. У некоторых детей он протекает мягко, почти незаметно, а у других - остро, демонстративно, травматично. Гибкое, внимательное, помогающее поведение взрослого во многом сглаживает негативную симптоматику. Запретительное, карающее, обостряющее, «подзуживающее» поведение взрослого может привести к закреплению негативных форм поведения и сохранению «кризисных» элементов на стабильных возрастных этапах как форм своеобразной психологической защиты. Кризис 7-ми лет, как и любой другой, требует внимания со стороны взрослых, помощи ребенку, особенно если речь идет о капризных, избалованных, неуравновешенных детях, невротиках и т.д.
Формирующаяся личность 7-летнего малыша приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того, каков сам ребенок, какое место он занимает в окружении и какое это окружение.
Ребенка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности. Когда дошкольник вступает в кризис, он вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное. Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. В 7-летнем возрасте у ребенка возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
Негативными личностными проявлениями можно считать те личностные образования, которые представляют угрозу для психического здоровья ребенка или в перспективе грозят снизить его уровень социальной адаптации. Коррекция должна проводиться специалистом - детским или школьным психологом или под наблюдением психолога.
1. Берестов Н.И. Семейное воспитание. - М.: Просвещение, 2007.
2. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. - М.: Педагогика, 2008.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 2009.
4. Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо, 2009.
5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Дис, 2005.
6. Иванов М.В. Развитие личности ребенка. - М.: Дело, 2007.
7. Мухина В.С. Психология. Учебник. - М.: Высшая школа, 2007.
8. Славина Л.С. Психология. - М.: Ось-89, 2009.
9. Соколова В.Н. Детская психология. - СПб.: Питер, 2007.
10. Спиваковская А.С. Психология. - М.: Наука, 2003.
11. Субботский Е.В. Психология. - М.: МГУ, 2009.
2
[1] Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо, 2009. С. 71.
[2] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 2009. С. 25.
[3] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 2009. С. 27.
[4] Иванов М.В. Развитие личности ребенка. М.: Дело, 2007. С. 101.
[5] Иванов М.В. Развитие личности ребенка. М.: Дело, 2007. С. 101.
[6] Иванов М.В. Развитие личности ребенка. М.: Дело, 2007. С. 103.
[7] Мухина В.С. Психология. Учебник. М.: Высшая школа, 2007. С. 123.
[8] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 2009. С. 35.
[9] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 2009. С. 35.
[10] Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо, 2009. С. 128.
[11] Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Дис, 2005. С. 91.
Информация о работе Влияние кризиса 7-ми лет на развитие неадекватных форм поведения у детей