Влияние кризиса 7-ми лет на развитие неадекватных форм поведения у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 01:42, курсовая работа

Описание работы

На протяжении всей истории психологии исследователи проявляли интерес к изучению тех периодов жизненного пути человека, в которых заканчивается один и начинается другой возраст. В наши дни эта тема приобрела особое звучание. Реалии современной жизни, связанные со стремительными и постоянными преобразованиями в обществе, ставят перед специалистами-психологами задачу разработать психологические технологии, которые помогали 6ы детям и подросткам конструктивно прожить трудные возрастные этапы их развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 7-МИ ЛЕТ
1.1. Особенности личностного развития детей в возрасте 7-ми лет
1.2. Причины и фазы кризиса 7-ми лет у детей
Глава 2. ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА 7-МИ ЛЕТ НА РАЗВИТИЕ НЕАДЕКВАТНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
2.1. Неадекватные формы поведения у семилетних детей
2.2. Влияние кризиса 7-ми лет на развитие неадекватных форм поведения у детей
2.3. Профилактика развития неадекватных форм поведения у детей возраста 7-ми лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 133.50 Кб (Скачать)


Влияние кризиса 7-ми лет на развитие неадекватных форм поведения у детей

 

 


Оглавление:

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 7-МИ ЛЕТ

1.1. Особенности личностного развития детей в возрасте 7-ми лет

1.2. Причины и фазы кризиса 7-ми лет у детей

Глава 2. ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА 7-МИ ЛЕТ НА РАЗВИТИЕ НЕАДЕКВАТНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ

2.1. Неадекватные формы поведения у семилетних детей

2.2. Влияние кризиса 7-ми лет на развитие неадекватных форм поведения у детей

2.3. Профилактика развития неадекватных форм поведения у детей возраста 7-ми лет

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 

На протяжении всей истории психологии исследователи проявляли интерес к изучению тех периодов жизненного пути человека, в которых заканчивается один и начинается другой возраст. В наши дни эта тема приобрела особое звучание. Реалии современной жизни, связанные со стремительными и постоянными преобразованиями в обществе, ставят перед специалистами-психологами задачу разработать психологические технологии, которые помогали 6ы детям и подросткам конструктивно прожить трудные возрастные этапы их развития.

В семь лет ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Базальная потребность - уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания.

Актуальность темы данной курсовой работы. Кризис семи лет - это еще один непростой период в жизни ребенка и его родителей, не менее сложный и значимый чем кризис трех лет и всем хорошо известный кризис подросткового периода. Явление это тесно связано с резким изменением условий жизни ребенка, его социального статуса и появлением новых правил и даже смысла в его жизни - ребенок идет в школу. Еще один шаг на пути к взрослой самостоятельной жизни. Еще одни обязанности, ответственность, новые правила, новые роли, новые люди, новые отношения. Безусловно, малышу не так-то просто вступить в этот совсем другой период его жизни - и как реакция на эти новые требования - кризис семи лет. И очень часто в предшкольной суете родители не уделают достаточного внимания состоянию ребенка.

Цель курсовой работы - изучение кризиса семи лет у детей, а также рассмотреть влияние его на развитие неадекватных форм поведения.

Данная цель определила следующие задачи:

                       охарактеризовать особенности личностного развития детей в возрасте 7-ми лет;

                       рассмотреть причины и фазы кризиса 7-ми лет у детей;

                       изучить влияние кризиса 7-ми лет на развитие неадекватных форм поведения у детей.

Объектом исследования являются дети в возрасте семи лет.

Предметом исследования являются влияние кризиса на развитие неадекватных форм поведения.

 


Глава 1. ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 7-МИ ЛЕТ

1.1. Особенности личностного развития детей в возрасте 7-ми лет

 

Многие родители считают, что ребенок готов к школе, если он обладает рядом необходимых навыков (умеет читать, писать, считать и т.п.). Современная образовательная программа, как в школе, так и особенно в детском саду, делает особенный упор на получение, детьми какого-то уровня знаний, зачастую забывая обратить внимание на психологическую сторону вопроса. Ребенок в возрасте 4-6 лет в некоторых случаях не может отвечать предъявленным ему требованиям и это оказывается не в силу его плохого развития, а в силу индивидуальных особенностей. Может часто случиться так, что тот ребенок, который получил не очень хорошую характеристику по поводу его знаний из детского сада, может делать хорошие успехи в школе. К сожалению, предъявляемые требования могут очень повлиять на желания малыша посещать это образовательное учреждение.

Пойдя в школу, такие дети часто становятся замкнутыми, бояться сделать ошибку, вследствие чего плохо учатся. Если такому ребенку ставят в упрек его плохую успеваемость, родители и учителя добиваются лишь эффекта «замкнутого круга». Родителям необходимо помнить, что дети часто не хотят учиться не именно по тому, что они ленятся, а потому что боятся трудностей и не хотят выглядеть хуже в глазах тех людей, чье мнение имеет для них большое значение. Во время психологической готовности к школе ребенка, не стоит  пугать его сложными предметами, не нужно упрекать за его ошибки при выполнении различных заданий, нужно стараться говорить о школе как о чем-то хорошем. В настоящее время при детских садах работают психологи, которые помогаю детям более хорошо психологически подготовиться к этому важному периоду жизни.

К 7 годам начинается формирование психологической готовности к школьному обучению, и становление ее предпосылок связано с кризисом 7 лет. Старшего дошкольника характеризуют манерничание, капризность, нарочито вычурное, искусственное поведение, вертлявость, паясничание. Он начинает строить из себя шута; говорит «не своим голосом»; гримасничает, и в целом его отличают общая немотивированность поведения, упрямство, негативизм.

Анализируя эти проявления, Л.С. Выготский объяснил их утратой детской непосредственности, непроизвольности поведения, которая исчезает как результат начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни. Другой отличительной особенностью этого критического периода Л. С. Выготский считал возникновение осмысленной ориентировки в собственных переживаниях: ребенок вдруг сам открывает факт наличия собственных переживаний, открывает их принадлежность ему и только ему, и сами переживания приобретают для него смысл. Это обусловлено появлением специфического новообразования - обобщения переживания (интеллектуализацией аффекта): мир, как таковой, вокруг ребенка все тот же, но меняется отношение к нему со стороны ребенка[1].

Л.И. Божович считает, что кризис 7 лет связан с появлением нового, стержневого для личности ребенка системного новообразования - «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. До 7 лет ребенок почти не думает о своем месте в жизни, предназначении и не стремится изменить его; но в старшем дошкольном возрасте в связи с общим его продвижением в психическом и интеллектуальном развитии появляется явно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, «более взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для окружающих людей деятельность. В условиях общественного воспитания и обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как социально значимой и социально оцениваемой деятельности[2].

Иначе говоря, у ребенка этого возраста появляется осознание своего социального «Я». Именно в это время появляются игры «в школу» и имитация «работы» взрослых.

У 7-ми летнего ребенка, по Л.И. Божович, возникает потребность в новой жизненной позиции и в деятельности, обеспечивающей эту позицию. Начало обучения способствует удовлетворению этих стремлений. Но то, что обучение может быть отодвинуто по времени на год и больше от момента формирования новой позиции, создает возможность возникновения и углубления негативных явлений переходного периода. Иными словами, внутренняя позиция входит в противоречие с имеющейся социальной ситуацией развития ребенка: в глазах взрослых, воспитывающих его, он еще маленький и несамостоятельный, а в собственных глазах уже «взрослый», способный осуществлять социально значимую и оцениваемую деятельность[3].

 

1.2. Причины и фазы кризиса 7-ми лет у детей

 

Даже посторонний человек, сосед или знакомый, который видит ребенка очень редко, может заметить сильные изменения в его поведении.

Главная особенность перемен возникающих в семилетнем ребенке - он становится не таким понятным как был раньше, изменения эти гораздо сложнее и глубже, и далеко не все поступки ребенка теперь так просто объяснить, как это было, скажем, в три года, до наступления кризиса.

Как известно, в любом явлении есть свои положительные и отрицательные стороны. Проявления кризиса семи лет в психологии также принято разделять на позитивные, негативные и нейтральные:

Негативные признаки кризиса 7-ми лет[4]:

                       в речи ребенка начинают появляться паузы, как правило, в ответ на указания взрослого;

                       с ребенком общении возникает все больше и больше споров - такова реакция ребенка на ваши поручения и напоминания;

                       снова - отказ от выполнения привычных требований, а ведь такого труда стоило приучить маленького вредину к их исполнению...

                       ребенок начинает хитрить по любому поводу, причем даже когда это совсем не оправдано;

                       как и во время кризиса трех лет, снова появляется упрямство. Но теперь у малыша на это новые причины - если раньше упрямство вызывала ситуация, то сейчас его настроение в данный момент;

                       ребенок начинает предъявлять к окружающим повышенные требования (например, постоянно и занудно напоминая об обещанном);

                       ребенок становится очень раним и обидчив - любая критика воспринимается в штыки.

Позитивные признаки кризиса 7-ми лет[5]:

                       семилетний человечек начинает всеми способами проявлять свою самостоятельность; появляются новые занятия, увлечения - конструирование, рисование целые дни напролет, шитье игрушек или одежды для кукол и вязание шапочек для младшего братика. Причем, за выполнением того или иного шедевра обязательно должна следовать похвала, иначе талант будет в тот же миг зарыт в землю - интерес без похвалы тут же теряется;

                       у ребенка просыпается интерес к школе, и появляется беспокойство по поводу оценок, того, что сказала учительница, хорошо ли он справляется со своими новыми обязанностями и т.д.

Нейтральные признаки кризиса 7-ми лет[6]:

                       ребенок демонстрирует нарочитое «взрослое поведение» - рассуждает, передразнивает повадки взрослых, кривляется (пожалуй, кривляние и гримасничанье - одна из самых ярких и заметных черт этого возраста). Однако, кривляние семилетнего ребенка уже не выглядит таким умилительным как раньше, оно имеет привкус искусственности и порой даже раздражает взрослых;

                       много внимания начинает уделяться внешнему виду - в отличие от детского сада вопрос «что сегодня одеть» и «сделать хвостик или косичку» становится принципиально важным. А некоторые современные дети даже отказываются выйти во двор, не намазав губы детским блеском.

Внутренние причины кризиса 7-ми лет[7]:

Самым важным и заметным изменением в поведении ребенка этого возраста становится утрата детской непосредственности - в самом деле, его подражания взрослому, искусственные кривляния и серьезный интерес к своему виду, оценкам окружающих и т.д. - все это чуждо беззаботно играющим дни напролет малышам-дошколятам. И это объясняется невероятным явлением - у ребенка появляется внутренний мир, значительно отличающийся от внешнего. Теперь ваш маленький человечек не виден вам как на ладони. Именно в этот период дети любят заводить всякого рода тайнички, дневники, секреты. Теперь малыш снаружи уже не совсем такой, как внутри - вот он, механизм утраты детской непосредственности! И вот почему поведение ребенка становится не таким понятным, а причины его поступков - не такими очевидными и прозрачными.

Второе важное явление, тесно связанное с первым: ребенку открывается целый необъятный мир собственных эмоций и переживаний. Малыш делает своего рода первый шажок в сторону осознания своей личности - он начинает осознавать, что значит «я добрый», «я довольный», «я огорчен» и т.д. В связи с этим у многих детей в этот период появляется увлечение чтением;

Ребенок стоит на пороге большого и трудного пути - школьного обучения. В связи с этим - новые роли, новая ответственность - все это большой груз, которые ложится на хрупкие детские плечи. Для семилетнего человечка большую роль начинают играть оценки - не только цифры в дневнике, но и оценки окружающих, одобрение учителя. Через них он начинает познавать себя, насколько он успешен и какое место займет в дальнейшем в социуме. И поэтому в этот период ему очень важна ваша позитивная оценка и поддержка. Ведь сейчас для него маленькая неудача в маленьком конкретном деле может означать его неуспешность как личности;

По той же причине ребенок в период, соответствующий кризису семи лет, становится крайне уязвим и обидчив. Ведь он только учится контролировать свои чувства, и очень важно проявить должное терпение и понимание, ведь это во многом определяет дальнейший эмоциональный контакт с подрастающим малышом.

По мнению Л.И. Божович, в основе кризиса 7-ми лет лежит конфликт, возникающий в результате столкновения образовавшихся в процессе развития качественно новых потребностей с неизменившимся образом жизни ребенка и отношения к нему взрослых. Последнее препятствует удовлетворению возникающих у ребенка потребностей и вызывает у него явления фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются возникающими к этому времени психическими новообразованиями[8].

Указанные Л.И. Божович трудности были особенно заметны в педагогической практике тогда, когда обучение в школе начиналось с 8 лет. С переходом к обучению с 7-летнего возраста они значительно уменьшились, но не исчезли. И теперь среди 6летних детей снова оказываются «кризисные». Казалось бы, проблема, поставленная Л.И. Божович, должна была бы решаться переходом на обучение с 6 лет; но снова среди старших дошкольников встречаются «кризисные» дети. Специальное исследование выявило два факта: во-первых, среди 6 и 7-летних детей много «кризисных»; во-вторых, среди тех и других далеко не все дети хотят идти в школу[9].

Информация о работе Влияние кризиса 7-ми лет на развитие неадекватных форм поведения у детей