Влияние компьютерных игр на агрессивность подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
- осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
-проанализировать проблемы влияния компьютерных технологий на психику подростка;
-выявить степень влияния увлеченности компьютерными играми на уровень агрессивности подростков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Анализ проблемы влияния современных компьютерных технологий на психическое развитие подростка………………………..
7
1.1 Психологические аспекты влияния информационных технологии на психическое развитие подростка…………………………………………….
7
1.2 Компьютерные игры как феномен современной подростковой субкультуры……………………………………………………………………
14
1.3 Влияние компьютерных игр на поведенческую характеристику подростка………………………………………………………………………
18
Глава II. Исследование влияния компьютерных игр на уровень агрессивности подростков…………………………………………………..
26
2.1 Организация и методы исследования……………………………………. 26
2.2 Анализ результатов исследования уровня агрессивности подростков степенью увлеченности компьютерными играми………………….
28
Заключение…………………………………………………………………… 30
Список литературы………………………………………………………….
Приложения…………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Влияние компьютера на поведение подростка текстовой вариант курсовая БПГУ май 2008.doc

— 304.90 Кб (Скачать)

     Тест предлагает описание  различных психических состояний. Испытуемый должен оценить состояние, которое чаще ему присуще, изредка или не подходит. Тест содержит 40 описаний, разбитых на 4 группы: тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность. По каждой группе подсчитываются баллы и оцениваются по шкалам для каждой группы отдельно.

     4). Тест на внушаемость Клаучека С.В., Деларю В.В. состоит из 20 утверждений на которые отвечает испытуемый, присуще или нет. Затем ответы сверяются с ключом, подсчитываются совпадения. Затем по формуле высчитывается определенное значение, определяется уровень внушаемости. 
 
 
 
 

2.2 Анализ результатов исследования уровня агрессивности подростков степенью увлеченности компьютерными играми

     Сравнивались результаты следующих групп испытуемых:

     Выборка 1.

     Подростки 12  лет играющие в компьютерные игры;

     Выборка 2.

     Подростки 12  лет не играющие в компьютерные игры. 
 

     Интерпретация результатов.

     Обработка данных основана на количественном анализе. Анализ средних данных показал различия показателей между выборками. Короткие статистики представлены в приложение 1,2

      

         Достоверность выявленных различий в выборках 1 и 2 показан в таблице 1.Достоверные различия в показателях  агрессивности между выборками испытуемых 1 и 2 .

                                                                                                        Таблица 1

     Сравнение показателей агрессии с помощью t-критерия Стьюдента 

t-критерий Наименование шкалы
17 2.373 * Склонность заражаться агрессией толпы
25 2.048 * Внушаемость
 

     Примечание:  2.005(р=0.05)  2.670 (р=0.01)  3.480 (р=0.001) 

     Подростки 12 лет играющие в компьютерные игры  отличаются от своих сверстников не играющих, повышенной склонностью заражаться агрессией толпы и внушаемостью. 

        Выборка 1 (Приложение 1)

         Опросник агрессивности Басса-Дарки

         Косвенная агрессия(2) значительно влияет на раздражение (3), то есть готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости; так же она влияет на вербальную агрессию(7), то есть выражение негативных чувств через форму (ссоры, крик), так и через содержание словесных ответов (упреки , угрозы).

         Раздражение(3) в меньшей степени влияет на физическую агрессию(1) и вербальную агрессию(7).

             Совсем незначительно физическая агрессия(1) связана с вербальной агрессией(1), которая так же влияет на негативизм(4), в свою очередь который влияет на обиду(5). Раздражение (3) незначительно связано с обидой(5), подозрительность(6) влияет на чувство вины, угрызения совести(8).

         Бойко В.В. опросник «Я агрессивен или нет?»

         Проявление агрессии связано с незначительным влиянием спонтанности агрессии(9), анонимной агрессией(12), провокацией агрессии у окружающих(13), склонности к отраженной агрессии(14), удовольствием от агрессии(18) и расплатой за агрессию(19).

      Менее значимо на проявление агрессии(20) влияет аутоагрессия(15) и склонность заражаться агрессией толпы(17).

      Мало значимо неспособность тормозить агрессии (10) влияет на спонтанность агрессии (9).

     «Самооценка психических состояний» по Айзенку

      Тревожность (21) незначительно влияет на фрустрацию(22), которая менее значимо связано с ригидностью(24). На ригидность мало значимо влияет тревожность(21) и агрессивность(23).

       Выборка 2 (Приложение2)

       «Опросник агрессивности Басса-Дарки»

         Физическая агрессия (1) незначительно влияет на вербальную агрессию(7), в свою очередь косвенная агрессия(2) так же незначительно связана с раздражением(3).

        Мало значимая связь между раздражением(3) и вербальной агрессией(7), между физической агрессией(1) и угрызениями совести(8).

       Бойко В.В. опросник «Я агрессивен или нет?»

       На проявление агрессии(20) оказывает большое влияние провокация агрессии у окружающих(13), которая сильно влияет на склонность к отраженной агрессии(14), а та в свою очередь связана с проявлением агрессии(20). Анонимная агрессия(12) мало зачимо влияет на проявление агрессии(20)

       Спонтанность агрессии(9) не значительно связано с расплатой за агрессию(19), менее значимая связь с провокацией агрессии у окружающих(13) и склонностью к отраженной агрессии(14).

      Провокация агрессии у окружающих мало связана с ритуализацией агрессии(16).

       Неспособность тормозить агрессию(10) имеет малозначимую связь со склонностью заражаться агрессией толпы(17).

       При увеличении неумения переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты(11) уменьшается степень удовольствия от агрессии (18).

         «Самооценка психических состояний» по Айзенку

        Тревожность (21) значительно оказывает влияние на фрустрацию(22) и ригидность(24), которые незначительно связаны между собой.

Заключение 

     Проведенный анализ литературы показал, что среди психологических последствий информатизации все более характерными становятся различные виды «ухода» (эскапизма) в иллюзорную реальность. Были выделены три варианта такого рода «ухода»: увлечение компьютерными играми, зависимость от Интернета и хакерство.

     Наряду с изучением особенностей и механизмов вызванного информационными технологиями преобразования отдельных психических процессов, большое теоретическое и практическое значение имеет исследование механизмов и путей преобразования личности в целом. Такое преобразование происходит на глобальном уровне под влиянием как прямых, так и косвенных воздействий. Отойдя от односторонней позитивной, либо негативной оценки наблюдаемых преобразований, необходимо четко осознать, что обусловленные информационными технологиями глобальные личностные трансформации носят по большей части амбивалентный характер.

     Максимально отчетливое представление о мотивационно-личностных особенностях сторонников новых информационных технологий будет способствовать повышению эффективности работы психологов и педагогов с подобными индивидами, а также совершенствованию психолого-педагогической экспертизы программ обучения, включающих освоение информационных технологий детьми школьного возраста.

     В течение последних десяти лет процесс информатизации оказал существенное влияние на подростковую субкультуру, трансформировав структуру досуга и информационное пространство современного подростка. При этом влияние процесса информатизации по-разному отразилось на изменении субкультуры мальчиков и девочек.

     Игра является основным типом деятельности, реализуемым подростком при пользовании компьютером. Интерес к игровой компьютерной деятельности сохраняется на протяжении всего подросткового возраста, что позволяет говорить о высокой значимости игровой деятельности в период подростничества. 

     Проведенное экспериментальное исследование  подтверждает тот факт, что компьютерные игры являются  одним из фактором  влияющих на агрессивность подростков. Компьютерные игры агрессивного содержания способствуют развитию агрессивных тенденций личности. Подростки более внушаемы, применяют физическую агрессию, ригидны и склонны заражаться агрессией толпы. Все, что видят на экране монитора, то есть образ того как необходимо поступать, эталон превосходства над другими, они выносят в «жизнь». Фантазии все более и более овладевают человеком. Он не может отличить реальную жизнь от фантазии.

     Выражением своей агрессивности они видят в вербальной агрессии, то есть выражение негативных чувств через ссоры, крики, визги, упреки, угрозы. Человек при таком поведении становится антисоциален. Его поведение не устраивает общество. Человек  все больше отстраняется, «сам себе на уме», позволяет дать разрядку своим негативным эмоциям в обстановке, где их преимущественно не знают и мала вероятность понести наказание.

     Полученные результаты могут быть использованы в консультационных, воспитательных мероприятиях. 

 

            Список литературы 

  1. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст]: монография / А.Г.Асмолов. - М.:Феникс, 1990.- 486 с.
  2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди [Текст]: монография/ Э.Берн. - М.: Изд-во МГУ, 2004
  3. Бодалев, А.А., Криволап, Л.И. О некоторых особенностях формирования у подростков симпатии к другим лицам [Текст]: монография / А.А.Бодалев, Л.И. Криволап.- Л.:Изд- воЛГУ, 1973. -167 с. 
  4. Бэнкс, М. Руководство по выживанию в киберпространстве [Текст]: монография  - М.:Проспект, 1994.- 254 с.
  5. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст]: монография /   М.:Наука, 1999.- 287 с.
  6. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст]: монография /В.К.Вилюнас  - М.:Наука, 2001.- 312 с.
  7. Войскунский, А.Е., Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации [Текст] / А.Е.Войскунский, Ю.Д.Бабаева // Вопросы психологии. - №2. - 1997. - С.- 43 -55.
  8. Выготский, Л.С. Избранные произведениям [Текст] / Л.С.Выготский. - Сочинения в 2-х т.- Т.2.  - М.: Наука, 1988. -380 с.
  9. Завражин, С.А.  Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте [Текст] / С.А.Завражин // Вопросы психологии. - 1993. - №5.- С.26 - 38.
  10. Иванов, М.И. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека// RL:http://flogiston.ru/projects/articles/gameaddict2.sht
  11. Макалатия, А.Г. Мотивация в компьютерных играх [Текст]: монография /  - М.: Проспект, 2003. - 203 с.
  12. Носов, Н.А. Психологические виртуальные реальности [Текст]: монография / Н.А.Носов.  - М.Статут, 1994. - 234 с.
  13. Розин, В.М. Воздействие аудиовизуальной информации и культуры на человека [Текст] /В.М.Розин // Вопросы психологии. -  1994. - №3. - С.36 - 45.
  14. Сиск, Д.А. Изучение будущего (концепция образовательного круса) [Текст] / Д.А.Сисок // Вопросы психологии. - 1994. - №4. - С.19 -31.
  15. Спирин, А.В. Проблема подростковой зависимости в современном мире [Текст] / А.В.Спирин // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С.23 - 41.
  16. Субботский, Е.В. Индивидуальное сознание как система реальностей [Текст] / Е.В.Субботский // Вопросы психологии.  - 1999. - №5. - С.4 -19.
  17. Тихомиров, О.К., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые задачи психологии [Текст] / О.К.Тихомиров, Л.Н.Бабанин // Психологический журнал. - Т.4. - 1998. - С.11- 43.
  18. Шнейдерман, Б. Психология программирования [Текст]: монография /   -  М., 2001. - 292 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                    Приложение 1

     Выборка 1                                                                                    Таблица 1

     
Среднее значение Наименование шкалы
1 5.77 Физическая агрессия
2 4.73 Косвенная агрессия
3 5.50 Раздражение
4 2.77 негативизм
5 4.92 обида
6 5.81 Подозрительность
7 7.15 Вербальная агрессия
8 6.73 Угрызения совести, чувство вины
9 2.42 Спонтанность агрессии
10 1.15 Неспособность тормозить агрессию
11 2.58 Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты
12 0.96 Анонимная агрессия
13 2.08 Провокация агрессии у окружающих
14 2.85 Склонность к отраженной агрессии
15 2.77 Аутоагрессия
16 0.96 Ритуализация агрессии
17 1.46 Склонность заражаться агрессией толпы
18 1.58 Удовольствие от агрессии
19 2.96 Расплата за агрессию
20 21.15 Итог
21 9.31 Тревожность
22 9.46 Фрустрация
23 9.85 Агрессивность
24 10.62 Ригидность
25 49.68 Внушаемость

Информация о работе Влияние компьютерных игр на агрессивность подростка