Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 07:57, дипломная работа
Актуальность: Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась бы, представляет способ поведения направленный на причинение вреда другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. [8,18]. Другие авторы выделяют, что агрессивные действия могут быть направлены на самого себя – аутоагрессия. [31,416].
Введение
Глава I Теоретический анализ психологических особенностей личности агрессивных подростков
Основные подходы к исследованию агрессии в зарубежной и отечественной психологии.
Взгляды отечественных психологов на агрессию.
Проявление особенностей агрессивного поведения подростков.
Условия возникновения агрессивного поведения у подростков.
Краткие выводы по главе I
Глава II. Анализ теоретических подходов к проблеме компьютерных игр как фактора влияния на агрессивное поведение подростков
Классификация компьютерных игр
Влияние компьютерных игр на современных подростков
Агрессивность подростков, увлекающихся компьютерными играми
Краткие выводы по главе II
Глава III. Экспериментально изучение влияния компьютерных игр на агрессивное поведение подростков
Характеристика группы испытуемых, анализ методов диагностики. Итоги констатирующего этапа исследования
Итоги формирующего этапа
Итоги заключительного этапа
Краткие выводы по главе III
В науке осуществлялись попытки типологии по раскрытию причин агрессивности подростков. При этом одни исследователи полагают, что необходимо базироваться на психодинамических различиях, другие берут за основу их особенности психосоциального развития.
Примером такой типологии являются:
Первая группа – подростки с психопатическими чертами характера.
Вторая группа - дети с
задержкой умственного
Третья группа – подростки не имеющие патологических отклонений, но не
правильно воспитанные, безнравственные.
П.П. Бельский, исходя из мотивации и поведения подростков, предложил:
С.Я. Беличева выделила группы:
В западных работах выделяются две группы:
Истоки агрессивности лежат в семье, отношения ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждения, в том числе наказанием, страхом ), в меньшей мере со сверстниками, учителями.[51,64].
Детей учит то, что их окружает:
Если ребенка часто критиковать – то он учится осуждать.
Если ребенку часто демонстрировать враждебность – он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают – он учиться быть робким.
Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учиться быть терпеливым.
Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности – он учиться верить.
Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
На основе наблюдений выделяют четыре группы определенного типа поведения подростков. Разделены условно.
Первая группа: характеризуются устойчивым комплексом у подростков аномальных и аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому время препровождению, деформации ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитета – являются типичными особенностями этих детей. Они эгоистичны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
Вторую группу: составляют подростки с деформированными потребностями и ценностями. Обладая более широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроений, лживость раздражительность. У детей извращено представление о мужестве, о товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляться у них ситуативно, в основном против тех, кто слабее.
Третью группу: подростков характеризует конфликт между деформированными позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, притворством, лживостью. Эти дети апатичные не стремятся к достижению успеха. В их поведении преобладает косвенная и вербальная агрессия.
В четвертую группу: входят подростки, которые отличаются слабодеформированными потребностями, но, в то же время, у них наблюдается отсутствие определенных интересов и весьма ограничен круг общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей характерно трусливость, мнительность. В их поведении преобладает вербальная агрессия и негативизм.[53,73]
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества, где за последние годы растет молодежная преступность, особенно преступность среди подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущие за собой тяжкие повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, которые носят ожесточенный характер.
Агрессия и агрессоры всегда оцениваются крайне отрицательно, как выражение антигуманизма, наличие культа грубости. Но имеются случаи, когда об агрессивных действиях говорят как об энергитично наступательных и дают им положительную окраску. Это обычно делается, если речь идет о спортивных состязаниях.
В подростковой жизни нередко
встречаются формы
Причины агрессии ребенка необходимо искать в семье, в воспитании. Наказание детей может способствовать как подавлению агрессии, так и ее стимуляции, включая овладение формами агрессивных действий. Ребенок учится, что сильный и старший может проявлять, демонстрировать агрессивные действия. Наблюдения показывают, что агрессивные дети воспитываются родителями, применявшие к ним физическое насилие. Детей, которых часто и сильно били, ведут себя спокойно и даже покорно дома, но по отношению к посторонним, к ровесникам проявляют больше агрессивности, чем их товарищи, у которых в семье была другая ситуация. Наказание – это модель агрессивного поведения, передаваемого ребенку взрослым.
На возрастание проявления насилия и агрессивности среди людей влияет экономическая нестабильность и социальная напряженность. В настоящее время повседневностью стали конфликты, некоторые из них перерастают в физическое насилие, нанесение телесных повреждений, различные виды преступных посягательств против личности. Подобные конфликты сопровождаются взаимном неуважением, грубостью, оскорблениями, жестокостью. Особенно неблагополучно положение молодежи из необеспеченных и малообеспеченных семей, которые ограничены в материальных возможностях удовлетворения своих желаний, интересов. Возникает чувство ущемленности, обделенности, незаслуженной обиды, чувство зависти, которое толкает некоторых их них на совершение грабежей, разбоев, насилия. Подобные действия сопровождаются ожесточением, служащим средством психологической компенсации пережитых унижений.
Эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной реактивностью, возбудимостью, резкой сменой настроения. Подростки проявляют высокую тревожность на всех уровнях общения, прежде всего с родителями, взрослыми, от которых зависит их положение.
К специфическим формам подросткового поведения относятся: реакция увлечения (хобби – реакция), реакция эмансипации, реакция объединения в группы со сверстниками, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечениям. Проявления насилия, агрессивного поведения среди подростков состоит в тесной зависимости от состояния семейных отношений, от мировоззрения и поведения родителей, взрослых.
Следующие факторы особенно влияют на формирование представлений и поведение ребенка:
Безнадзорность – ребенок не получает должного внимания со стороны родителей;
Гиперопека – чрезмерная регламентация и контроль за поведением;
Эмоциональное отвержение – родители ориентированы только на свои проблемы и отвергают ребенка;
Жестокие взаимоотношения – излишние строгие наказания, в том числе за мелкие проступки, за самое незначительное непослушание;
«Кумир семьи» - ребенок является постоянно объектом внимания и восхищения.
Подобные модели отношения к ребенку в семье формируют у него качества, которые порождают тревожность в его поведении и склонность к крайним реакциям и эмоциям, в том числе и агрессивного характера. Семья формирует не только социально значимые качества личности, но и оценочные критерии, создает свою культуру повседневной жизни. Нет ни одного социального аспекта поведения подростка, на которые не оказала влияние семья.[48,109].
Агрессивность ребенка можно выявить по следующим признакам:
1.Частые случаи действий против других детей (насмешки, побои, лишение какого-либо предмета).
2.Частые эпизоды гневных выкриков или приступы плохого настроения.
3.Постоянное противоречие
родителям и другим
4.Многочисленные поступки, направленные на разрушение.
Деятельность средств массовой информации наложила значительный отпечаток на психику подростка – поток кино, телефильмов, печатной продукции, рекламы, заполненные сценами обмана, насилия, секса – делают подростка агрессивным. Обилие «детективов», «боевиков», «порнографических фильмов» и т.д. провоцируют агрессивные формы поведения, делая подростка взрослыми в его собственных глазах. Телевидение не только развлекает и дает информацию, но формирует в детях, подростках суждения, модели поведения.
Основные вопросы, которые вызывают беспокойство:
1.Вредно ли для
2.Может ли наблюдение сцен насилия на экране формировать жестокость?
Психиаторы и психологи пришли к выводу, что воздействие телевидения на человека преимущественно негативное. Ученые убеждены в следующем: Подростки в серьезных ситуациях, в игре, в межличностном общении подражают насилию, увиденному на экране. Они склоны отождествлять себя с определенными жертвами или агрессорами. Подростки становятся не чувствительными к грубости, жестокости, посмотрев много сцен насилия. Они начинают считать насилие приемлемой формой и моделью поведения и способом решения своих проблем.[59,109].
Представляете себе айсберг, что над водой – это наше сознание, что под водой, чего мы не видим – подсознание. Наш сознательный ум старается не пропускать все то, что является нездоровым, все то, что не приемлемо для общества. Сознание подстраивается под базовые программы, заложенные в подсознании. Если вы получаете одновременно команду на сознательном уровне – вы слышите и прочитываете (реклама, фильм), и команду на подсознательном уровне (через изображение). В своем поведении вы подчиняетесь в первую очередь команде, идущей с уровня подсознания. Важно какую информацию мы получаем с экрана телевизора, но еще важнее какая информация находится за кадром.[28,38].
Отдельно следует сказать
о музыкальном пристрастии
Ученые пришли к выводу, что современные музыкальные стили и направления негативно влияют на эмоциональное здоровье людей. Итак, современные направления – рок, поп-музыка, джаз, танго, блюзы, вуду, компьютерная музыка имеют рваный ритм, который не является синхронным с ритмом организма. Эта музыка создает некоторый тип статического электричества, которое изменяет сердцебиение. Когда вы танцуете, делая резкие, интенсивные движения, энергия выбрасывается, разрушая ауру человека, который ее слушает. Подросток чувствует поток энергии, но он течет вниз, что толкает слушателя в депрессию, появляется чувство злобы, раздражения, агрессии, музыка может вызвать головную боль, ухудшение сна, психические и эмоциональные расстройства, подросток чувствует себя опустошенным и усталым.
Что же касается слов современных текстов песен – на протяжении всей песни может быть одно слово, растянутое во времени – смерть, насилие наркотики, самоубийство. Эти слова проникают в подсознание «жертв», слушающих музыку. И человек оказывается запрограммированным на смерть и разрушение, это уничтожение самой жизни. Какая может быть любовь к жизни, когда все подсознание настроено на ритмы смерти, а в своем поведении человек подчиняется команде, идущей с уровня подсознания.
У нас в стране произошел полный переворот в культуре и причина – злоупотребление звуком. Подобная музыка стала частью нашей жизни, она звучит как музыкальный фон в общественных местах, все, что мы покупаем, вся одежда, пища, пропитана этим звуком. Если она насаждается еще более интенсивно и агрессивно то становится умоубийством. Датский психолог Д. Мирло предложил этот термин. Он сказал: «Убийство разума разработано по всем правилам науки, чтобы люди добровольно подчинились дисциплине недумания, стали подобно роботам, рабами».[29,43].
Информация о работе Влияние компьютерных игр на агрессивное поведение подростка