Влияние компьютерных игр на агрессивное поведение подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 07:57, дипломная работа

Описание работы

Актуальность: Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась бы, представляет способ поведения направленный на причинение вреда другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. [8,18]. Другие авторы выделяют, что агрессивные действия могут быть направлены на самого себя – аутоагрессия. [31,416].

Содержание

Введение
Глава I Теоретический анализ психологических особенностей личности агрессивных подростков
Основные подходы к исследованию агрессии в зарубежной и отечественной психологии.
Взгляды отечественных психологов на агрессию.
Проявление особенностей агрессивного поведения подростков.
Условия возникновения агрессивного поведения у подростков.
Краткие выводы по главе I
Глава II. Анализ теоретических подходов к проблеме компьютерных игр как фактора влияния на агрессивное поведение подростков
Классификация компьютерных игр
Влияние компьютерных игр на современных подростков
Агрессивность подростков, увлекающихся компьютерными играми
Краткие выводы по главе II
Глава III. Экспериментально изучение влияния компьютерных игр на агрессивное поведение подростков
Характеристика группы испытуемых, анализ методов диагностики. Итоги констатирующего этапа исследования
Итоги формирующего этапа
Итоги заключительного этапа
Краткие выводы по главе III

Работа содержит 1 файл

дипломная работа (Автосохраненный).docx

— 123.52 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования  и науки российской федерации

Государственное образовательное  учреждение

Высшего бюджетного профессионального  образования

«Сахалинский государственный  университет»

Институт педагогики

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

Запорожченко  Ксения Юрьевна

«Влияние компьютерных игр на агрессивное поведение у подростков»

 

Курсовая работа студентки 4 курса специальности 050706.65 – «Педагогика  и психология»

 

Научный руководитель:

к. псих.наук., профессор

Еромасова Александра Анатольевна 

 

 

Дата сдачи «__»_________2012 г.

Оценка_________________

 

 

Южно-Сахалинск

2012 г

 

Введение 

Глава I Теоретический анализ психологических особенностей личности агрессивных подростков

    1. Основные подходы к исследованию агрессии в зарубежной и     отечественной психологии.
    2. Взгляды отечественных психологов на агрессию.
    3. Проявление особенностей агрессивного поведения подростков.
    4. Условия возникновения агрессивного поведения у подростков.
    5. Краткие выводы по главе I

Глава II. Анализ теоретических подходов к проблеме компьютерных игр как фактора влияния на агрессивное поведение подростков

    1. Классификация компьютерных игр
    2. Влияние компьютерных игр на современных подростков
    3. Агрессивность подростков, увлекающихся компьютерными играми
    4. Краткие выводы по главе II

Глава III. Экспериментально изучение влияния компьютерных игр на агрессивное поведение подростков

    1. Характеристика группы испытуемых, анализ методов диагностики. Итоги констатирующего этапа исследования
    2. Итоги формирующего этапа
    3. Итоги заключительного этапа
    4. Краткие выводы по главе III

 

Введение 

Актуальность: Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время  большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда  другому живому существу, не желающего подобного обращения. Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась бы, представляет способ поведения направленный на причинение вреда другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. [8,18].  Другие авторы выделяют, что агрессивные действия могут быть направлены на самого себя – аутоагрессия. [31,416].

Агрессия представляет собой  совокупность показателей – физической, косвенной, вербальной агрессии. Не существует единого мнения на определение причин возникновения агрессии у человека. Те или иные психологические направления в той или иной мере затрагивали проблемы изучения агрессии. Но каждая школа выделяла свои причины возникновения, свои методы диагностики и коррекции агрессивного поведения. 1.Психоаналитическое направление представленное  З. Фрейдом, А.Фрейд, Э. Фроммом А. Адлером, К.Юнгом, К. Хорни  и др.  определяет агрессию как инстинктивное, врожденное поведение, конфликт между сознанием и бессознательным, как один из способов  психологической защиты человека. 2.Поведенческое направление – эта школа возникла как противопоставление концепции влечения. Агрессивное поведение рассматривается  как ситуативное. Дж. Доллард, Л. Берковитц, С. Розенцвейг рассматривали агрессию как следствие фрустрации. Д. Уотсон, А. Бандура понимали под агрессией усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социального подкрепления. 3.Гуманистическое направление (К. Роджерс, В Франкл, Ф. Перлз)  объясняет, что агрессия является вынужденным ответным действием индивида на ограничение его свободы. Агрессия понимается как разновидность психологической защиты.

4.Многоплановое исследование  этой проблемы в отечественной  психологии нашли отражение в работах многих авторов (Г.А. Андреева, В.В. Знаков, Л.П. Колчина, О.Ю. Михайлова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева и др.). Отмечается устойчивая тенденция к многофакторному исследованию агрессии и агрессивности, когда всестороннему анализу подвергаются различные аспекты ее проявления – биологические, социальные, психологические факторы. Однако при  всем обилии появившихся исследований в современной западной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности. Ни одна из теорий не может дать полный и всеобъемлющий ответ на определение агрессии, ее причин, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.

За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных  действий, сопряженный с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связаны с понятием и агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) факторов, вызывают серьезное беспокойство. Тему агрессии называют сегодня «интригующей», а сам двадцатый век «веком беспокойства и насилия».[55,3]. На возрастание проявления насилия, агрессии среди людей влияют экономическая нестабильность и социальная напряженность в стране. Повседневностью стали многочисленные конфликты, некоторые из них превращаются в физическое насилие, преступление против личности, неуважение к другому человеку. Деятельность СМИ, реклама, поток печатной продукции, кинопродукция, заполненные сценами насилия, обмана, секса – «научают» действовать агрессивно. Внедрение западной культуры привело в России к деградации личности и духовных ценностей. Проникновение западных музыкальных стилей и направлений (рок, джаз, блюз, компьютерная музыка), обилие детективов, боевиков, фильмов ужасов, эротических фильмов, компьютерных игр агрессивной тематики провоцируют агрессивное поведение подростка, делая его взрослым в его собственных глазах.

В нашем исследовании мы рассмотрим влияние компьютерных игр  на агрессивное поведение подростков на примере учеников десятых классов  МБОУ СОШ № 26 г. Южно-Сахалинска.

С начала 80-х гг. компьютерные игры на Западе становятся частью индустрии развлечений, которая захватывает большое количество людей, преимущественно детей и подростков. Новое увлечение оценивается двояко: с одной стороны, оно сопряжено с восхищением общества по поводу возможностей компьютера, с другой стороны, в средствах массовой информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. Увлечение  подростков видеопродукцией компьютерными играми, насыщенными сценами насилия имеет по мнению Завражина С.А. и нормативное значение. Во- первых, процесс сопереживания увиденному сопровождается спонтанной разрядкой накопленной агрессивности, глубинных бессознательных страхов и тревог, сопровождающие реальную жизнь подростка. Во-вторых, желание увидеть на экране и переживать еще раз в фантазии сцены насилия является не чем иным, как одним из современных способов проверки на прочность формирующейся Я-концепции, которая должна «держать удар» вырабатывая сопротивляемость помогающую подростку соответствовать стандартам подростковой популяции в целом.

И все же сцены видеонасилия и возникающие на этой почве агрессивные фантазии представляют для подростка и общества реальную опасность, заключающуюся не столько в возможности их оперативной реализации,  сколько в постепенном формировании у подростка установки на их рациональное использование в качестве универсального инструмента для разрешения собственных проблем и спонтанно возникающих желаний.

 

Объект исследования: личность подростка.

Предмет исследования: агрессивное поведение как личностная характеристика подростка.

Цель исследования: определить влияние компьютерных игр на агрессивное поведение подростка.

Были поставлены основные задачи, которые мы попытаемся решить в ходе нашего исследования:

  1. Дать теоретическое обоснование понятиям агрессия и компьютерные игры;
  2. Исследовать уровень агрессии при помощи надежных и валидных методик;
  3. Разработать и апробировать коррекционную программу, направленную на снижение уровня агрессии у подростков;
  4. Дать методические рекомендации по результатам исследования.

 Гипотеза исследования: агрессивное поведение подростков обусловлено определенным набором психологических особенностей личности и уровнем их проявления у конкретного человека.

В нашей работе мы поставили  следующие задачи:

1.В теоретическом анализе  рассмотреть основные подходы  к объяснению причин возникновению агрессии у подростков.

2. Выявление наиболее  важных психологических особенностей  личности агрессивных подростков.

3. Диагностика личностных  качеств подростков.

4. Диагностика исходного  уровня психологических особенностей агрессивных подростков.

5. Установление зависимости  между агрессивным поведением  и личностными особенностями подростков.

6. Формирование экспериментальной  группы подростков из числа учащихся, у которых в результате обследования выявлен высокий уровень агрессии.

7. Разработка и реализация  коррекционной программы по снижению  состояния агрессии у подростков.

8. Контрольно – диагностическое  обследование после коррекционной  работы.

В своей работе мы опирались  на положения З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, А. Басса, А. Бандуры, К. Роджерса, Г.А. Андреевой, О.Ю. Михайловой и др.

Методы исследования: наблюдение, беседа, методики, направленные на изучение уровня агрессивности, диагностику общего психоэмоционального состояния (опросник Басса – Дарки, FPI).

Исследование проводилось  в МОБУСОШ № 26 города Южно-Сахалинска. Выборка испытуемых: учащиеся десятых классов – 40 человек, среди них 15 мальчиков и 25 девочек.

 

Глава I Теоретический анализ психологических особенностей личности агрессивных подростков

    1. Основные подходы к исследованию агрессии в зарубежной и отечественной психологии

Для выделения личностных особенностей агрессивных подростков необходимо выяснить психологическое содержание самих понятий – «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение». Термин «агрессия» сегодня часто употребляется в широком контексте. Для научного осмысления природы человеческой агрессивности необходимо уточнение смысла и значения этого понятия. Почему люди действуют агрессивно, какие меры необходимо принять, чтобы предотвратить подобное деструктивное поведение?

Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с разных позиций – с точки зрения философии, поэзии, религии. В нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, но не на все вопросы, возникающие в связи проблемой агрессии, имеют ответы.

1. Человеческая агрессия  предполагает наличие многих  факторов, присущих исключительно людям и обуславливающих их поведение (мстительность, расовые этические предрассудки).

2. Агрессия с точки  зрения социальной позиции. Необходимы  знания социальных ситуаций и факторов как способствующих, так и сдерживающих агрессию. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что оскорбляют других или, часто недружелюбны, или они, будучи достаточно сильными, пытаются делать всё по- своему, или, может быть, что они твёрдо отстаивают свои убеждения, или, возможно без страха бросаются в омут неразрешённых проблем. В некоторых случаях агрессоры могут скрывать свои стремления причинить боль или страдания другим. Агрессию важно определить не только как поведение, причиняющие вред или ущерб другим, но и как любые действия, имеющие целью достижения негативных последствий. Агрессия предполагает или ущерб или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений является обязательным. Результат агрессии – негативные последствия. Помимо оскорблений, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение, осмеяние, лишение чего-то необходимого, отказ в любви, нежности при определённых обстоятельствах можно назвать агрессивными.

Проявление агрессии у  людей бесконечны и многообразны,  А. Басс  выделил три основных шкалы, в которых можно описать агрессивные действия: [8,15].

  1. физическая – вербальная;
  2. активная – пассивная;
  3. прямая – непрямая.

Таблица №1

Категории агрессии по А. Бассу:

тип агрессии

Примеры

1

ФИЗИЧЕСКАЯ

Активная - прямая

Применение силы по отношению  к другому человеку, нанесение  телесных повреждений, избиение, нанесение  ударов холодным оружием, ранение при  помощи огнестрельного оружия.

2

Активная - непрямая

Агрессия, которая окольными  путями направлена на другое лицо .

3

Пассивная - прямая

Стремление физически  не позволить другому человеку достичь  желаемой цели или заняться желаемой деятельностью.

4

Пассивная - прямая

Отказ от выполнения необходимых  задач: отказ освободить территорию во время демонстрации.

1

ВЕРБАЛЬНАЯ

Активная - прямая

Словесное оскорбление, критика, унижение другого человека.

2

Активная - непрямая

Распространение злостной клеветы, сплетен о другом человеке.

3

Пассивно - прямая

Отказ разговаривать с  другим человеком, отвечать на вопросы.

4

Пассивная - непрямая

Отказ дать определенные словесные  пояснения, объяснения.

Информация о работе Влияние компьютерных игр на агрессивное поведение подростка