Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:52, курсовая работа
Цель: определение возможностей влияния Интернета на социализацию личности.
Задачи:
1) раскрыть понятие «социализация», ее механизмы, уровни, этапы;
2) рассмотреть факторы социализации и их влияние на поведение ребенка;
Нас заинтересовал вопрос: как влияет Интернет на социализацию личности детей?
Цель исследования – определить влияние Интернета на социализацию личности ребенка.
Для этого нами была разработана анкета, вопросы которой определяли, насколько Интернет позволяет социализироваться в различных направлениях.
Программа исследования:
Цель: определить влияние Интернета на социализацию личности детей.
Объект: дети в возрасте 13-16 лет.
Предмет: социализация личности детей.
Выборка: 43 человека.
База исследования: МОУ СОШ №24.
Методы исследования: анкета (Приложение 3).
Структура анкеты:
Первые три вопроса анкеты дали возможность определить: возраст, когда ребенок впервые воспользовался Интернетом, время использования Интернета (в годах), время ежедневного использования Интернета (Рис. 1, 2, 3):
Рис. 1. Возраст, когда ребенок впервые воспользовался Интернетом
37% детей впервые начинают пользоваться сетью Интернет в возрасте от 11 до 12 лет, 26% - в возрасте от 9 до 10 лет, 23% - в возрасте от 7 до 8 лет, 14% детей впервые начинают пользоваться сетью Интернет в возрасте от 13 до 14 лет.
Рис. 2. Время использования Интернета (в годах)
Продолжительность использования Интернета детьми варьируется от 2 до 9 лет.
Рис. 3. Время ежедневного использования Интернета
Большинство детей ежедневно используют Интернет от 2х часов и более.
В процессе исследования
было выявлено, что Интернет влияет
на следующие направления в
Интернет используется детьми для социализации в познавательном направлении.
При определении целей использования Интернета получились следующие результаты (Рис. 4):
Рис. 4. Цели использования Интернета
Исследование показало, что Интернет используется как средство для общения, для учебы, как источник новостей, для игр в online, для нахождения информации и любимом кумире (-aх), для голосования за понравившуюся песню, исполнителя, фильм, для выражения своей социальной позиции.
При определении сайтов, использующихся для нахождения информации, результатом явилось следующее (Рис. 5):
Рис. 5. Использование сайтов при нахождении информации
Для поиска информации дети используют разнообразные сайты и поисковые системы. По результатам исследования следует, что 35% детей для нахождения информации в большей степени помогает сайт Google, 29% - сайт Wikipedia, 27% детей предпочитают использовать сайт Yandex, 4% детей - сайты Mail, Rambler и всего 1% детей выбрали сайт Yahoo.
При исследовании использования электронных учебников для подготовки к уроку, были получены следующие результаты (Рис. 6):
Рис. 6. Использование электронных учебников при подготовке к уроку
По – мнению респондентов, познавать информацию им иногда помогают и электронные учебники, которые находятся в Интернете.
Интернет используется детьми для социализации в бытийном направлении.
Исследуя использование
Интернета для организации
Рис. 7. Использование Интернета для организации быта
Интернет позволяет
детям найти необходимую информ
Интернет способствует развитию эмоционально – чувственной сферы в процессе социализации.
По результатам исследования, Интернет способствует формированию разнообразия чувств и эмоций (Рис. 8, 9):
Рис. 8. Интернет-информация, способствующая развитию положительных чувств
Так, положительные
чувства возникают при
Рис. 9. Интернет-информация, способствующая развитию негативных чувств
Негативные чувства в Интернете вызывают спамы, интернет-реклама, компромат на личность, ненормативная лексика и другие.
При исследовании воздействия Интернета на поведение личности, были получены следующие результаты (Рис. 10):
Рис. 10. Воздействие Интернета на поведение личности
Интернет по-разному может воздействовать на эмоционально-чувственную сферу личности: вызывать эйфорию, невозможность остановиться или ощущение пустоты, тревожности.
Интернет способствует социализации в поведенческом направлении.
Исследуя контроль времяпребывания в Интернете респондентами, были получены следующие результаты (Рис. 11):
Рис. 11. Контроль времяпребывания в Интернете
При работе в сети Интернет зачастую необходимо контролировать свое времяпребывания в виртуальной жизни. Так 37% детей периодически не в состоянии контролировать свое время пребывания в Интернете.
Респонденты используют Интернет для социализации в межличностном направлении.
Исследуя содержание Интернет-общения, были получены следующие результаты (Рис. 12):
Рис. 12. Содержание Интернет-общения
Общение в Интернете, по-мнению респондентов, может быть самым разнообразным. Так общаются в Интернете ради самого общения 51% детей, 46% - ради учебы и личного интереса.
Использование
сети Интернет для формирования межличностных
отношений так же подразумевает
регистрацию в различных
Рис. 13. Использование социальных сетей Интернета
Так зарегистрированы в социальных сетях Интернета и часто используют учетную запись 84% детей.
При исследовании наличия друзей в сети Интернет, были получены следующие результаты (Рис. 14):
Рис. 14. Наличие друзей в Интернете
Интернет дает
возможность увеличить
При определени возможностей Интернет-общения, были получены следующие результаты (Рис. 15):
Рис. 15. Интернет-общение дает возможности…
По результатам исследования следует, что 28% детей предпочитают живое общение, 21% - предпочитает уединение в Интернете, так как это проще, 16% - общаются со знакомыми из других городов, 7% - общение в Интернете позволяет больше расскрыться людям.
Исследуя достоинства и недостатки общения в Интернете, было получено следующее (Рис. 16, 17):
Рис. 16. Достоинства общения в Интернете
Интернет расширяет
социальное взаимодействие круг, так
как нет ограничений во времени,
есть возможность для
Рис. 17. Недостатки общения в Интернете
Общение в Интернете, для 41% респондентов способствовало увеличению количества времени проводимого за компьютером, для 29% - общение в Интернете заменило человеческое общение.
Общение в Интернете может способствовать формированию как положительных качеств, так и негативных качеств о чем свидетельствуют следующие результаты (Рис. 18, 19):
Рис. 18. Развитие положительных коммуникативных качеств при общении в Интернете
Общение в Интернете способствовало развитию умения коротко и ясно излагать свои мысли для 41% детей, 35% научились понимать собеседника, 24%, благодаря общению в Интернете, научились грамотной письменной речи.
Рис. 19. Развитие отрицательных коммуникативных качеств при общении в Интернете
Общение в Интернете способствовало развитию нецензурной брани у 45% детей, 29% - неумение общаться вживую, 26% детей стали избегать общения вживую.
Исследование
влияния Интернета на функционирование
организма привело к следующим
Рис. 20. Влияние Интернета на функционирование организма
Респонденты осознают, что работа в сети Интернет пагубно влияет на функционирование их организма: появляются боли в спине и возникают проблемы с изменением режима сна, боли в глазах, долгое засыпание, бесссоница, сухость глаз.
Выражают свое
отношение респонденты и к нега
Рис. 21. Защита от негативной Интернет-информации
По – мнению 46% респондентов, для избежания негативной информации на компьютере необходимо установить антивирусные программы, 40% утверждает, что необходим антиспам.
Итак, Интернет сегодня обеспечивает возможность социализации по всем сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально – чувственной, познавательной, бытийной, межличностной.
Интернет используется детьми для познания, для учебы, для игр в online, для нахождения информации о любимом кумире (-aх), для голосования за понравившуюся песню, для выражения своей социальной позиции, для познания окружающей действительности, может выступать как средство для общения, как источник новостей.
Для поиска информации дети используют разнообразные сайты и поисковые системы.
Познавать информацию детям помогают и электронные учебники, которые находятся в Интернете.
Интернет позволяет детям найти необходимую информацию в бытовой сфере.
Он способствует формированию разнообразия чувств и эмоций, при этом Интернет по-разному может воздействовать на эмоционально-чувственную сферу личности.
При работе в сети зачастую необходимо контролировать свое времяпребывания в виртуальной жизни, но не всем это удается.
Использование
сети Интернет для формирования межличностных
отношений так же подразумевает
регистрацию в различных
Интернет дает
возможность увеличить количест
Интернет расширяет социальный круг взаимодействия. Общение в Интернете, по мнению респондентов, способствовало увеличению количества времени проводимого за компьютером, заменило человеческое общение.
По результатам исследования, общение в Интернете может способствовать формированию как положительных качеств, так и негативных качеств личности.
Многие осознают, что работа в сети Интернет пагубно влияет на функционирование их организма. Выражают свое отношение респонденты и к негативной интернет-информации.
В Интернете, как и во всем необходима мера и предосторожность.
Исходя из результатов исследования, нами были разработаны рекомендации по использованию Интернета как средства социализации детей:
Информация о работе Влияние интернета на социализацию личности