Вищі психічні функції,їх будова та розвиток

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Внутренний мир человека, т. е. его психическая жизнь - это образы, мысли,
чувства, стремления, потребности и т. п., вся совокупность психического
отражения человеком действительности, окружающего мира.
Психика-это особенное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в отражении объективного мира она отсутствует у растений и
предметов неживой природы. Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявление психики: материалистическое и идеалистическое.

Работа содержит 1 файл

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТІ І НАУКИ УКРАЇНИ.docx

— 73.73 Кб (Скачать)

Восприятие.

  Восприятие  является  чувственным  отображением  предмета  или  явления

объективной  действительности,  воздействующей  на  наши  органы чувств.

Восприятие  человека  —  не  только  чувственный  образ,  но  и   осознание

                                                                                                                             22

выделяющегося из окружения  противостоящего  субъекту  предмета. 

Осознание чувственно данного  предмета  составляет  основную,  наиболее  существенную отличительную  черту  восприятия. Возможность  восприятия  предполагает  у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель,  но и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определенного предмета. Для этого предмет должен выделиться как 

относительно  устойчивый источник исходящих от него на субъект воздействий и  как  возможный  объект направленных на него действий субъекта.  Восприятие  предмета  предполагает поэтому со стороны субъекта не только наличие  образа,  но  и  определенной действенной  установки,  возникающей  лишь  в  результате  довольно  высоко развитой тонической деятельности   (мозжечка и коры), регулирующей двигательный тонус и обеспечивающей состояние активного покоя, необходимого для наблюдения. Восприятие  поэтому, как уже указывалось, предполагает довольно  высокое  развитие  не  только  сенсорного,  но  и   двигательного аппарата [10].

     Живя и действуя, разрешая в ходе своей  жизни встающие перед ним

практические  задачи, человек воспринимает окружающее. Восприятие  предметов и людей, с которыми ему приходится иметь дело, условий, в

которых  протекает его деятельность, составляют необходимую предпосылку    осмысленного человеческого действия. Жизненная практика заставляет  человека  перейти  от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на этой стадии восприятие  уже  превращается  в  специфическую  «теоретическую» деятельность.  Теоретическая  деятельность  наблюдения  включает анализ  и синтез, осмысление и истолкование  воспринятого.Таким  образом,  связанное первично  в качестве  компонента  или условия с какой-либо конкретной практической деятельностью, восприятие в конце  концов в форме наблюдения переходит в более или менее сложную деятельность мышления, в системе которого оно приобретает новые специфические черты. Развиваясь в другом направлении, восприятие

                                                                                                                           23

действительности переходит в связанное с творческой деятельностью создание  художественного образа и эстетическое  созерцание мира.

  Можно сказать что воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и  слушает, а иногда  он  не  только  смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и  прислушивается, он  часто  активно выбирает установку,  которая  обеспечит  адекватное восприятие                                                         

предмета;воспринимая, он таким образом,производит определенную

деятельность, направленную на  то,  чтобы  привести  образ восприятия  в  соответствие  с предметом, необходимое в конечном счете в силу того,  что  предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                              24

    2.2.Признаки высших психических функций.

  Современные исследования значительно расширили и углубили общие представления о закономерностях, сущности, структуре высших психических функций. Выготским  и его последователями было выделено четыре основных  признака высших психических функций - сложность, социальность, посредованность и произвольность.

    Сложность проявляется в том, что высшие психические функции многообразны  по  особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними. Кроме того, сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека (сохраняющихся  в современной культуре) с результатами онтогенетического развития  на  уровне психических процессов. За время исторического  развития  человеком  созданы уникальные знаковые  системы,  позволяющие  осмыслить,  интерпретировать  и постигать  сущность  явлений  окружающего мира. Эти  системы продолжают развиваться и совершенствоваться. Их  изменение   определенным образом сказывается и на динамике самих психических процессов человека. Таким образом, осуществляется диалектика психических процессов, знаковых  систем, явлений окружающего мира [4].

   Социальность высших психических функций определяется их происхождением. Они могут  развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом.  Основной  источник возникновения - интериоризация, т.е. перенос ("вращивание") социальных форм поведения во внутренний  план. Интериоризация   осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности. Здесь  высшие психические функции проходят две стадии развития. Сначала как форма взаимодействия между людьми (интерпсихическая стадия). Затем как внутреннее  явление (интрапсихическая стадия). Обучение ребенка  говорить  и  мыслить - яркий  пример  процесса интериоризации.

                                                                                                                         25    

 Опосредованность высших психических функций видна в способах их функционирования. Развитие способности  к символической  деятельности  и овладение  знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и  другие возможные опознавательные приметы явления (например, иероглиф как  единство слова и образа) определяют смысловую  перспективу  постижения  сущности  на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом смысле мышление как оперирование символами, за которыми  стоят  представления и понятия, или творческое  воображение  как оперирование  образами, представляют  собой соответствующие примеры функционирования высших психических функций. В процессе функционирования высших психических функций рождаются познавательные и эмоционально-волевые компоненты  осознания: значения и смыслы.

   Произвольными  высшими психическими  функциями  являются  по  способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции  и  осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный  результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность.Произвольность высших психических функций определяется и тем, что индивид способен  действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и  прилагая  соответствующие  усилия.  Осознаваемое стремление к цели и приложение усилий обусловливает сознательную  регуляцию деятельности  и  поведения.  Можно  сказать,  что  идея высших психических функций исходит из представления о формировании и развитии волевых механизмов в человеке.

     Высшие психические функции развиваются только  в  процессе  воспитания  и социализации. Они не могут  возникнуть  у  ферального  человека  (феральные люди, по определению К Линнея, - это индивидуумы, выросшие  в  изоляции  от людей и воспитанные в  сообществе  животных).  У  таких  людей  отсутствуют основные  качества  высших психических функций:  сложность, социальность, опосредованность и произвольность. Конечно, некоторые

                                                                                                                            26

элементы  данных качеств мы можем найти  и в поведении животных.  Например,  обусловленность  действий  дрессированной собаки можно соотнести с качеством опосредованности функций. Однако, высшие психические функции развиваются только в связи с формированием интериоризированных  знаковых систем, а не на уровне рефлекторной деятельности, даже  если  она  приобретает  обусловленный  характер.  Таким образом, одним  из  важнейших  качеств является   опосредованность, связанная  с  общим  интеллектуальным  развитием человека  и владением многочисленными знаковыми системами.

    Вопрос об интериоризации знакомых систем является наиболее сложним и слабо проработаным в современной психологи.Именно в контексте данного направления исследуются основне проблемы ителектуального  развития     

человека в процессе обучения и восприятия.Вслед за выделением структурних               блоков познавательной деятельности разработкой когнетивной теории личности ,исследования эксперементального изучения относительно частных процессов и функций мыслительной деятельности создания концепций когнетивной структуры личности,связанной с развитием интеллекта в процессе обучения появляется критическая информация в связи с отсутствием концептуального единства многочисленных теорий.

      Таким образом, можно констатировать, что интерес к проблемам интеллектуального  развития  человека  в  процессе  обучения  и  воспитания

вытесняется интересом к общим проблемам  социализации и адаптации 

индивида. Современная  когнитивная психология остановилась на изучении   общих психических процессов: памяти, внимания, воображения, восприятия,  мышления и т.д. Наиболее успешное обучение и воспитание связывают с их  развитием. Однако, уже сегодня вполне  ясно, что только в начальной школе такое пристальное внимание к психическим процессам вполне оправдано,  поскольку определяется возрастной  сензитивностью  младших школьников.  Развитие  же когнитивной сферы у учащихся средних и старших классов

                                                                                                                           27

должно  быть  связано с процессом понимания сущности явлений окружающего мира,  так  как  возраст наиболее сензитивен для становления социальной и полоролевой идентификации [5].

    Что  касается  анализирования,  синтезирования,  абстрагирования, сопоставления, обобщения, классифицирования и декодирования, то заданий  на развитие  этих  функций  в  современных  учебниках  крайне  мало,  а   само

содержание  учебного материала не способствует их формированию.

   Действительно,  многие  функции   формировать  крайне  сложно  в  силу  их

сущностной  специфики.  Так,  например,  возможности   развития   функции

сопоставления ограничены, ибо данная функция предполагает соотнесение вещей не по  существенному  признаку  (как  в  сравнении),  а  по  принадлежности  предметов к различному классу явлений. С  другой  стороны, 

это  совершенно необходимо для подготовки ребят к анализу реалий современной  жизни.  Здесь им часто придется принимать решения и делать выбор  на  основе  соотнесения различных явлений. Хорошим примером отбора содержания для развития  функции сопоставления является  сказка  Л.  Кэрролла  "Алиса  в  стране  чудес".  В последнее время стали появляться интересные учебные пособия для детей,  где представлены возможности реализации данного подхода. Однако, таких  изданий пока еще очень мало, и многие  учителя  не  совсем  представляют,  как  ими пользоваться. В то же время заниматься проблемами развития интеллектуальных функций детей совершенно необходимо, поскольку от этого зависит возможность человека

верно постигать сущность явлений окружающего мира.

       
 
 
 
 

                                                                                                                               28

2.3. Локализация высших психических функцій.

  Локализация (от лат. localis -местный) — отнесение высших психических

функций  к  конкретным  мозговым  структурам. Проблема локализации  ВПФ разрабатывается нейропсихологией,  нейроанатомией,  нейрофизиологией  и  др. История изучения локализации высших психических функций восходит к античности (Гиппократ,  Гален и др.). Представители узкого локализационизма  рассматривали психологические функции как единые, неразложимы на компоненты “психические  способности”, осуществляемы ограниченными  участками коры мозга — соответствующими мозговыми “центрами”. Считалось, что поражение “центра”  ведет  к  выпадению соответствующей    функции.    Логическим    завершением    идей    наивного локализационизма явились френологическая карта Ф.  Галля  и локализационная карта  К.  Клейста,  представляющие  работу  коры  больших   полушарий   как совокупность функций различных “центров” психических способностей. Другое направление “антилокализационизм” рассматривало мозг как единое недифференцированное  целое,  с  которым  в  равной  степени   связаны   все психические функции. Отсюда следовало, что  поражение  любой  области  мозга ведет к общему  нарушению  функции  (например,  к  снижению  интеллекта),  а степень нарушения функции не зависит от локализации  и  определяется  массой пораженного мозга. Согласно теории системной динамической  локализации  высших психических функций, мозг — субстрат психических функций работает как единое целое, состоящее  из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет  свою специфическую  роль.  Непосредственно  с   мозговыми   структурами   следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее  звенья,  а  те физиологические    процессы    (факторы),    которые    осуществляются     в соответствующих  структурах.  Нарушение   этих   физиологических   процессов приводит к появлению первичных дефектов,  распространяющихся на  целый  ряд взаимосвязанных психических функций [14].

Информация о работе Вищі психічні функції,їх будова та розвиток