Вищі психічні функції,їх будова та розвиток

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Внутренний мир человека, т. е. его психическая жизнь - это образы, мысли,
чувства, стремления, потребности и т. п., вся совокупность психического
отражения человеком действительности, окружающего мира.
Психика-это особенное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в отражении объективного мира она отсутствует у растений и
предметов неживой природы. Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявление психики: материалистическое и идеалистическое.

Работа содержит 1 файл

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТІ І НАУКИ УКРАЇНИ.docx

— 73.73 Кб (Скачать)

     МІНІСТЕРСТВО ОСВІТІ І НАУКИ,МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

                   ДОНЕЦЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                         КАФЕДРА ПСИХОЛОГІЇ                                        
 
 

                                     

                                       ХРУСТ ЮЛІЯ ЛЕОНТІЇВНА 

Курсова робота на тему:«Вищі психічні функції,їх будова та розвиток» 
 

                                                                                                            
 

                                                                                                           Студентки 1 курсу

                                                                                                          Філологічного факультету

                                                                                                           Спеціальності «Психологія»

                                                                                                           Заочного відділення                                                                                                                                                        

                                                                                                           Науковій керівник:                                                                                                            

                                                                                                           ас.Вільдгрубе С.О. 
 
 
 

                                                          

                                                      Донецьк 2011

                                                                                                                                       2

Введение.

    Внутренний мир человека, т. е. его психическая жизнь - это образы, мысли,

чувства, стремления, потребности и т. п., вся  совокупность  психического

отражения человеком действительности, окружающего  мира.

   Психика-это  особенное  свойство высокоорганизованной  материи, которое заключается в отражении объективного мира она отсутствует у растений и

предметов неживой природы. Психика  -  общее  понятие, объединяющее  многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявление психики: материалистическое   и   идеалистическое.

   Согласно первому пониманию психические явления представляют собой  свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия) [1].

   Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается в :

               1. индивидуальных различиях;

               2. зависимости от общего развития  личности;

               3.  превращении в сознательно регулируемые действия  или

                  операции.

    Л.С. Выготский, изучая проблемы развития личности, выделил  психические      

функции человека, которые формируются в специфических условиях  социализации и обладают некоторыми особыностями. Рассматривая их на уровне  идеи,  понятия,  концепции  и  теории, эти  функции  он  определил  как

высшие. Л.С.Выготский определил два уровня психических  процессов:  естественные и высшие.Естественные функции даны индивиду как природному  существу  и реализуются в спонтанном реагировании, а высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только в процессе  онтогенеза  при социальном взаимодействии [3].

     

                                                                                                                           3

Обьект работы— высшие психические функции как сложные психические процессы. Предмет— исследование высших психических функций их строение и розвитие. Целью является осуществить анализ высших психических функций,а также выявление существующих  психологических теорий. Задача— сравнить анализ прошлых и современных исследований высших психических функций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                     

                                                                                                                                      4

 РОЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ                                                                                                                                  

    1.1.История развития высших психических функций.

   Если мы обратимся к средствам социальной связи, мы узнаем, что и отношения между людьми бывают двоякого рода. Возможны неопосредованные и опосредованные отношения между людьми. Неопосредованные основаны на инстинктивных формах выразительного движения и действия. Когда Келер описывает обезьяну, желающую добиться того, чтобы другая обезьяна пошла с ней вместе, как она смотрит ей в глаза, подталкивает ее и начинает действие, к которому она хочет склонить свою подругу, перед нами классический пример непосредственной связи социального характера. В описаниях социального поведения шимпанзе приводятся многочисленные примеры, когда одно животное воздействует на другое или посредством действий, или посредством инстинктивных автоматических выразительных движений. Контакт устанавливается через прикосновение, через крик, через взгляд. Вся история ранних форм социального контакта у ребенка полна примерами подобного рода, и здесь мы видим контакт, устанавливаемый посредством крика, хватания за рукав, взглядов. На более высокой ступени развития выступают, однако, опосредованные отношения между людьми; существенным признаком таких отношений служит знак, с помощью которого устанавливается общение. Само собой разумеется, что высшая форма общения, опосредованная знаком,вырастает из естественных форм непосредственного общения, но все же последние существенно отличаются от нее. Таким образом, подражание и разделение функций между людьми - основной механизм модификации и трансформации функций самой личности. Если мы рассмотрим первоначальные формы трудовой деятельности, то увидим, что там функция исполнения и функция управления разделены. Важный шаг в эволюции труда  

                                                                                                                          5

следующий: то, что делает надсмотрщик, и то, что делает раб, соединяется в  одном человеке. Это, как мы увидим ниже, основной механизм произвольного 

внимания  и труда. Все культурное развитие ребенка проходит три основные ступени, которые, пользуясь расчленением Гегеля, можно описать в следующем виде. Рассмотрим для примера историю развития указательного жеста, который, как мы увидим, играет чрезвычайно важную роль в развитии речи ребенка и является вообще в значительной степени древней основой всех высших форм поведения. Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком далеко отстоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация - исходная для дальнейшего развития. Здесь впервые возникает указательное движение, которое мы вправе условно назвать указательным жестом в себе. Здесь есть движение ребенка, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь к ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. В ответ на неудавшееся хватательное движение ребенка возникает реакция не со стороны предмета, а со стороны другого человека. Первоначальный смысл в неудавшееся хватательное движение вносят, таким образом, другие. И только впоследствии, на основе того, что неудавшееся хватательное движение уже связывается ребенком со всей объективной ситуацией, он сам начинает относиться к этому движению

как к указанию [6].

     Здесь изменяется функция самого движения: из движения, направленного на предмет, оно становится движением, направленным на другого человека, средством связи; хватание превращается в указание. Благодаря этому само движение редуцируется, сокращается и вырабатывается та форма указательного жеста, про которую мы вправе сказать, что это уже жест для себя. Однако жестом для себя движение становится не иначе, как будучи сначала указанием

                                                                                                                           6

в себе, т.е. обладая объективно всеми необходимыми функциями для указания и жеста  для других, т.е. будучи осмыслено  и понято окружающими людьми как 

указание. Ребенок приходит, таким образом, к осознанию своего жеста последним. Его значение и функции создаются вначале объективной ситуацией и затем окружающими ребенка людьми. Указательный жест раньше начинает указывать движением то, что понимается другими, и лишь позднее становится для самого ребенка указанием.

     Таким образом, можно сказать, что через других мы становимся самими собой, и это правило относится не только к личности в целом, но и к истории каждой отдельной функции. В этом и состоит сущность процесса культурного развития, выраженная в чисто логической форме. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности. Здесь впервые в психологии ставится во всей важности проблема соотношений внешних и внутренних психических функций. Здесь, как уже сказано, становится ясным, почему с необходимостью все внутреннее в высших формах было внешним, т.е. было для других тем, чем ныне является для себя. Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной. Это центр всей проблемы внутреннего и внешнего поведения. Многие авторы уже указывали на проблему интериоризации, перенесения поведения внутрь. Кречмер видит в этом закон нервной деятельности. Бюлер всю эволюцию поведения сводит к тому, что область отбора полезных действий переносится извне внутрь. Но мы имеем в виду другое, когда говорим о внешней стадии в истории культурного развития ребенка. Для нас сказать о процессе «внешний» - значит сказать «социальный». Всякая высшая психическая функция была внешней потому, что она была социальной раньше, чем стала внутренней, собственно психической, функцией, она была прежде социальным отношением двух людей. Средство воздействия  

                                                                                                                             7

на себя первоначально есть средство воздействия  других на личность. У ребенка шаг за шагом можно проследить смену трех основных форм развития в функциях речи. Раньше всего слово должно обладать смыслом, т.е. отношением к вещи, должна быть объективная связь между словом и тем, что оно означает.

 Если ее нет, дальнейшее развитие слова невозможно. Далее объективная связь между словом и вещью должна быть функционально использована взрослым как средство общения с ребенком. Затем только слово становится осмысленным и для самого ребенка. Значение слова, таким образом, прежде объективно существует для других и только впоследствии начинает существовать для самого ребенка. Все основные формы речевого общения взрослого с ребенком позже становятся психическими функциями[7].

    Мы можем сформулировать общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли. Мы вправе рассматривать высказанное положение как закон, но, разумеется, переход извне внутрь трансформирует, само изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей. Отсюда одним из основных принципов нашей воли является принцип разделения функций между людьми, разделение надвое того, что сейчас слито в одном, экспериментальное развертывание высшего психического процесса в ту драму, которая происходит между людьми». Мы поэтому могли бы обозначить основной результат, к которому приводит нас история культурного развития ребенка, как социогенез высших форм поведения. Слово «социальное» в применении к нашему предмету имеет большое значение. Прежде всего, в самом широком смысле оно обозначает, что все культурное является

Информация о работе Вищі психічні функції,їх будова та розвиток