Вищі психічні функції,їх будова та розвиток

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Внутренний мир человека, т. е. его психическая жизнь - это образы, мысли,
чувства, стремления, потребности и т. п., вся совокупность психического
отражения человеком действительности, окружающего мира.
Психика-это особенное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в отражении объективного мира она отсутствует у растений и
предметов неживой природы. Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявление психики: материалистическое и идеалистическое.

Работа содержит 1 файл

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТІ І НАУКИ УКРАЇНИ.docx

— 73.73 Кб (Скачать)

животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

  Много  усилий и времени ученые затратили на то, чтобы  разобраться  в

вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и животных.  У тех  и  других,  без  сомнения, есть  немало общих, чисто органических

потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь  заметные мотивационные различия между животным и человеком.

Есть  также ряд потребностей, в отношении  которых  вопрос  о  принципиальных различиях  между  человеком  и   животными   представляется   однозначно и определенно нерешаемым, т. е. спорным. Это — потребности  в   общении (контактах с себе  подобными и другими живыми  существами),  альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их элементарные признаки  можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор не известно, передаются  они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.

  У   человека  имеются  и  специфические   социальные  потребности,  близкие

аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это  —  духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.

                                                                                                                                     16

     Одну из главных проблем психологии составляет выяснение  вопроса  о  том, какие  из  потребностей  у  человека  являются  ведущими   в   детерминации поведении, какие  - подчиненными.

  Итак, человек  в  своих  психологических   качествах  и  формах  поведения

представляется  социально-природным  существом,  частично  похожим,  частично отличным  от  животных.  В  жизни  его   природное   и   социальное   начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют  друг  с  другом.  В  понимании подлинной  детерминации  человеческого   поведения   необходимо,   вероятно, принимать в расчет и то и другое[12].

    До сих  пор,  в  своих  политических,  экономических,  психологических  и

педагогических  представлениях  о  человеке  мы  по  преимуществу  учитывали

социальное  начало, а  человек,  как  показала  жизненная  практика,  даже  в

относительно  спокойные времена истории не переставал быть отчасти  животным, т. е. биологическим существом не только в смысле органических  потребностей, но и в  своем  поведении.  Основная  научная  ошибка  марксистско-ленинскоготучения в понимании природы человека  состояла,  вероятно,  в том,  что в социальных  планах  переустройства  общества  в  расчет  принималось  только высшее,  духовное  начало  в  человеке   и   игнорировалось   его   животное происхождение.

    Введение понятия функциональных  органов  позволяет  перенести   проблему

биологического  и социального  в  психических  процессах  человека  на  почву

точных  лабораторных   фактов.   Начавшееся   систематическое   исследование

формирования  этих органов  и  соответствующих  им  способностей  уже  сейчас позволяет сделать некоторые важные общие выводы [13].

    Главный из них  состоит  в  том,  что  у  человека  биологически унаследованные  свойства  не  определяют   его   психических   способностей.

Способности человека не содержатся виртуально в  его мозгу.  Виртуально  мозг

заключает в себе не те или иные  специфически  человеческие  способности,  а

лишь  способность к формированию этих способностей.

                                                                                                                                     17       

     Иначе говоря, биологически унаследованные свойства составляют  у

человека  лишь  одно  из  условий  формирования  его  психических  функций  и

способностей, условие, которое, конечно, играет важную роль. Таким  образом,

хотя  эти системы и не определяются биологическими  свойствами,  они  все  же

зависят от последних.

    Другое  условие -  это окружающий  человека  мир предметов и явлений, созданный бесчисленными поколениями людей  а  их  труде  и  борьбе. Этот мир  и  несет  человеку  истинно  человеческое.  Итак,  если  в  высших психических процессах человека различать, с одной стороны, их форму,  т.  е. зависящие от их морфологической "фактуры"чисто динамические особенности,  а с другой стороны, их содержание, т.  е.  осуществляемую  ими  функцию  и  их структуру, то можно сказать, что первое определяется биологически, второе  - социально. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                           18

РОЗДЕЛ 2.ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ИХ СТРОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

2.1.Сущность и составляющие высших психических функций.

    Развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и  сознания  благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий  труда, выступающих  как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию  знаковых  систем.  У человека  наряду с низшими  уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие [15].

  Память.                                                                                                                    Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятии оставляют в коре мозга какие-то следы, которые сохраняются некоторое           время. То же надо сказать и наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание  того, что было в нашем прошлом опыте, называется памятью.В процессе запоминания обычно устанавливается связь одного предмета или явления с другими предметами или явлениями.                                                                                                                                         Осуществляя связь  между  прошлыми  состояниями  психики,  настоящим  и процессами  подготовки  будущих  состояний,  память  сообщает  связность   и устойчивость   жизненному   опыту   человека,   обеспечивает   непрерывность существования человеческого "я"  и  выступает,  таким  образом,  в  качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности [17].

Речь.

  Речь  является основным средством  человеческого общения. Без нее  человек не 

                                                                                                                            19

имел  бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует  о себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила  и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что  думали  и  делали  люди  предыдущих  поколений. У него не было  бы возможности передать другим  свои мысли  и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь  личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей  степени, чем  это  может  позволить  наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы    чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям,  обогащают их, способствуют их развитию [16].

       По своему жизненному значению речь имеет гтолифункшюнальный характер. Она является не только средством общения, но  и  средством 

мышления,  носителем сознания,  памяти, информации  (письменные  тексты),  средством  управления поведением других людей и регуляции собственного  поведения   человека. Соответственно  множеству ее функций  речь является    полиморфной деятельностью, т. е. в своих различных функциональных   назначениях представлена  в  разных формах: внешней, внутренней, монолога,  диалога, письменной, устной и т. д. Хотя  все эти формы речи  взаимосвязаны,  их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает  как  способ  запоминания  информации.  Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.

   

                                                                                                                             20

Мышление.

    Прежде всего мышление является  высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную  форму творческого отражения и преобразования человеком  действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в одной действительности, ни  у субъекта  на данный момент  времени  существует. Мышление (в элементарных  формах 

оно имеется и у животных) также  можно  понимать  как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

     Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в  том, что оно почти всегда  связано с наличием  проблемной  ситуации,  задачи,

которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых  эта  задача задана. Мышление в отличие от  восприятия  выходит за пределы чувственно данного,  расширяет  границы  познания.  В  мышлении  на  основе  сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические  выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними,  которые чаще  всего непосредственно, в самом восприятии человеку  не даны.Свойства  вещей  и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в

виде законов, сущностей [19].

      На практике мышление как отдельный психический процесс не существует,  оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании,  воображении,  памяти,  речи.   Высшие   формы   этих   процессов обязательно  связаны  с  мышлением,  и   степень   его   участия   в   этих познавательных процессах определяет и уровень развития.

  Мышление  — это движение идей, раскрывающее  суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса  предметов  в  их  наиболее общих и существенных особенностях. Мышление — это особого рода теоретическая  и  практическая  деятельность,

                                                                                                                            21

предполагающая  систему включенных в нее действий и  операций  ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Внимание.

Внимание  в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент  психологические и физиологические процессы, способствует  организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными  потребностями, обеспечивает  избирательную  и  длительную сосредоточенность психической активности на одном  и  том  же  объекте  или деятельности.

     С  вниманием  связаны  направленность и избирательность  познавательных

процессов. Их настройка непосредственно  зависит  от  того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и   детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность   и продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и 

результаты функционирования всей познавательной активности [18].

     Для перцептивных  процессов внимание  является  своеобразным  усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой  памяти  внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную   информацию в кратковременной и оперативной  памяти, как обязательное  условие  перевода запоминаемого материала в  хранилища  долговременной  памяти. Для  мышления внимание выступает как обязательный фактор людей друг к другу.

Информация о работе Вищі психічні функції,їх будова та розвиток