Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:40, курсовая работа
Внутренний мир человека, т. е. его психическая жизнь - это образы, мысли,
чувства, стремления, потребности и т. п., вся совокупность психического
отражения человеком действительности, окружающего мира.
Психика-это особенное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в отражении объективного мира она отсутствует у растений и
предметов неживой природы. Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявление психики: материалистическое и идеалистическое.
животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.
Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в
вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто органических
потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и человеком.
Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т. е. спорным. Это — потребности в общении (контактах с себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор не известно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.
У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие
аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это — духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.
Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведении, какие - подчиненными.
Итак,
человек в своих
представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое[12].
До сих пор, в своих политических, экономических, психологических и
педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали
социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в
относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т. е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинскоготучения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение.
Введение понятия
биологического и социального в психических процессах человека на почву
точных лабораторных фактов. Начавшееся систематическое исследование
формирования этих органов и соответствующих им способностей уже сейчас позволяет сделать некоторые важные общие выводы [13].
Главный из них состоит в том, что у человека биологически унаследованные свойства не определяют его психических способностей.
Способности человека не содержатся виртуально в его мозгу. Виртуально мозг
заключает в себе не те или иные специфически человеческие способности, а
лишь способность к формированию этих способностей.
Иначе говоря, биологически унаследованные свойства составляют у
человека лишь одно из условий формирования его психических функций и
способностей, условие, которое, конечно, играет важную роль. Таким образом,
хотя эти системы и не определяются биологическими свойствами, они все же
зависят от последних.
Другое условие - это окружающий
человека мир предметов и явлений,
созданный бесчисленными поколениями
людей а их труде и борьбе.
Этот мир и несет человеку
истинно человеческое. Итак,
если в высших психических процессах
человека различать, с одной стороны, их
форму, т. е. зависящие от их морфологической
"фактуры"чисто динамические особенности,
а с другой стороны, их содержание, т.
е. осуществляемую ими функцию
и их структуру, то можно сказать, что
первое определяется биологически, второе
- социально.
РОЗДЕЛ 2.ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ИХ СТРОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
2.1.Сущность и составляющие высших психических функций.
Развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие [15].
Память.
Речь.
Речь
является основным средством
человеческого общения. Без
имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует о себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию [16].
По своему жизненному значению речь имеет гтолифункшюнальный характер. Она является не только средством общения, но и средством
мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т. е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.
Мышление.
Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в одной действительности, ни у субъекта на данный момент времени существует. Мышление (в элементарных формах
оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи,
которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны.Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в
виде законов, сущностей [19].
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет и уровень развития.
Мышление
— это движение идей, раскрывающее
суть вещей. Его итогом
предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Внимание.
Внимание
в жизни и деятельности человека
выполняет много различных
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных
процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и
результаты функционирования всей познавательной активности [18].
Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор людей друг к другу.
Информация о работе Вищі психічні функції,їх будова та розвиток