Вищі психічні функції,їх будова та розвиток

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Внутренний мир человека, т. е. его психическая жизнь - это образы, мысли,
чувства, стремления, потребности и т. п., вся совокупность психического
отражения человеком действительности, окружающего мира.
Психика-это особенное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в отражении объективного мира она отсутствует у растений и
предметов неживой природы. Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявление психики: материалистическое и идеалистическое.

Работа содержит 1 файл

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТІ І НАУКИ УКРАЇНИ.docx

— 73.73 Кб (Скачать)

                                                                                                                          8

социальным. Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения  уже вводит нас непосредственно  в социальный план развития. Далее, можно было указать на то, что  знак, находящийся вне организма, как и орудие, отделен от личности и служит, по существу, общественным органом или социальным средством.

    Еще, далее, мы могли бы сказать, что все высшие функции сложились не в биологии, не в истории чистого филогенеза, а сам механизм, лежащий в основе высших психических функций, есть слепок с социального. Все высшие психические функции суть интериоризованные отношения социального порядка, основа социальной структуры личности. Их состав, генетическая структура, способ действия,- одним словом, вся их природа социальна; даже превращаясь в психические процессы, она остается квазисоциальной. Человек и наедине с собой сохраняет функции общения. Изменяя известное положение Маркса, мы могли бы сказать, что психическая природа человека представляет собой совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры. Мы не хотим сказать, что именно таково значение положения Маркса, но мы видим в этом положении наиболее полное выражение всего того, к чему приводит нас история культурного развития.

     В связи с высказанными здесь мыслями, которые в суммарной форме передают основную закономерность, наблюдаемую нами в истории культурного развития и непосредственно связанную с проблемой детского коллектива, мы видели: высшие психические функции, например функция слова, раньше были разделены и распределены между людьми, потом стали функциями самой личности. В поведении, понимаемом как индивидуальное, невозможно было бы ожидать ничего подобного. Прежде из индивидуального поведения психологи пытались вывести социальное. Исследовали

                                                                                                                              9

индивидуальные  реакции, найденные в лаборатории  и затем в коллективе, изучали, как меняется реакция личности в обстановке коллективе.изучали,как меняется реакция личности в обстановке коллектива.

     Такая постановка проблемы, конечно, совершенно законна, но она охватывает генетически вторичный слой в развитии поведения. Первая задача анализа –показать, как из форм коллективной жизни возникает индивидуальная реакция. В отличие от Пиаже мы полагаем, что развитие идет не к социализации, а к превращению общественных отношений в психические функции. Поэтому вся психология коллектива в детском развитии представляется в совершенно новом свете. Обычно спрашивают, как тот или иной ребенок ведет себя в коллективе. Мы спрашиваем, как коллектив создает у того или иного ребенка высшие психические функции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                         10

1.2.Развитие  высших психических функций.

     Развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идёт в основном за счёт памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают высшие. Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи. С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже её познавать. Первые такие орудия - топор, нож, молоток - одновременно служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира, на данные непосредственно органам чувств.

      Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых

 операций вело, в свою очередь, к преобразованию и улучшению функций руки, благодаря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же способствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого духа. С расширением знаний о мире возрастали возможности человека, он приобретал способность быть независимым от природы и по разумению изменять свою собственную природу (имеется в виду человека) 
 
 
 
 

                                                                                                                           11

1.3.Теория  высших психических функций.

   Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций была разработана Львом Семеновичем Выготским (1896 - 1934). Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С.Выготский начал свое исследование там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимым для нее вопросами:она не смогла объяснить феномен сознания человека.Фундаментальная идея Выготского - о социальном опосредовании психической деятельности человека.Орудием этого опосредования является,по мнению Выготского,знак (слово).

"Человек  в процессе своего исторического  развития возвысился до создания  новых движущих сил своего  поведения: так в процессе общественной  жизни человека возникли, сложились  и развились его новые потребности,  а природные потребности человека  в процессе его исторического  развития претерпели глубокие изменения"[2.ст 54].

У человека есть 2 линии развития: 1) натуральная; 2) культурная

(историческая).

Натуральная линия развития - это физическое, естественное развитие ребенка с  момента рождения. При появлении  общения с окружающим миром возникает  культурная линия развития.

1.Нисшие  психические функции-натуральные:ощущения,восприятие,детское мышление, непроизвольная память.

2.Высшие  психические функции - культурные,социальные;-результат исторического развития: абстрактное мышление,речь,произвольная память, произвольное внимание, воображение. Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия – действиями произвольным.

                                                                                                                       12     

   Значит высшие психические функции возникли при помощи знака. А знак - орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления  своим поведением и поведением других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                         13

1.4.Биологические и социальные высшие психические функции.

       У человека кроме наследуемого и стихийно прижизненно приобретаемого

опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического  и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием. Если,  изучая человека и сравнивая его с животными,  мы  обнаруживаем,  что  при  наличии одинаковых анатомо-физиологических задатков человек в  своей  психологии  и поведении достигает большего, чем

животное, уровня  развития,  значит,  это является результатом научения, которым можно сознательно управлять через обучение и воспитание. Таким образом, сравнительное психолого-поведенческое исследование  человека  и  животных позволяет более правильно, научно обоснованно определять содержание и методы обучения и воспитания детей.

  Как  человек, так и животные обладают  общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им  воспринимать мир в виде элементарных ощущений  (у  высокоразвитых  животных  —  и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение,  слух, осязание,  обоняние,  вкус,  кожная  чувствительность  и др.— с рождения присутствуют у человека и животных. Их  функционирование  обеспечивается наличием  соответствующих  анализаторов,  строение  которых  было  подробно рассмотрено во второй главе [8].

   Но восприятие и  память  развитого  человека  отличаются  от  аналогичных

функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу  по нескольким линиям.

   Во-первых,  у  человека  по   сравнению   с   животными   соответствующие

познавательные  процессы  обладают   особыми   качествами:   восприятие   —

предметностью, константностью, осмысленностью, а память  произвольностью и опосредствованностью   (применение   человеком    специальных,    культурно выработанных средств запоминания, хранения и  воспроизведения  

                                                                                                                          14

информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и  развиваются  далее благодаря обучению.

   Во-вторых, память животных по сравнению с человеком  ограничена.  Они 

могут пользоваться в своей  жизни  только  той  информацией,  которую  приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь  то,  что как-то  закрепилось  наследственно  и  отразилось  в   генотипе.   Остальной благоприобретенный  опыт  при   уходе животного  из   жизни   оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.

   Иначе обстоит дело у человека. Его  память  практически  безгранична.  Он

может  запоминать,  хранить  и   воспроизводить   теоретически   бесконечное

количество  информации благодаря тому, что ему  самому нет  необходимости  всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове.  Для  этого  люди изобрели знаковые системы и средства для записи  информации.  Они  могут  не только  записывать  и  хранить  ее,  но  также  передавать  из  поколения  в поколение  через  предметы  материальной  и  духовной   культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами. Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека  и  животных.

    Оба  названных  вида  живых  существ  чуть  ли  не   с   рождения   обладают

потенциальной способностью  к  решению  элементарных  практических  задач  в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух  ступенях  развития интеллекта — в наглядно-образном  и  словесно-логическом  мышлении  —  между ними обнаруживаются разительные различия.

  Только  высшие животные, вероятно, могут  оперировать образами, причем  это

до  сих  пор  в  науке остается  спорным. У человека  данная способность

проявляется с двух-  и  трехлетнего  возраста. Что  же  касается  словесно-

логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа

интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны [9].

 

                                                                                                                                    15

   Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных  и человека. Трудность его  решения  состоит  в  том,  что  первичные  эмоции,

имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида  живых существ, по-видимому,  их  одинаково  ощущают,  однообразно  ведут 

себя  в соответствующих ситуациях. У высших животных —  антропоидов  —  и  человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно  наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам [11].

  Вместе  с тем у человека есть высшие  нравственные чувства, которых   нет  у

Информация о работе Вищі психічні функції,їх будова та розвиток