Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:40, курсовая работа
Внутренний мир человека, т. е. его психическая жизнь - это образы, мысли,
чувства, стремления, потребности и т. п., вся совокупность психического
отражения человеком действительности, окружающего мира.
Психика-это особенное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в отражении объективного мира она отсутствует у растений и
предметов неживой природы. Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявление психики: материалистическое и идеалистическое.
социальным. Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития. Далее, можно было указать на то, что знак, находящийся вне организма, как и орудие, отделен от личности и служит, по существу, общественным органом или социальным средством.
Еще, далее, мы могли бы сказать, что все высшие функции сложились не в биологии, не в истории чистого филогенеза, а сам механизм, лежащий в основе высших психических функций, есть слепок с социального. Все высшие психические функции суть интериоризованные отношения социального порядка, основа социальной структуры личности. Их состав, генетическая структура, способ действия,- одним словом, вся их природа социальна; даже превращаясь в психические процессы, она остается квазисоциальной. Человек и наедине с собой сохраняет функции общения. Изменяя известное положение Маркса, мы могли бы сказать, что психическая природа человека представляет собой совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры. Мы не хотим сказать, что именно таково значение положения Маркса, но мы видим в этом положении наиболее полное выражение всего того, к чему приводит нас история культурного развития.
В связи с высказанными здесь мыслями, которые в суммарной форме передают основную закономерность, наблюдаемую нами в истории культурного развития и непосредственно связанную с проблемой детского коллектива, мы видели: высшие психические функции, например функция слова, раньше были разделены и распределены между людьми, потом стали функциями самой личности. В поведении, понимаемом как индивидуальное, невозможно было бы ожидать ничего подобного. Прежде из индивидуального поведения психологи пытались вывести социальное. Исследовали
индивидуальные реакции, найденные в лаборатории и затем в коллективе, изучали, как меняется реакция личности в обстановке коллективе.изучали,как меняется реакция личности в обстановке коллектива.
Такая постановка проблемы, конечно, совершенно
законна, но она охватывает генетически
вторичный слой в развитии поведения.
Первая задача анализа –показать, как
из форм коллективной жизни возникает
индивидуальная реакция. В отличие от
Пиаже мы полагаем, что развитие идет не
к социализации, а к превращению общественных
отношений в психические функции. Поэтому
вся психология коллектива в детском развитии
представляется в совершенно новом свете.
Обычно спрашивают, как тот или иной ребенок
ведет себя в коллективе. Мы спрашиваем,
как коллектив создает у того или иного
ребенка высшие психические функции.
1.2.Развитие высших психических функций.
Развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идёт в основном за счёт памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают высшие. Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи. С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже её познавать. Первые такие орудия - топор, нож, молоток - одновременно служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира, на данные непосредственно органам чувств.
Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых
операций
вело, в свою очередь, к преобразованию
и улучшению функций руки, благодаря чему
она превратилась со временем в самое
тонкое и точное из всех орудий трудовой
деятельности. На примере руки учился
познавать действительность глаз человека,
она же способствовала развитию мышления
и создавала основные творения человеческого
духа. С расширением знаний о мире возрастали
возможности человека, он приобретал способность
быть независимым от природы и по разумению
изменять свою собственную природу (имеется
в виду человека)
1.3.Теория высших психических функций.
Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций была разработана Львом Семеновичем Выготским (1896 - 1934). Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С.Выготский начал свое исследование там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимым для нее вопросами:она не смогла объяснить феномен сознания человека.Фундаментальная идея Выготского - о социальном опосредовании психической деятельности человека.Орудием этого опосредования является,по мнению Выготского,знак (слово).
"Человек
в процессе своего
У человека есть 2 линии развития: 1) натуральная; 2) культурная
(историческая).
Натуральная линия развития - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения. При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.
1.Нисшие
психические функции-
2.Высшие
психические функции - культурные,социальные;-
Значит высшие психические функции возникли
при помощи знака. А знак - орудие психической
деятельности. Это искусственно созданный
человеком стимул, средство для управления
своим поведением и поведением других.
1.4.Биологические и социальные высшие психические функции.
У человека кроме наследуемого и стихийно прижизненно приобретаемого
опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием. Если, изучая человека и сравнивая его с животными, мы обнаруживаем, что при наличии одинаковых анатомо-физиологических задатков человек в своей психологии и поведении достигает большего, чем
животное, уровня развития, значит, это является результатом научения, которым можно сознательно управлять через обучение и воспитание. Таким образом, сравнительное психолого-поведенческое исследование человека и животных позволяет более правильно, научно обоснованно определять содержание и методы обучения и воспитания детей.
Как
человек, так и животные
Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных
функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.
Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие
познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие —
предметностью,
константностью, осмысленностью, а память
произвольностью и опосредствованностью
(применение человеком специальных,
культурно выработанных средств запоминания,
хранения и воспроизведения
информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.
Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они
могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.
Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он
может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное
количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами. Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных.
Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают
потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта — в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении — между ними обнаруживаются разительные различия.
Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это
до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность
проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-
логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа
интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны [9].
Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции,
имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут
себя в соответствующих ситуациях. У высших животных — антропоидов — и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам [11].
Вместе
с тем у человека есть высшие
нравственные чувства, которых
Информация о работе Вищі психічні функції,їх будова та розвиток