Виды памяти ее сущность и развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в раскрытии вопроса о видах памяти у человека.

Объектом нашего исследования является память. Предметом исследования выступают виды памяти.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

1. Раскрыть вопрос о видах памяти и их взаимосвязи друг с другом

2. Раскрыть вопрос об особенностях памяти как свойства личности

3. На практике определить доминирующий вид памяти у младших школьников

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………2

I. Виды памяти и их взаимосвязь...……………………………………….....4

1.1. Виды памяти...…………………………………………………………....4

1.2. Взаимосвязь разных видов памяти...…………………………………...12

ІІ. Особенности памяти как свойства личности...………………………......20

ІІІ. Практическая часть...……………………………………………………..23

ВЫВОД...…………………………………………………………………........29

Работа содержит 1 файл

Виды памяти Рус.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     Механическое  запоминание материала часто  приводит к формальному усвоению знаний. Кроме того, механическое запоминание неэкономное, оно требует значительно больше времени, чем запоминание смысловое. Однако механическое запоминание в умном объединении со смысловым запоминанием полезное. Важно основательно разобраться, подумать и вывести правило, а потом уже его заучить; хорошо разобраться в исторических фактах, а потом дополнительно выучить хронологические даты.

     Смысловое запоминание непосредственно связано с процессами мышления, оно опирается на понимание содержания материала, на осознание тех логических связей, которые существуют между его частями. В психологии разработан   ряд   приемов,   которые   облегчают   смысловое   запоминание изучаемого материала.

     Важнейшее условие быстрого и полного запоминания материала -это дежурство повторений и воспроизведений в процессе заучивания. Обычно не только   дети,   а   и   взрослые   прибегают   к   воспроизведению   материала   после многоразовых повторений, т.е. когда материал почти уже изучен. Такой способ заучивания малоэффективный и требует много времени.

     Наиболее  эффективным способом заучивания сложного учебного материала является комбинированный способ. При этом способе заучивания происходит по три этапа. Сперва материал читают несколько раз целиком. В процессе этого выясняется как его общий смысл, так и то, из каких частей он составляется. Потом каждую часть или наиболее сложные заучивают отдельно. В завершение, чтобы закрепить связь между частями, материал снова несколько раз прочитывают целиком.

     При комбинированном способе заучивания все части материала запоминаются не изолировано, а в связи одна из одной, что имеет большое значение для его понимания и воспроизведение. Когда же материал заучивают частями, то воссоздавать его тяжелее, особенно при переходе от одной части к второй.

     Припоминание - наиболее активное воспроизведение, которое связано с определенным напряжением нервной системы человека и требует волевых усилий. Процесс припоминания проходит успешно, когда забытый факт воссоздается не изолировано, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохраненными в памяти.

     Люди  запоминают разнообразный материал по-разному и разными способами, (дне лучше всего запоминают картину, лицо, предметы, краски, звуки. Это представители наглядно-образного типа памяти. Вторые лучше запоминают мысли и словесные формулировки, понятия, формулы и др. Это представители словесно-логического типа памяти. Третьи одинаково хорошо запоминают    и    наглядно-образный,    и    словесно-логический, абстрактный материал.

     Кроме того, различают типы памяти в зависимости  от степени участия основных анализаторов в процессе запоминания и воспроизведение. С этой точки зрения различают такие типы памяти: зрительная, слуховая, двигательная и смешанная. 

     Производительность  произвольного запоминания связана  с умственной активностью школьника, с тем, как он понимает задача, которые возникают перед ним в процессе усвоения знаний. Соответственно задачам запоминания добираются и используются наиболее рациональные приемы запоминания.

     По  результатам проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы: что у учеников младшего школьного  возраста доминирует комбинированный вид памяти, запоминание - словесно-логическое, основой которого являются понимания связей, которые отображают важные стороны и отношения. Но ненужно забывать, что каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности. И задача учителя заключается в том, чтобы знать слабые стороны памяти учеников,  уметь развивать их, что даст возможность воспитать гармонично развитую личность.

Информация о работе Виды памяти ее сущность и развитие