Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 23:20, курсовая работа
Цель данной работы состоит в раскрытии вопроса о видах памяти у человека.
Объектом нашего исследования является память. Предметом исследования выступают виды памяти.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Раскрыть вопрос о видах памяти и их взаимосвязи друг с другом
2. Раскрыть вопрос об особенностях памяти как свойства личности
3. На практике определить доминирующий вид памяти у младших школьников
ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………2
I. Виды памяти и их взаимосвязь...……………………………………….....4
1.1. Виды памяти...…………………………………………………………....4
1.2. Взаимосвязь разных видов памяти...…………………………………...12
ІІ. Особенности памяти как свойства личности...………………………......20
ІІІ. Практическая часть...……………………………………………………..23
ВЫВОД...…………………………………………………………………........29
Вообще с помощью семантической памяти образовывается информационная база человеческого интеллекта, реализуется большинство мисленнєвих действий (чтение, счет и т.д.). Вербальная память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка.
Произвольная и невольная память. Эти виды памяти различаются в зависимости от цели и способов запоминания и воспроизведение. Если не относится специальная цель запомнить и припомнить тот или другой материал и он запоминается пассивно, словно сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, - такая память является невольной
За продолжительностью сохранения материала выделяют такие виды памяти: кратковременная, долгосрочная и опосредствованная.
Кратковременную память (КП) называют еще первоначальной, непосредственной. КП характеризуется быстрым запоминанием материала, немедленным его воспроизведением и коротким сроком хранения. Одной из главных характеристик КП является ограниченность ее объема: количество информации которая может сохраняться в ней одновременно, не должна превышать определенной нормы. Допускается, что КП может одновременно удерживать около семи элементов.
Объем кратковременной памяти можно определить как ровно приблизительно семы словам, но он равняется также семы литерам (если эти буквы не образовывают слов), или семи бессодержательных составов. Т.е. объем памяти выражается не в каких-то определенных единицах - единицах, словах, буквах или составах, а равняется приблизительно семы будь каким предъявленным элементам. Г. Клауки в своих исследованиях приходил к выводу, который опрашиваемый человек может запомнить семь букв если они не складываются ни в какие определенные структуры (ХПАФМКІ), но способна запомнить больше литер, если они образовывают семь слов, это происходит так как исследуемый может перекодировать последовательность из многих литер в ряд больших единиц, если эта последовательность создает осознанные слова. Такая перекодировка - объединение отдельных стимулов (литер) в большинстве единицы слова - называют структурированием. Соответственно сформированные при этом единицы называют структурными единицами. Этот срок был внедрен Миллером, которому принадлежит известная фраза о том, что объем памяти вымеренный в структурных единицах равняется (Магическому числу семь плюс или минус два).
Миллер обдумывал некоторые другие объемы соответственно этому «логическому» диапазону чисел от 5 до 9 но относительно КП его представление такие: объем кратковременной памяти измеряется в единицах, которые могут варьировать в своей внутренней структуре. Единица емкости КП отвечает одной структурной единице, а структурная единица - вещь непостоянная, она вмещает смотря по обстоятельствам разное количество информации.
Итак, КП - это система, в которой информация может испытывать разнообразных влияний в разных формах. Теперь мы снова возвращаемся к упоминавшемуся процессу структурирования. При структурировании материала в КП используется информация, которая сохраняется в ДП, - например, сведения о правильном написании слов. Информация из долгосрочной памяти разрешает подать некоторую структуру набора извне не связанных между собой элементов; без какого образования структурных единиц было бы невозможным. Таким образом структурирования связанное с опосредствованием.
Исходя из такой характеристики процесса структурирования, можно сформировать условия которые ему необходимые. Структурирование обычно проходит в то время, как информация попадается в КП, а это означает, что объединяющий материал должен поступать в КП более или менее одновременно
Структурирование - это лишь одна из операций, которые проводится в КП. Существуют еще опосредствование и повторение. Повторение - чрезвычайно интересный феномен, характерный КП. Некоторые теоретики считают, что процесс повторения подобный многократному произношению «о себе» названия элемента, который необходимо запомнить, и что каждое повторение имеет такую функцию, как и первое вступление того же элемента в КП, т.е., что элемент при этом возвращается в память в полной целости.
Хотя вопрос о том, имеет ли здесь место внутренний язык, остается открытым, повторение, вероятно, на самом деле используется для удержания элементов в КП. Вторая функция повторения связана с перенесением информации в долгосрочную память. Обсуждались мысли, которые чем большее количество раз повторяется информация и чем дольше воздерживается она в КП, тем большая достоверность того, что ее мы сможем припомнить и в будущем.
Собственно говоря, это означает, что процесс повторения может оказывать содействие закреплению информации в ДП, так что позднее ее легче будет вспомнить.
Часто отмечают еще одну особенность кратковременной памяти - то, что образы слов воздерживаются здесь в слуховой форме, а не в зрительной. Так бывает даже в таком случае, когда представленное слово было введено в систему через зрительный образ. Об этом делают вывод уже из того, что, когда в результате неадекватного воспроизведения информации, которая сохраняется в КП, дается неправильный ответ, исследуемый по обыкновению смешивает элементы, подобные за звучанием, а не по видимой форме.
Существует вид памяти, в котором информация сохраняется неопределенно длинный срок. Такой вид называется долгосрочным. В отличие от КП, информация в ДП может быть закодирована разными способами - в слуховой, зрительной или содержательной форме. Например в нашей долгосрочной памяти может сохраняться информация о шуме влечения, которое приближается, так как мы распознаем этот шум, когда его чуем. В ДП должна также сохраняться название города, в котором мы живем, так как мы можем назвать его, когда нас спрашивают. В ДП находится все, что нам известно об окружающем миру.
Информация в ДП размещена таким образом, который получить ее относительно легко. Если мы получаем некоторую информацию(например, чуем слово “улыбка), то мы без особых усилий находим то место в ДП, где сохраняется с ней другая информация. Больше того, мы находим такую информацию в ДП очень быстро, а самая эта скорость свидетельствует, во-первых, о том, что “извлечение- не какой то случайный, ненаправленный процесс” [7,29], и во-вторых, что ДП “представляет собой высокоупорядоченную систему”[7,29].
Ученые приходили к выводу, который ДП можно изобразить как сетку, созданную пучками информационных связей.
Структура ДП довольно сложная, это связано с тем, что, по первое, использование информации, которая сохраняется в ДП связана с решением задач, логической дедукцией, предоставлением ответов на вопрос, вспоминанием фактов и во-вторых, ДП вмещает поразительно большое количество разнообразной информации, в-третьих, ее организация упорядочена, а не случайная.
Кроме
кратковременной и
Оперативный,
кратковременная и
Итак,
усвоенная информация может переходить
с одного вида памяти в другого, более
продолжительный, но при этом необходимая
дополнительная ее обработка: глибше осознание,
согласование с опытом, сравнение, переструктурирование,
перекодировка, переведение в словесно-логическую
память. В следствие преобразований память
приобретает более обобщенный и опосредствованный
характер, становится более подготовленной
для продолжительного хранения и произвольного
применения.
1.2. Взаимосвязь разных видов памяти
Память - это всегда деятельность, она имеет характер определенных процессов. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание.
Запоминание. Деятельность памяти начинается из запоминание, т.е. из закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании от действия предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятие.
Запоминание может быть неумышленным (невольным) и намеренным (произвольным). Невольное запоминание происходит без заранее поставленной цели запомнить. Оно проходит без волевых усилий, происходит словно само собой. Не все факты и события окружающей действительности запоминаются одинаково непроизвольно. Прежде всего прочность и продолжительность невольного запоминания зависит от цветистости, подвижности и других особенностей объекта. Например, младшие школьники непроизвольно запоминают все яркое, подвижное, что впадает в глаза. Особенно эффективным невольное запоминание бывает тогда, когда оно связано с яркими или сильными эмоциональными переживаниями, большими чувствами. Значительную роль при невольном запоминании сыграет интерес. Сравнительно легко, непроизвольно запоминаются такие предметы и явления, которые связаны с предыдущим опытом. Мы знаем какие-то факты, у нас является представления о них, поэтому всем, что касается этих фактов, нас интересует и запоминается легко. «Невольное запоминание имеет большое значение в жизни человека, оно расширяет и обогащает ее жизненный опыт, не требуя от нее специальных усилий». [7] Исследование показали, что невольное запоминание может быть использовано в педагогической работе в тех случаях, когда новый учебный материал надо хорошо осознать. Здесь основная задача ученика - осознание нового, а запоминания этого нового происходит непроизвольно, в самом процессе озмістення. Преждевременная постановка специальной задачи на запоминание нередко отрицательно обозначается на понимании. Поэтому иногда учитель говорит школьникам: «Сначала поймите, разберитесь, не стараясь во что бы то ни стало запомнить».
Произвольное запоминание, в отличие от невольного сознательно направленное на запоминание определенного материала. При произвольном запоминании человек докладывает необходимые волевые усилия, мобилизирует себя на лучшее и сильное запоминание материала, применяя для этого специальные приемы и способы запоминания. Учебная деятельность школьников - усвоение знаний, приобретение умений и привычек - опирается преимущественно на произвольное запоминание. Систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определенных приемов называют заучиванием.
Произвольное запоминание осуществляется двумя способами: механическим и содержательным.
Механическое запоминание - это последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними. Так, школьница, готовя урок, пять-шесть раз прочитали одну страницу учебника, потом столько же раз следующую. В классе девочка хорошо пересказала то, что было написано в учебнике, но не смогла ответить на простейшие вопросы учителя: «Я лучше все подряд расскажу, мне на вопрос отвечать сложно,- заявила она». Это произошло потому, что ученица заучила урок механически, не вдумываясь в содержание материала. К механическому запоминанию ученики удаются в трех случаях: во-первых, когда они не могут понять суть изучаемого материала; во-вторых, когда отдельные части материала не связанные между собой по смыслу (например, отдельные названия предметов, хронологические даты, числовые выражения и т.п.); в-третьих, тогда, когда учитель требует знать все точно так, как написано в учебнике. Когда учитель систематически требует только дословных ответов от учеников, то этим воспитывается в них механический способ усвоения материала. Часто методика опрашивания учеников в классе определяет способы запоминания ими учебного материала. Ученик приспосабливается к системе опрашивания учителя: если учитель ставит много вопросов по смыслу, заставляет учеников размышлять, отвечать урок, то ученик старается запоминать учебный материал, раздумывая в процессе его заучивания. Механическое запоминание материала часто приводит к формальному усвоению знаний. Кроме того, механическое запоминание неэкономное, оно требует значительно больше времени, чем запоминание содержательное. Однако механическое запоминание в умном объединении с содержательным запоминанием полезное. Важно основательно разобраться, подумать и вывести правило, а потом уже его заучить; хорошо разобраться в исторических фактах, а потом дополнительно выучить хронологические даты.