Виды памяти ее сущность и развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в раскрытии вопроса о видах памяти у человека.

Объектом нашего исследования является память. Предметом исследования выступают виды памяти.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

1. Раскрыть вопрос о видах памяти и их взаимосвязи друг с другом

2. Раскрыть вопрос об особенностях памяти как свойства личности

3. На практике определить доминирующий вид памяти у младших школьников

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………2

I. Виды памяти и их взаимосвязь...……………………………………….....4

1.1. Виды памяти...…………………………………………………………....4

1.2. Взаимосвязь разных видов памяти...…………………………………...12

ІІ. Особенности памяти как свойства личности...………………………......20

ІІІ. Практическая часть...……………………………………………………..23

ВЫВОД...…………………………………………………………………........29

Работа содержит 1 файл

Виды памяти Рус.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

    Отдельные дети, тратя много времени и  сил на заучивание материала, воссоздают его неточно и быстро забывают. Слабая производительность памяти таких школьников объясняется разными причинами. Как правило, плохое запоминание наблюдается в школьников, которые часто пропускают занятие, несистематически выполняют учебные задачи, не владеют приемами запоминания. Как показывают исследование, при соответствующей работе процессы запоминания и воспроизведение в них значительно улучшаются.

    Слабая  производительность памяти иногда является следствием заболевания, большого переутомления и другого физического недомогания. Для таких детей, кроме индивидуального обучения и непосредственной помощи в заучивании, нужен специальный режим, дежурство учебной деятельности и отдыха, умное дозирование учебных задач и т.д. [10]

    Очень часто незначительные результаты запоминания зависят не от плохой памяти, а от плохого внимания учеников. Если ученик невнимательный на уроке или не привык сосредоточенно работать, он плохо воспринимает учебный материал, а итак, ему ничего запоминать. Отсутствие внимания или недостаточное внимание учеников на уроке - одна из важнейших причин плохого запоминания.

 

ІІІ. Практическая часть

Исследования  проводится в 4-Б классе школы №1 г. Ахтырка

Методика  I.

Наша  цель: проявить превосходящий тип  памяти.

     Процедуру исследования начинают из прочтение всех слов первого ряда (интервал три секунды), потом испытанные записывают слова, запомнились. После десяти минут отвлечения от работы показывают карточку со словами второго ряда (в ходу тридцати секунд), записывают и отдыхают десять минут. Слова третьего ряда читают вслух, а ученики шепотом повторяют их и спрашивают вслух. Ученики повторяют шепотом и «пишут» ее в воздухе. Потом записывают на бумагу.

Для запоминания  вслух При зрительном восприятии При моторно-слуховом При комбинированном
Письмо

Ваза

Море

Дом

Банк

Гроза

Книга

Лес, м'ячь

Шкаф

Свечка

Ночи

Бревно

Вода

Ока

Год

Речка

Зоря, гриб

Чашка

Сено

Шутка

Слива

Гусь

Ягода

Парта

Жук

Ветер

Мед

Заец

Луна

Капля

Белка

Поле

Мазкая

Сырой

Труба

Поль

Торт

Спица

 

 

Методика  ІІ.

Цель: выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образовании логических связей.

      Экспериментатор сначала читает каждую пару слов, а  исследуемый стремится установить связь между словами пары. Потом экспериментатор называет только первое слово пары, а исследуемый должен воссоздать второе, пользуясь установленной связью.

Месяц^-месяц-год-месяц

Вилка-нож-вилка

Обод^-обод-обед-стол-обод

Мост-речка

Ухо^-ухо-ок-ухо

Вода-шум-вода

Цветы^-цветы-сад-цветы

Дорога-дорога

Время^-время-время-час-время

Снег-зима

 

Методика  ІІІ.

Цель: проявить соотношение смысловой и механической памяти учеников.

      Испытанному дают два ряда слов; в первом ряде между словами существуют смысловые  связи, во второму - отсутствуют. Экспериментатор  читает школьнику слова первого ряда (интервал между парой - пять секунд). После десяти минут перерыва читаются слова второго ряда (с интервалом десять секунд), а испытанный записывает слова, которые запомнились 

І

Сани^-сани-кон-сани

Книга-учитель

Ученик-школа

Зуб^-зубы-зубья-щетки-зубы

Чай^-чай-сахар-чай

ІІ

Диван^-диван-гриб-диван

Овца-спичка-овца

Мяч^-мяч-море-мяч

Доска-куртка

Небо^-небо-квитк-небо

 

 

Итоги исследования

Методика 1

Объем памяти Слухова (количество учеников) Зрительная

(количество  учеников)

Моторно-слухова (количество учеников) Комбинированная (количество учеников)
до 50% 8 8 7 3
до 80% 8 8 9 11
до 100% - - - 2
 

      Таким образом мы видим, что в младших  школьников «чистые» типы памяти случаются  очень редко. Они наблюдаются близко в 3%.

      Преобладает комбинированный тип памяти поскольку  количество слов, которая запоминается возрастает до 100%, чего нет у других типов памяти. 

Методика  ІІ

Объем памяти Количество  учеников
До 50% 4
До 80% 12
До 100% -
 

 

Методика  ІІІ

Количество мужчина Объёмы смысловой памяти Объемы  механической памяти
Количество  слов Запоминание Количество  слов Запоминание
1 5 5 5 3
2 5 3 5 1
3 5 5 5 3
4 5 4 5 2
5 5 3 5 3
6 5 5 5 2
7 5 3 5 3
8 5 5 5 5
9 5 3 5 4
10 5 5 5 4
11 5 5 5 4
12 5 2 5 1
13 5 5 5 4
14 5 2 5 1
15 5 2 5 2
16 5 4 5 0

      Исходя  из полученных данных из таблиц ІІ и  ІІІ, мы видим, что у подавляющего большинства класса доминирует смысловое (логическое) запоминание, основой которого являются понимания связей, которые отображают существу стороны и отношения. Ученики крепче и больше запоминают тот материал, который им понятный.

      В школе усваиваемый материал чаще всего бывает более или менее  понятным. Поэтому в каждом случае необходимо объединения смысловой и механической памяти. Но работа памяти школьников в преобладающей части познавательной деятельности должна опираться на смысловые связи и только в отдельных случаях обращаться к относительно механического запоминания. Преимущество механического запоминания, когда материал приходится силой втискать в память, считают недостатком педагогической работы. Такое намеренное усвоение знаний приводит к задержке развития учеников, к ее деградации. Учитель должен помочь детям осознать  смысловые связи, тогда материал дольше будет сохраняться легче воспроизводятся.

      Известный психолог А.А. Смирнов, который глубоко  изучал способы запоминания, связанные  с логической обработкой материала, указывает прежде всего на групповое  группирование и сравнение. Очень  продуктивным способом запоминания являются сравнения того что запоминается с чем-то раньше известным.

      Наиболее  важную роль оно сыграет при потребности  точного полного и продолжительного запоминания сложного материала.

      Педагог должен не забывать, что способы  запоминания является тем главным фактором который взыскивает решающее влияние на все его характеристики: скорость, вместительность, точность, осмысленность и т.д.

      Некоторые школьники лучше запоминают зорово или на слух, то это зависит от индивидуальных особенностей, а задача учителя проявить превосходящий тип памяти ученика и помогать осмысленно запомнить необходимый материал. 

 

ВЫВОД

     В основу видовой классификации памяти в современной науке положено три основных критерия (признака): 1) объект (предмет) запоминание, т.е. то, что запоминается (в данном случае маются на внимании такие виды памяти, как двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая); 2) цель и способы запоминания и воспроизведение (произвольная и невольная память); 3) продолжительность сохранения в памяти (в данном случае имеется в виду кратковременная и долговременная память).

     Двигательная, или моторная, память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем.

     Эмоциональная память - это память на пережитые  чувства. Положительные или отрицательные чувства не исчезают бесследно, а запоминаются и воссоздаются при определенных условиях.

     Образная  память - это сохранение и воспроизведение образов прежде воспринятых предметов и явлений действительности. Образная память бывает зрительной, слуховою, касательной, обонятельной и вкусовой. Зрительная и слуховая память четче проявляются у всех нормально развитых людей, а развитие касательной, обонятельной и вкусовой памяти связанный преимущественно с разными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов пищевой промышленности наблюдается у людей, лишенных зрения и слуха).

     Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Мысли не существуют вне языка, вне тех или другими словами и выражениями. Поэтому такой вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим.

     Значение кратковременной и долговременной памяти в жизни и деятельности человека разное.

     Кратковременная память обслуживает отдельные звенья и операции деятельности.

     Например,   переводчик   сохраняет  точно   в своей   памяти   фразу,   пока   ее перекладывает. При переходе к новой фразе точное формулирование предыдущей фразы сразу забывается. Аналогичные (похожие) проявления кратковременной памяти в работе стенографистки, оператора и представителей других видов деятельности. В этом явлении, наверное, является своя целесообразность.

     Если  бы вся старая информация оставалась в памяти, то внимание не могло бы переключиться на восприятие и удержание новой информации, а итак, и выполнение новой операции было бы невозможное.

     Долговременная  память обслуживает более сложную интеллектуальную и практическую деятельность человека. К такой деятельности, в частности, принадлежит учебная деятельность учеников. Школьник, достав учебную задачу, должен помнить не только полученные указания и инструкции к его выполнению.

     Память - это всегда деятельность, она имеет  характер определенных процессов. Основные процессы памяти - запоминание; сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание.

Информация о работе Виды памяти ее сущность и развитие