Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 23:20, курсовая работа
Цель данной работы состоит в раскрытии вопроса о видах памяти у человека.
Объектом нашего исследования является память. Предметом исследования выступают виды памяти.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Раскрыть вопрос о видах памяти и их взаимосвязи друг с другом
2. Раскрыть вопрос об особенностях памяти как свойства личности
3. На практике определить доминирующий вид памяти у младших школьников
ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………2
I. Виды памяти и их взаимосвязь...……………………………………….....4
1.1. Виды памяти...…………………………………………………………....4
1.2. Взаимосвязь разных видов памяти...…………………………………...12
ІІ. Особенности памяти как свойства личности...………………………......20
ІІІ. Практическая часть...……………………………………………………..23
ВЫВОД...…………………………………………………………………........29
Виды
памяти ее сущность и развитие
ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………
I. Виды памяти и
их взаимосвязь...……………………………………….
1.1. Виды
памяти...………………………………………………………
1.2. Взаимосвязь разных видов памяти...…………………………………...12
ІІ. Особенности памяти как свойства личности...………………………......20
ІІІ. Практическая
часть...……………………………………………………..
ВЫВОД...…………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Значение памяти в жизни человека очень большое. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, является следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти оскорбления, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.
Память сохраняет нам знание, а без знаний немыслимые ни плодотворная деятельность, ни успешное обучение. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше сохраняется у нее в памяти, тем большую пользу она сможет принести своему народу, своей Родине.
Память, как и все другие психические процессы, имеет характер деятельности. Или запоминает человек, или упоминает она, а или припоминает что-нибудь, воссоздает или узнает - всегда она осуществляет определенную психическую деятельность.
Человек запоминает сильнее те факты, события и явления, которые имеют для нее, для ее деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначущее, запоминается намного хуже и скорее забывается.
Как известно, направленность личности выражена в ее интересах и склонностях. Интересы человека очень сильно влияют на память- обеспечивают успешность запоминания. Особенно большое значение для запоминания имеют стойкие интересы, которые характеризуют личность. Все, что в окружающей жизни связано со стойкими интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано. Это и будет проявлением избирательности памяти.
У детей школьного возраста особенно ярко проявляется влияние интереса на производительность запоминания. Известно, что много кто со школьников неодинаково запоминает и усваивает разные учебные предметы. Педагогическая практика показывает, что когда учитель воспитывает у детей интерес к так называемым «не любимым» предметам, запоминанию и усвоению этих предметов учениками резко улучшается.
На запоминание большое влияние взыскивает эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Если предмет или любые события для нас равнодушные и не вызывают яркого переживания, то запоминаются они плохо. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, оставляет глубокий след в сознании и запоминается крепко и надолго.
Производительность памяти во многих случаях зависит и от волевых качеств человека. Люди слабовольные, ленивые и не способные к продолжительным волевым усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо. И наоборот, люди с сильной волей, которые настойчиво добиваются усвоение того или другого материала, крепко и глубоко его запоминают.
Производительность памяти в значительной мере зависит от общей культуры человека, от ее умственного мировоззрения.
Таким
образом, характер памяти, ее производительность
связанные с особенностями
Цель данной работы состоит в раскрытии вопроса о видах памяти у человека.
Объектом нашего исследования является память. Предметом исследования выступают виды памяти.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Раскрыть вопрос о видах памяти и их взаимосвязи друг с другом
2. Раскрыть вопрос об особенностях памяти как свойства личности
3. На
практике определить
1. Анализ специальной литературы (психологической, педагогической, логопедической, медицинской).
2. Наблюдение,
беседа.
1. Виды памяти и их взаимосвязь
Развитие человека как личности, осложнение поведения и постепенное обогащение ее деятельности происходит по счет накопления индивидуального опыта. Его формирование было бы невозможным, если бы ощущение, восприятие, мысли переживания, которые возникают в коре главного мозга, бесследно исчезали. Они закрепляются, сохраняются и воссоздаются соответственно нуждам человека в памяти.
Память
включается в разные виды человеческой
деятельности, в них формируется
и оказывается, ими и предопределяется
ее особенности и формы
1.1. Виды памяти
Закрепление
и восстановление индивидуального
опыта происходит в разнообразных
формах. Объясняется это тем
Классификация видов памяти за характером психологической активности впервые была предложена П.П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им виды памяти не существуют независимо друг от друга, и тем более, находятся в тесном взаимодействии. Блонскому удалось проявить отличия между отдельными видами памяти.
В основу видовой классификации памяти в современной науке положено три основных критерия (признака): 1) объект (предмет) запоминание, т.е. то, что запоминается (в данном случае маются на внимании такие виды памяти, как двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая); 2) цель и способы запоминания и воспроизведение (произвольная и невольная память); 3) продолжительность сохранения в памяти (в данном случае имеется в виду кратковременная и долговременная память).
Двигательная память. «Двигательная, или моторная, память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе изготовления и формирование двигательных привычек и привычек. В процессе овладения двигательных трудовых действий сильное важное значение имеет их правильная организация. Только за этого условия они могут формироваться с определенной скоростью и легкостью и отвечать требованиям успешного выполнения той или другой деятельности». [2; 36] Все люди имеют двигательную память. Однако проявления ее у каждого человека происходят по-разному. Эти индивидуальные отличия зависят от двух факторов: 1) от прирожденных физических особенностей организма и 2) от степени правильной выучки, упражнений и тренировок в изготовлении двигательных привычек. В результате индивидуальных особенностей (прирожденных и приобретенных) каждый человек имеет свой темп, стиль движения при хождении, письме, в работе, игре, спорте и др. Конечно, признаком доброй двигательной памяти человека является физическая ловкость, сноровка в трудовых операциях и других видах практической деятельности. Двигательная память генетически (за своим происхождением) передует другим видам памяти. У ребенка ее первые проявления приходятся на первый месяц жизни. Сначала дети усваивают узкий круг простейших движений. Потом запоминание и воспроизведение движений прогрессивно расширяется, захватывая все больше круг все более сложных движений. При закреплении и воспроизведении они все больше приобретают сознательный характер, тесно связывают с процессами мышления, воли, другими видами памяти. Это значит, что на разных вековых этапах качественные особенности двигательной памяти неоднородные. Именно в качественной перестройке и заключается ее развитие.
Эмоциональная память.
Эмоциональная
память - это память на пережитые
чувства. Положительные или
Образная
память. Образная память - это сохранение
и воспроизведение образов
Зрительная и слуховая память проявляются у всех нормально развитых людей, а развитие касательной, обонятельной и вкусовой памяти связанный преимущественно с разными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов пищевой промышленности) или наблюдается у людей, лишенных зрения и слуха). Высокого развития образная память достигает у людей художественных профессий: художников, музыкантов, писателей.
Механизм
образной памяти заключается в том,
что сначала человек
Словесно-логическая память (иногда называется семантической, или словесно-логической). Вербальная память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Мысли не существуют вне языка, вне тех или другими словами и выражениями. Поэтому такой вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим. Воспроизведение мыслей не всегда происходит в тому самому словесному выражении, в котором они были сперва высказанные. В одних случаях запоминается и воссоздается лишь общее содержание, суть выраженных мыслей, а буквальное словесное воспроизведение их не нужное. В других - запоминается и воссоздается не только общее содержание, а и точное, буквальное словесное выражение мыслей (заучивание наизусть). Однако буквальное воспроизведение словесного материала может происходить без понимания его значения, тогда заучивание будет уже не логическим, а механическим запоминанием. Важную роль при этом сыграет уровень языкового развития. Чем меньше развитый язык школьника, тем тяжелее ему выразить содержание своими словами. Но в этом случае и важно побуждать ребенка пересказывать учебный материал своими словами. Запоминание значения - это запоминание общих и существенных сторон и признаков материала и предотвращение от деталей и малозначущих индивидуальных его признаков. Выделение существенного зависит от понимания самого материала, того, что в нем является важнейшим и значащим, а что - второстепенным. Итак, запоминание и воспроизведение содержательного материала тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом ее знаний. «Дети, особенно младшего школьного возраста, самостоятельно выделяют отдельные важные признаки с большими усилиями, им необходимая помощь учителя. Что же к деталям, то дети запоминают и воссоздают их нередко очень хорошо, предоставляют им непропорционально большого значения, особенно когда эти детали имеют яркую наглядность, конкретность и эмоциональное влияние». [6]
Этот вид памяти специфично человеческий, в отличие от двигательной, образной и эмоциональной, которые в своих простейших формах присущие и животным.