Виды памяти ее сущность и развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в раскрытии вопроса о видах памяти у человека.

Объектом нашего исследования является память. Предметом исследования выступают виды памяти.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

1. Раскрыть вопрос о видах памяти и их взаимосвязи друг с другом

2. Раскрыть вопрос об особенностях памяти как свойства личности

3. На практике определить доминирующий вид памяти у младших школьников

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………2

I. Виды памяти и их взаимосвязь...……………………………………….....4

1.1. Виды памяти...…………………………………………………………....4

1.2. Взаимосвязь разных видов памяти...…………………………………...12

ІІ. Особенности памяти как свойства личности...………………………......20

ІІІ. Практическая часть...……………………………………………………..23

ВЫВОД...…………………………………………………………………........29

Работа содержит 1 файл

Виды памяти Рус.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

    Содержательное  запоминание непосредственно связано с процессами мышления, оно опирается на понимание содержания материала, на осознание тех логических связей, которые существуют между его частями. В психологии разработан ряд приемов, которые облегчают смысловое запоминание изучаемого материала.

    Один  из приемов, которые оказывает содействие содержательному запоминанию, - содержательное группирование материала. Под содержательным группированием следует понимать членение материала на части с выделением главного и важного в каждой части. После общего ознакомления с материалом он должен быть детально проанализированный и расчлененный на содержательные группы или части. В каждой части надо найти и выделить содержательные опорные пункты, т.е. мысли, словесные выражения и образы, которые определяют основную суть данной части, и сформулировать эту суть в виде коротких заголовков к каждой части. Дальше необходимо провести синтетическую, обобщающую работу, т.е. установить связи между выделенными частями изучаемого материала и понять логическую последовательность их размещения.

    Языковая обработка должна завершиться составлением общего плана размещения учебного материала. Понятно, что на этом запоминание материала не заканчивается. Все, что хорошо осознанно, должны быть закреплено в памяти следующими повторениями. Целесообразно начинать повторение из попытки воссоздать заученный материал. В процессе воспроизведения человек устанавливает, что она помнит из прежде воспринятого материала, и соответственно этому организовывает его повторение.

    Практика  обучения и психологические исследования показывают, что для крепкого закрепления  знаний важное значение имеет при  запоминании направления на крепкое  и продолжительное сохранения в памяти учебного материала. Двум группам учеников было предложено заучить один и тот самый материал. В одной группе учеников предупредили, что проверять, как они запомнили, будут через день, а во второй - через неделю. Однако проверили обе группы через две недели. Результаты опрашивания показали, что лучше помнили материал ученики второй группы.

    Успех заучивания зависит не столько от количества повторений, сколько от того, как эти повторения распределяются во времени. В практике заучивания существуют два способа повторений: концентрированное, т.е. сплошное, без перерыва и распределенное во времени, с перерывом в несколько часов или даже дней. Психологические исследования показывают, что распределенное повторение значительно производительнее: оно требует приблизительно в два раза меньше повторений, чем концентрированное, выполненное за один прием. Вот почему поспешная подготовка к урокам не обеспечивает крепкого запоминания знаний: они быстро забываются. Особенно важно распределить повторение при закреплении знаний у школьников. Нецелесообразно повторять пройденный материал только в конце учебного года. Результаты будут лучшими, если учитель на протяжении года периодически будет повторять раньше пройденный материал.

    При заучивании учебного материала необходимо учитывать его сложность и объем. Если материал сравнительно легкий и небольшой по объему, целесообразно заучивать его полностью. Когда же материал большой и сложный, то можно его заучивать частями, заранее выделив их по значению.

    Наиболее  эффективным способом заучивания сложного учебного материала является комбинированный способ. При этом способе заучивания происходит по три этапа. Сперва материал читают несколько раз полностью. В процессе этого выясняется как его общее содержание, так и то, из каких частей он составляется. Потом каждую часть или наиболее сложные заучивают отдельно. В завершение, чтобы закрепить связь между частями, материал снова несколько раз прочитывают полностью.

    При комбинированном способе заучивания все части материала запоминаются не изолировано, а в связи одна из одной, что имеет большое значение для его понимания и воспроизведение. Когда же материал заучивают частями, то воссоздавать его тяжелее, особенно при переходе от одной части к второй. Наблюдения показывают, что школьники, которые заучивают стих отдельными строфами, при воспроизведении его, именно и «спотыкаются» при переходе от одной строфы к другой. Задача учителя начальных классов - научить ученикам приемов и способов рационального запоминания, научить каждому ученику правильно готовить уроки.

    Узнавание и воспроизведение. Результаты запоминания  проявляются в узнавании и  воспроизведении.

    Возвратившись к родным местам после продолжительной  разлуки, мы узнаем, казалось бы, давно  забытые вещи, предметы, упоминаем  много фактов, связанных с ними, узнаем знакомые лица. Узнавания происходит потому, что воспринимаемое в данный момент аналогичное потому, что воспринималось раньше. При повторном воспроизведении появляется своеобразное чувство знакомства, которое и лежит в основе узнавания.

    Воспроизведение, в отличие от узнавания, характеризуется  тем, что образы, закрепленные в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры  на вторичное восприятие тех или  других объектов. Когда, например, мы снова  встречаемся из своим старым знакомым и поздравляем его: «Здрастуйте, Иван Иванович!», это будет узнавание; когда же образ этого человека возникает, оживляется в ее отсутствие, это будет воспроизведение. Припоминание знакомого стиха, песни, рассказа учителя тоже будет воспроизведением. В процессе воспроизведения в коре главного мозга актуализируются следы   временных   нервных   связей,  образованных и закрепленных в процессе запоминания. Воспроизведение бывает невольным и произвольным. При невольном воспроизведении оскорбления, мысли, слова и чувства упоминаются без сознательного намерения и усилия.

    В противоположность невольному воспроизведению воспроизведение произвольное возникает вследствие активного и сознательного намерения.

    Студент или ученик на экзамене старается  вспомнить лишь тот материал, который отвечает поставленному преподавателем вопросу.

    Произвольное  воспроизведение не является пассивным  процессом. Оно активно и выборочно  направляется и перестраивается  человеком в зависимости от деятельности, от особенностей личности: интересов, чувств, стремлений и т.д. Когда ученик упоминает хорошо изученный материал, например изученный наизусть стих, грамматическое или арифметическое правило, то он воссоздает его легко, без любых волевых усилий. В тех же случаях, когда ученик не очень четко усвоил учебный материал, непроизвольно воссоздать его уже тяжело.

    Припоминание - наиболее активное воспроизведение, которое связано с определенным напряжением нервной системы  человека и требует волевых усилий. Процесс припоминания проходит успешно, когда забытый факт воссоздается не изолировано, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохраненными в памяти. Припоминая, где забыл книжку, мальчик старается вспомнить все, что состоялось с ним в продолжение дня, где он в последний раз был, когда держал книжку в руках, с кем он при этом разговаривал, о чем думал. Припоминая все эти обстоятельства, мальчик активно воссоздает те ассоциации, которые восстанавливают последовательность событий и облегчают припоминание забытого. Точно так же, когда школьник припоминает тот или другой забытый им исторический факт, он легче воссоздает его в связи с другими фактами и событиями. Успех припоминания зависит, таким образом, от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится со сдачей материала, сохраненного в памяти.

    Забывание и борьба с ним.

    Многое  из того, что закреплено в памяти, со временем той или другой мерой забывается. Забывание может быть полным или частичным, продолжительным или временным, недлинным. При полном забывании закрепленный материал не только не воссоздается, а и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воссоздает его лишь частично или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, что не может воссоздать материал.

    Продолжительное, полное или частичное забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении продолжительного времени не удается воссоздать, припомнить что-нибудь. Но наиболее частое забывание бывает временным, когда человек не может воссоздать нужен ей материал в данный момент, но спустя некоторое время все-таки воссоздает его. Такое отсроченное воспроизведение того, что казалось забытым, называется реминисценцией (от латинского слова, которое означает «воспоминание»). Реминисценция чаще случается у детей, чем во взрослых, и возникает в результате снятия торможения, вызванного усталостью нервных клеток мозга.

    Процесс забывания происходит неравномерно: сначала быстро, потом медленно. Например, на протяжении первых пяти дней после заучивания забывания идет быстрее, чем в следующие пять дней.

    За  экспериментальными данными, в памяти школьников от закрепленного материала   через день остается 77,6%, через четыре дня 66,49% и через десять дней - 62,7 %.

    Физиологической основой забывания являются торможения временных нервных связей в коре главного мозга, который возникает вследствие отсутствия их подкрепления. Быстрее всего забывается то, что было слабо закреплено в памяти. Более скорому забыванию подвергается тот материал, который закреплялся механически.

    При сознательном запоминании забывания происходит намного медленнее.

    Основное  средство против забывания - повторение. «Повторение - иметь обучения», - говорит  пословица. Повторение не только основное условие крепкого запоминания учебного материала, а условие следующего сохранения его в памяти. Учитывая, что забывания особенно быстро происходит сначала, начинать повторять надо как можно раньше, а не тогда, когда учебный материал уже почти забыт. Чем раньше начинают повторять материал, тем легче он полностью воссоздается и тем меньше нужно для этого повторений.

    Важнейшим средством борьбы с забыванием являются применения усвоенных знаний на практике. Ученик, который много раз применяет  в упражнениях и диктантах  изученные правила правописания, не забывает их. Решая задача на определенные правила, ученики крепко запоминают эти правила. Моральные правила, которые усваивают ученики, закрепляются в моральных поступках, в высоконравственном поведении. Связь с жизнью, с широкой общественной практикой укрепляют знание, приобретенные учениками в школе.

        

 

ІІ. Особенности памяти как свойства личности

    Наблюдаются довольно значительные индивидуальные отличия в сфере памяти. Индивидуальные особенности памяти становятся свойствами личности, которые характеризуют  ее деятельность.

    Люди  запоминают разнообразный материал по-разному и разными способами. Одни лучше всего запоминают картину, лицо, предметы, краски, звуки. Это представители наглядно-образного типа памяти. Вторые лучше запоминают мысли и словесные формулирования, понятие, формулы и др. Это представители словесно-логического типа памяти. Третьи одинаково хорошо запоминают и наглядно-образный, и словесно-логический, абстрактный материал.

    Кроме того, различают типы памяти в зависимости  от степени участия основных анализаторов в процессе запоминания и воспроизведение. С этой точки зрения различают такие типы памяти: зрительная, слуховая, двигательная и смешанная (зрительно-слуховая, зрительно-двигательная и слухово- двигательная). Одни люди лучше запоминают зрительно, другие - на слух, третьи - с помощью двигательных ощущений, четвертые - при комбинированном способе. Наблюдая школьников, можно видеть, что одни из них лучше запоминают учебный материал, читая его о себе, вторые - читая вслух, третьи - для того чтобы запомнить, прибегают к записи. Наиболее распространенным является смешан тип памяти (зрительно-двигательный и слухово- двигательный).

    «Чистые»  типы памяти случаются очень редко. Они наблюдаются приблизительно в 3% школьников.

    Индивидуальные  отличия памяти зависят от характера деятельности человека. Типы памяти не остаются постоянными, а изменяются соответственно изменениям характера деятельности.

    Учителю надо знать индивидуальные особенности  памяти школьников; это дает ему  возможность опираться, с одной  стороны, на более сильные стороны памяти ученика, со второго - развивать слабые стороны памяти и тем самым добиваться гармонического развития этого важного психического процесса.

    Среди младших школьников нередко встречаются  дети, которые запоминают материал очень быстро. Таким ученикам для запоминания материала довольно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Причем эти дети не только быстро запоминают, а и продолжительное время сохраняют заученное, легко и полно воссоздают. Школьники, которые быстро запоминают и продолжительное время сохраняют изученное, заметно выделяются среди других учеников успехами в усвоении знаний.

    Учителю приходится иметь дело и со школьниками, которые медленно запоминают учебный  материал, но зато медленно и забывают его, т.е. продолжительное время сохраняют заученное. Эти школьники заучивают учебный материал путем многоразовых повторений, применяют разнообразные приемы, слушают, читают, записывают, зарисовывают, опираются на наглядные пособия и т.д. Закрепленный материал в результате многоразовых повторений сохраняется в памяти в этих школьников так же долго и крепко, как и у учеников, которые быстро запоминают.

    Учитель должен судить о памяти школьников не только по ее результатам, а и  за теми усилиями, которые тратят ученики, чтобы достичь крепкого запоминания. Учитель должен учить учеников необходимых приемов, которые ускоряют процесс заучивания. Среди учеников встречаются и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но так же быстро забывают изученное. Конечно, на друг-третий день они уже плохо, неполно и неточно воссоздают закрепленный материал. В таких школьников надо прежде всего воспитывать направленность на продолжительное запоминание, привычку самостоятельно повторять пройденное через определенное время, их надо постоянно проверять, контролировать. При усвоении нового материала таким ученикам следует давать индивидуальные задачи - повторять то, что из прошлые знания связаны с новым материалом.

Информация о работе Виды памяти ее сущность и развитие